Опросник 1. Ребенок глазами взрослого
Ф. И. О. ребенка__ Возраст_____ Дата заполнения _ Заполнил: родитель, психолог, педагог
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции
агрессивности у ре6енка:0 - нет проявлений агрессивности,) - прояв‑
ления агрессивности наблюдаются иногда, 2 -часто, 3 почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как частго наблюдается |
Вегетативные | • краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 |
признаки | • облизывает губы в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 |
Внешние | • кусает губы в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 |
проявления | • сжимает кулаки в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 |
• сжимает губы, кулаки, когда обижают | 0 1 2 3 4 | |
• тревожное напряжение разрешается гневом | 01 2 3 4 | |
длительность | • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин. | 01 2 3 4 |
агрессии | • после агрессивной реакции не успокаивается в течение ЗО мин. | 01 2 3 4 |
Чувствитель- | • помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной | 01 2 3 4 |
кость к помощи | агрессией | |
взрослого | • помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться | 0 1 2 3 4 |
• замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии | 01 2 3 4 | |
• замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии | 01 2 3 4 | |
• чувство неприязни к другим не корректируется извне | 0 1 2 3 4 | |
Особенности от- | • ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает | 0 1 2 З 4 |
ношения к соб- | вести себя агрессивно | |
ственной агрес- | • ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как | 01 2 3 4 |
сии | таковые | |
Особенности | • стремится делать назло | 0 1 2 3 4 |
проявления гу- | • безразличие к страданиям других | 0 1 2 3 4 |
манных чувств | • стремление причинить другому страдание | 0 1 2 3 4 |
• у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий | 01 2 3 4 | |
Реакция на | • новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления | 01 2 3 4 |
новизну | агрессивности | |
• в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции | 01 2 3 4 |
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
Реакция на ограничение | • при попытке удержать яростно сопротивляется | 0 1 2 З 4 |
Реактивность | • проявляет агрессивные реакции первым | 01 2 3 4 |
(чувствитель- ность к агрессии | • первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка • проявляет агрессивные реакции на действия других | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
других) | • толкается, когда обижают • бьет других, если ребенка случайно толкнули | 0 1 2 3 4 о 1 2 з а |
Чувствитель- | • щиплется на глазах у всех | 0 1 2 3 4 |
ность к присут- | • толкает сверстника на глазах у всех | 0 1 2 3 4 |
ствию других | • ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка | 0 1 2 3 4 |
Физическая | • может сломать постройку на глазах у всех | 01 2 3 4 |
агрессия, на- правленная на | • ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку... | 01 2 3 4 |
предмет | • ребенок может бросить предмет об стенку • ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры | 01 2 3 4 01 2 3 4 |
• отрывает руки, ноги кукле | 01 2 3 4 | |
Агрессия, на- | • толкает других детей в состоянии раздражения | 01 2 3 4 |
правленная на | • походя ударяет встречных | 0 1 2 3 4 |
сверстников | • 6ызт других детей в состоянии раздражения • ударяет детей и внезапно успокаивается | 01 2 3 4 01 2 3 4 |
• стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) | 0 1 2 3 4 | |
• кусает других детей в состоянии раздражения | 01 2 3 4 | |
Агрессия невы- раженной на- | • агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей | 0 1 2 3 4 |
правленности | и пр.) | |
Агрессия, на- | • бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки | 01 2 3 4 |
правленная на | • бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать | 0 1 2 3 4 |
взрослого | игрушки и Т. п. | |
(в раннем | • тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или | 01 2 3 4 |
и дошкольном | пресыщения | |
детстве) | • в состоянии пониженного настроения 6ы:т чужого взрослого кулачком | 01 2 3 4 |
• в состоянии пониженного настроения 6ыэт родителя кулачком | 0 1 2 3 4 | |
• царапает взрослого | 01 2 3 4 | |
• беспричинное недо6рожелательнсе отношение к члену семьи | 0 1 2 3 4 | |
• 6ы:т больно ногой бабушку | 01 2 3 4 | |
Вербальная | • говорит обидные слова детям | 0 1 2 3 4 |
агрессия | • говорит обидные слова взрослым • говорит нецензурные слова детям | 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
• говорит нецензурные слова взрослым | 0 1 2 3 4 |
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
Агрессивность | • замахивается, но не ударяет другого | 0 1 2 3 4 |
в виде угрозы | • пугает другого | 0 1 2 3 4 |
Агрессия, на- | • просит себя стукнуть еще раз | 01 2 3 4 |
правленная на | • берет на себя вину за других | 01 2 3 4 |
себя | • рвет на себе волосы | 01 2 3 4 |
• щиплет себя в состоянии раздражения | 01 2 3 4 | |
• кусает себя в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 | |
Агрессия, на- | • щиплет кошку | 0 1 2 3 4 |
правленная на | • выкручивает хвост кошке | 01 2 3 4 |
животных | • специально наступает на лапы собаке | 0 1 2 3 4 |
неупорядочен- ные проявления и дополнения | • плюется в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 |
Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка по результа‑
там данной анкеты, следует сложить полученные баллы:
· уровень I: от 0 до 65 баллов - вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;
· уровень II: от 65 до 130 баллов - есть опасность закрепления
агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку
требуется помощь в овладении собственным поведением;
· уровень III: от 130 до 195 баллов - ребенку требуется значительная психолога-педагогическая и медикаментозная помощь
в овладении агрессивностью как расстройством поведения и' эмоций;
· уровень IV: от 195 до 260 баллов - психолого-педагогическая
помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку
Приложение 8 .
АГРЕССИВНОСТЬ