Характеристика типов личности

1. Реалистический (мужской) тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянных движений), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Для него характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение, шансы на успех имеет в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

2. Интеллектуальный тип. Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности – математика, география, геология, творческие профессии.

3. Социальный тип. Отличается выраженными социальными умениями (общаться, быть лидером). Успешно приспосабливается к обстоятельствам, независим от окружающих. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Стремится поучать и воспитывать окружающих, способен к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочтительные сферы деятельности - психология, медицина, педагогика.

4. Конвенциальный тип. Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной информации. Подход к проблеме носит стереотипный характер. Отличительные черты – консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый руководитель и организатор. Чаще преобладают невербальные способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявлять энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, предприниматель.

6. Артистический тип. В отношениях с окружающими опирается на своё воображение и интуицию. Ему присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера – независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

Опросник

1. А. Инженер-технолог 1. Б. Конструктор
2. А. Завуч по внеклассной работе   2. Б. Председатель профсоюзного комитета
3. А. Дизайнер 3. Б. Чертежник
4. А. Ученый-химик 4. Б. Бухгалтер
5. А. Политический деятель 5. Б. Писатель
6. А. Повар 6. Б. Наборщик
7. А. Адвокат 7. Б. Редактор научного журнала
8. А. Воспитатель 8. Б. Художник по керамике
9. А. Вязальщик 9. Б. Санитарный врач
10. А. Нотариус 10. Б. Снабженец
11. А. Переводчик художественной литературы 11. Б. Лингвист  
12. А. Педиатр 12. Б. Статистик
13. А. Заведующий магазином 13. Б. Фотограф
14. А. Философ 14. Б. Психиатр
15. А. Оператор ЭВМ 15. Б. Карикатурист
16. А. Садовник 16. Б. Метеоролог
17. А. Учитель 17. Б. Командир отряда
18. А. Художник по металлу 18. Б. Маляр
19. А. Гидролог 19. Б. Ревизор
20. А. Заведующий хозяйством 20. Б. Дирижер
21. А. Инженер-электронщик 21. Б. Секретарь-машинистка
22. А. Главный зоотехник 22. Б. Зоолог
23. А. Спортивный врач 23. Б. Фельетонист
24. А. Водитель троллейбуса 24. Б. Медсестра
25. А. Копировщик 25. Б. Директор
26. А. Архитектор 26. Б. Математик
27. А. Работник детской комнаты милиции 27. Б. Счетовод
28. А. Председатель колхоза 28. Б. Агроном-семеновод
29. А. Биолог 29. Б. Офтальмолог
30. А. Архивариус 30. Б. Скульптор
31. А. Стенографист 31. Б. Логопед
32. А. Экономист 32. Б. Заведующий магазином
33. А. Научный работник музея 33. Б. Консультант
34. А. Корректор 34. Б. Критик
35. А. Радиооператор 35. Б. Специалист по ядерной физике
36. А. Врач 36. Б. Дипломат
37. А. Актер 37. Б. Телеоператор
38. А. Археолог 38. Б. Эксперт
39. А. Закройщик-модельер 39. Б. Декоратор
40. А. Часовой мастер 40. Б. Монтажник
41. А. Режиссер 41. Б. Ученый
42. А. Психолог 42. Б. Поэт

Работа № 8

Стиль руководства

Вводные замечания. В современном обществе сформировалось несколько стилей руководства: три основных и один комбинированный.

Авторитарный стиль. Руководитель в принятии решений ориентируется на собственные цели, критерии и интересы. Он практически не советуется с трудовым коллективом и ограничивается узким кругом единомышленников. Проводя решения, занимает жёсткие позиции, активно применяет методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в своей правоте, собственных знаниях, личных связях в предпринимательской среде. Руководитель такого стиля может привести фирму и к большому успеху, и к быстрому, неожиданному развалу.

Взаимодействия с подчиненными: полностью подавляет других людей, единолично принимает решения, берет ответственность на себя или перекладывает на других, приказывает, командует, боится квалифицированных и имеющих своё мнение работников, со всеми держит официальную дистанцию, твердый до жесткости, любит формальности, предпочитает административное воздействие, редко использует поощрения, подбирает кадры, руководствуясь личными интересами.

Демократический стиль. Руководитель сочетает в себе принципы единоначалия и общественного самоуправления, избирается обычно на собрании трудового коллектива и должен выражать интересы большинства. Это доброжелательный и открытый человек, мало поддается жизненным соблазнам, склонен к сотрудничеству со всеми людьми и группами. Управление осуществляет от лица дирекции, правления, совета, президиума.

Во взаимодействии с подчинёнными предлагает, просит, убеждает, советуется, поощряет, прощает ошибки. Подбирает грамотных и деловых специалистов, постоянно повышает свою квалификацию, общителен, ориентирован на сотрудничество, умело использует мотивацию труда, легко принимает новшества, трудолюбив, уважает время другого человека, подбор кадров доверяет специалистам.

Либеральный стиль. Руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп людей, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, играет роль доброго и внимательного руководителя, но невольно становится марионеткой в руках неформальных лидеров. Преимущество этого стиля заключается в групповом принятии управленческих решений, но сам руководитель не имеет ясной позиции и воли, поэтому многие вопросы и начинания остаются не воплощёнными в реальность.

Во взаимодействии с подчиненными постоянно снимает с себя всякую ответственность, ждет помощи и предложений от коллег и коллектива, отдает инициативу подчиненным, поощряет знания, мягкий, покладистый, удобен для многих, терпим к нарушениям, часто пользуется поощрениями, подбор кадров осуществляет, чаще исходя из интересов отдельных людей, чем из производственной необходимости.

Смешанный стиль. Сочетает в себе перечисленные три стиля руководства (авторитарный, демократический и либеральный), где может преобладать постоянно или временно любой из них.

Цель занятия. Установить свой стиль управления.

Оснащение. Бланк с 40 различными утверждениями.

Порядок работы, инструкция. Предлагаемый тест поможет вам оценить свой стиль руководства, точнее, соотношение в нем демократических и административных факторов. Перед вами 40 утверждений, постарайтесь выразить свое отношение к этим утверждениям в соответствии с тем, как вы обычно поступаете (или поступили бы). Определившись в отношении к утверждению, поставьте одну из букв:

С – явление наблюдается систематически (в 80-100% случаев);

Ч – часто (60-80%);

И – иногда (40-60%);

Р – редко (20-40%);

Н – явление не наблюдается (0-20%).

Наши рекомендации