Характеристика типов личности
1. Реалистический (мужской) тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянных движений), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Для него характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение, шансы на успех имеет в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
2. Интеллектуальный тип. Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности – математика, география, геология, творческие профессии.
3. Социальный тип. Отличается выраженными социальными умениями (общаться, быть лидером). Успешно приспосабливается к обстоятельствам, независим от окружающих. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Стремится поучать и воспитывать окружающих, способен к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочтительные сферы деятельности - психология, медицина, педагогика.
4. Конвенциальный тип. Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной информации. Подход к проблеме носит стереотипный характер. Отличительные черты – консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый руководитель и организатор. Чаще преобладают невербальные способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, канцелярский служащий.
5. Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявлять энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, предприниматель.
6. Артистический тип. В отношениях с окружающими опирается на своё воображение и интуицию. Ему присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера – независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.
Опросник
1. А. Инженер-технолог | 1. Б. Конструктор |
2. А. Завуч по внеклассной работе | 2. Б. Председатель профсоюзного комитета |
3. А. Дизайнер | 3. Б. Чертежник |
4. А. Ученый-химик | 4. Б. Бухгалтер |
5. А. Политический деятель | 5. Б. Писатель |
6. А. Повар | 6. Б. Наборщик |
7. А. Адвокат | 7. Б. Редактор научного журнала |
8. А. Воспитатель | 8. Б. Художник по керамике |
9. А. Вязальщик | 9. Б. Санитарный врач |
10. А. Нотариус | 10. Б. Снабженец |
11. А. Переводчик художественной литературы | 11. Б. Лингвист |
12. А. Педиатр | 12. Б. Статистик |
13. А. Заведующий магазином | 13. Б. Фотограф |
14. А. Философ | 14. Б. Психиатр |
15. А. Оператор ЭВМ | 15. Б. Карикатурист |
16. А. Садовник | 16. Б. Метеоролог |
17. А. Учитель | 17. Б. Командир отряда |
18. А. Художник по металлу | 18. Б. Маляр |
19. А. Гидролог | 19. Б. Ревизор |
20. А. Заведующий хозяйством | 20. Б. Дирижер |
21. А. Инженер-электронщик | 21. Б. Секретарь-машинистка |
22. А. Главный зоотехник | 22. Б. Зоолог |
23. А. Спортивный врач | 23. Б. Фельетонист |
24. А. Водитель троллейбуса | 24. Б. Медсестра |
25. А. Копировщик | 25. Б. Директор |
26. А. Архитектор | 26. Б. Математик |
27. А. Работник детской комнаты милиции | 27. Б. Счетовод |
28. А. Председатель колхоза | 28. Б. Агроном-семеновод |
29. А. Биолог | 29. Б. Офтальмолог |
30. А. Архивариус | 30. Б. Скульптор |
31. А. Стенографист | 31. Б. Логопед |
32. А. Экономист | 32. Б. Заведующий магазином |
33. А. Научный работник музея | 33. Б. Консультант |
34. А. Корректор | 34. Б. Критик |
35. А. Радиооператор | 35. Б. Специалист по ядерной физике |
36. А. Врач | 36. Б. Дипломат |
37. А. Актер | 37. Б. Телеоператор |
38. А. Археолог | 38. Б. Эксперт |
39. А. Закройщик-модельер | 39. Б. Декоратор |
40. А. Часовой мастер | 40. Б. Монтажник |
41. А. Режиссер | 41. Б. Ученый |
42. А. Психолог | 42. Б. Поэт |
Работа № 8
Стиль руководства
Вводные замечания. В современном обществе сформировалось несколько стилей руководства: три основных и один комбинированный.
Авторитарный стиль. Руководитель в принятии решений ориентируется на собственные цели, критерии и интересы. Он практически не советуется с трудовым коллективом и ограничивается узким кругом единомышленников. Проводя решения, занимает жёсткие позиции, активно применяет методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в своей правоте, собственных знаниях, личных связях в предпринимательской среде. Руководитель такого стиля может привести фирму и к большому успеху, и к быстрому, неожиданному развалу.
Взаимодействия с подчиненными: полностью подавляет других людей, единолично принимает решения, берет ответственность на себя или перекладывает на других, приказывает, командует, боится квалифицированных и имеющих своё мнение работников, со всеми держит официальную дистанцию, твердый до жесткости, любит формальности, предпочитает административное воздействие, редко использует поощрения, подбирает кадры, руководствуясь личными интересами.
Демократический стиль. Руководитель сочетает в себе принципы единоначалия и общественного самоуправления, избирается обычно на собрании трудового коллектива и должен выражать интересы большинства. Это доброжелательный и открытый человек, мало поддается жизненным соблазнам, склонен к сотрудничеству со всеми людьми и группами. Управление осуществляет от лица дирекции, правления, совета, президиума.
Во взаимодействии с подчинёнными предлагает, просит, убеждает, советуется, поощряет, прощает ошибки. Подбирает грамотных и деловых специалистов, постоянно повышает свою квалификацию, общителен, ориентирован на сотрудничество, умело использует мотивацию труда, легко принимает новшества, трудолюбив, уважает время другого человека, подбор кадров доверяет специалистам.
Либеральный стиль. Руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп людей, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, играет роль доброго и внимательного руководителя, но невольно становится марионеткой в руках неформальных лидеров. Преимущество этого стиля заключается в групповом принятии управленческих решений, но сам руководитель не имеет ясной позиции и воли, поэтому многие вопросы и начинания остаются не воплощёнными в реальность.
Во взаимодействии с подчиненными постоянно снимает с себя всякую ответственность, ждет помощи и предложений от коллег и коллектива, отдает инициативу подчиненным, поощряет знания, мягкий, покладистый, удобен для многих, терпим к нарушениям, часто пользуется поощрениями, подбор кадров осуществляет, чаще исходя из интересов отдельных людей, чем из производственной необходимости.
Смешанный стиль. Сочетает в себе перечисленные три стиля руководства (авторитарный, демократический и либеральный), где может преобладать постоянно или временно любой из них.
Цель занятия. Установить свой стиль управления.
Оснащение. Бланк с 40 различными утверждениями.
Порядок работы, инструкция. Предлагаемый тест поможет вам оценить свой стиль руководства, точнее, соотношение в нем демократических и административных факторов. Перед вами 40 утверждений, постарайтесь выразить свое отношение к этим утверждениям в соответствии с тем, как вы обычно поступаете (или поступили бы). Определившись в отношении к утверждению, поставьте одну из букв:
С – явление наблюдается систематически (в 80-100% случаев);
Ч – часто (60-80%);
И – иногда (40-60%);
Р – редко (20-40%);
Н – явление не наблюдается (0-20%).