Составления психологической характеристики группы (класса)
I.Общие сведения о классе
1. Структура класса и история его формирования:
а) количество учащихся (мальчиков, девочек), возрастной состав;
б) наличие второгодников, одаренных детей, конфликтных, агрессивных детей, мигрантов, сирот, детей с отклонениями в развитии, количество учащихся из полных и неполных семей;
в) слияние класса с другими группами, смена классного руководителя и т.д.
2. Психофизическое здоровье учащихся:
а) анализ результатов медицинского обследования учащихся класса (медицинские группы);
б) фамилии учащихся, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей – предметников;
в) отношение больного ребёнка и его семьи к его здоровью и отношение самого ученика к своей болезни;
г) соотношение здоровья и учебных результатов.
3. Характеристика семей учащихся:
а) возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни в семьях;
б) отношение родителей к школе и учебным успехам ученика;
в) характеристика взаимоотношений детей и родителей;
г) ценностные ориентации семей учащихся.
Методы: наблюдение, беседа, контент-анализ.
II. Организация класса, руководство им
1. Организующее звено класса. Его официальный актив, характеристика его активности (инициатива, самостоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, наличие-отсутствие авторитета, организаторские способности, забота о товарищах, отношение к общественному мнению и т.д.). Общественные поручения учащихся класса. Стадия развития группы.
2. Распределение ролей в группе. Наличие в группе формальных (официальных) и неформальных лидеров и анти-лидеров, их степень влияния на класс, отношение к лидерам. Наличие аутсайдеров («отверженных»), причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним одноклассников.
Взаимоотношения внутри группы.
- Общение между учащимися, дружба, взаимопомощь, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных учащихся класса.
- Степень заинтересованности в общих делах, проявления взаимной требовательности, взаимопомощи и уважения, критика в группе, проявления товарищества и дружбы.
- Особенности отношений между мальчиками и девочками.
- Отношение к успевающим и слабоуспевающим учащимся.
- «Трудные» учащиеся, их влияние на одноклассников. Открытость, закрытость, тревожность учащихся. Наличие детей с признаками астенизации, геймеровского мышления, тенденции к леворукости, анорексии, национализму. Наличие детей «группы риска» (склонность к алкогольной, наркотической зависимости, интернет-зависимости).
- Степень конфликтности учащихся, её причины. Конфликты в группе и способы их разрешения.
- Наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками. Влияние учителей на формирование межличностных отношений в классе.
- Наличие микрогрупп в классе: мотивы их объединения (по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам и т.д.), отношения между микрогруппами.
- Степень организованности, сплочённости класса.
4. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения учащихся с классным руководителем, с отдельными учителями. Традиции в классе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие в них учеников. Ритуалы, символика, сленг класса.
5. Эмоциональный фон, психологический климат в классе. Настроения в учебе, труде, общественных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха.
Влияние классного руководителя на психологический климат в классе.
6. Место и роль класса в жизни школы. Особенности его взаимоотношений с другими классами. Участие класса в общественной жизни, а также жизни школы.
7. Руководство учебной группой (классом). Личность классного руководителя и его влияние на группу (образование, стаж, длительность работы с данным классом, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение к нему класса, наличие авторитета среди учащихся. Подход классного руководителя к решению проблем в классе. Конфликты с учащимися. Методы управления классным коллективом, используемые классным руководителем. Эффективность данных методов.
Методы: социометрия, опрос, наблюдение, тесты, контент-анализ, анализ кейсов.
III. Содержание и характер совместной деятельности
1. Учебная деятельность (общая характеристика успеваемости (отличники, неуспевающие), виды контроля за успеваемостью, требования классного руководителя, актива и всего класса, взаимопомощь, ее виды и организация).
Мотивация учебной деятельности в классе. Отношение к различным учебным предметам, активность на уроках, подготовленность к урокам. Сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся. Формирование мотивации учения классным руководителем и другими педагогами.
Дисциплина в классе,отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалка, подсказка, списывание). Проблемы поведения на уроках. Случаи конфликтного поведения. Причины нарушений дисциплины.