Этические принципы работы тренера

а) определяются его личными принципами

б) четко регламентированы и юридически закреплены

в) содержатся в его должностной инструкции

г) определяются этическим кодексом поведения психолога

Ключи к тестам для самоконтроля

1. а 2. б 3. в 4. в 5. а 6. б 7. в 8. а 9. а 10. б
11. б 12. а 13. б 14. а 15. б 16. в 17. г 18. а 19. в 20. б
21. г 22. а 23. в 24. а 25. б 26. в 27. а 28. а 29. а 30. б
31. г 32. б 33. а 34. г 35. б 36. г 37. б 38. в 39. б 40. б
41. а 42. а 43. а 44. б 45. г 46. б 47. в 48. б 49. г 50. а
51. б 52. г 53. а 54. в 55. в 56. в 57. б 58. а 59. б 60. г
61. б 62. б 63. б 64. в 65. г 66. б 67. а 68. а 69. г 70. в
71. б 72. г  

Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие “психологический тренинг”.

2. Общее и отличие психологического тренинга и других видов групповой работы.

3. История возникновения тренинговых групп.

4. Виды тренингов: варианты классификации.

5. Основные методы работы в тренинге.

6. Групповая дискуссия как метод групповой работы.

7. Ролевая игра как метод групповой работы.

8. Психотехнические упражнения как метод групповой работы. Классификации упражнений.

9. Требования к тренинговым упражнениям.

10. Основные принципы формирования тренинговой группы.

11. Особенности работы с гомогенными и гетерогенными группами.

12. Особенности работы с группами обязательными и добровольными.

13. Типы поведения участников в группе. Групповые роли.

14. Формирование структуры группы.

15. Понятие групповой динамики применительно к тренинговой группе.

16. Механизмы групповой динамики и их действие в тренинговой группе.

17. Фазы развития группы, их особенности (различные подходы).

18. Окно “Джогари”: проявления в ходе тренинга.

19. Подготовка к началу тренинговой группы, разработка программы тренинга.

20. Начало новой тренинговой группы: первое занятие. Способы разогрева группы.

21. Групповые нормы и правила, их влияние на группу.

22. Конфликт и его использование в работе с группой.

23. Рефлексия, обратная связь и другие элементы групповой работы.

24. Причины и профилактика психологических травм в процессе тренинга.

25. Уровни завершения тренинга.

26. Функции психотренера в группе. Стили руководства группой.

27. Необходимые психотренеру личностные качества.

28. Этические принципы тренера.

29. Гибкость поведения психотренера.

30. Профессиональная подготовка ведущего тренинговой группы.

ГЛОССАРИЙ

«Окно Джогари» - модель, используемая для описании процесса взаимодействия и самораскрытия участников в тренинговой группе в процессе ее развития.

Активные методы группового социально-психологического обучения - любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач.

Арена - открытая область или «публичное» я, поведение явное и для себя, и для других.

Бизнес-тренинг - курс повышения квалификации, как правило, очень короткий, насыщенный раз­ными формами и методами занятий, предназначенный для обу­чения сотрудников и руководства компаний

Ведомый – человек, который всегда соглашается с мнением и решением лидера, подстраивает свои цели под цели лидера.

Возрастно-ориентированные тренинги – тренинги, при составлении программы которых ориентируются на конкретную возрастную группу участников, учитываются особенности данного возраста, в том числе содержание и специфика нормативных возрастных кризисов (коммуникативный тренинг для подростков, тренинг для преодоления кризиса среднего возраста и т.д.).

Гетерогенная группа – группа, участники которой имеют различные характеристики по каким-либо параметрам.

Гомогенная группа – группа, все участники которой имеют одинаковые характеристики по каким-либо параметрам.

Групповая динамика – это модель формирования стадий малой группы в процессе ее развития.

Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Групповое состояние — это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.

Групповые процессы — это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы.

Идиосинкразический кредит (кредит доверия) — предоставление группой высокостатусным ее членам (в первую очередь лидеру) возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

Конструктивный конфликт – конфликт, экологично разрешенный в ходе тренинга; стимулирует развитие группы, дает участникам новые эффективные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Коррекционные тренинги – тренинги, имеющие целью решить психологическую проблему обратившегося человека; включает в себя психологическую диагностику клиента, но не в привычном виде (прохождение тестов, длительные беседы с психологом), а в тренинговой форме.

Лидирующий – лидер группы, отличается большей активностью, стремлением организовывать процесс, имеет авторитет в группе, умеет брать ответственность, умение вести за собой.

Личностно-развивающие тренинги – тренинги, имеющие целью выявить индивидуальность человека, а затем гармонизировать внутренний мир человека, скорректировать слабые стороны личности и подчеркнуть сильные

Неизвестное - непознанная область, закрытая как от себя, так и от других; нераскрытые способности и возможности, неосознаваемые проблемы.

Неконструктивный конфликт – конфликт, который не был грамотно разрешен; разрушает группу, приводит к личным обидам у участников, мешает групповой работе.

Образовательные тренинги – тренинги, имеющие целью максимально быстро и эффективно научить человека какому-либо навыку, умению, профессии.

Обратная связь – процесс, в ходе которого одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать "курс" в направлении достижения целей.

Ограничения – это спорные ситуации, каждая из которых разрешается исходя из специфики конкретной группы или участника. Люди этой категории представляют риск при работе в группе (для себя либо для группы), поэтому каждый случай рассматривается индивидуально.

Отстраняющийся (отвергаемый) – тот, которого отвергает группа (часто он отличается от группы по какому-либо значимому признаку);

Отстраняющийся (самоотстраняющийся) – участник, который добровольно не вступает в эмоциональные контакты с участниками группы.

Проблемно-ориентированные тренинги – тренинги, при составление программы которых все строится вокруг одной конкретной коммуникативной проблемы и способов ее решения (тренинги эмоциональной саморегуляции, тренинги эффективного поведения в конфликте, тренинги супружеского взаимодействия, тренинги родительского поведения и т.д.)

Противопоказания – это категорический запрет на участие в тренинге.

Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).

Психологическая травма - это реакция на значимые для данного человека события, вызывающая длительные эмоциональные переживания и имеющая длительное психологическое воздействие (длительные негативные последствия).

Психологический обмен — обмен между участниками мыслями, чувствами, опытом, стратегиями поведения, эмоциональными стратегиями и т.д.

Психологический тренинг– это вид преобразующего воздействия, производимого в рамках специально организованной для этой цели группы и направленного на формирование навыков и умений (в первую очередь коммуникативных), позволяющих участнику изменить собственные стратегии поведения и таким образом повысить свою личностную компетентность и эффективность в какой-либо сфере жизни и деятельности.

Психотерапия - комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности.

Психотехнический потенциал – способность тренинговых упражнений приводить к запланированным изменениям в психике участников; возможность изменять содержание и характер протекания психических процессов.

Рефлексия – организация процесса осмысления происходящего (своих чувств, эмоций, стратегий поведения) участниками тренинга.

Ролевая игра – форма организации группового взаимодействия, основанная на распределении ролевых позиций между участниками группы в рамках заданного сюжета.

Скрытое - скрытая область или «частная» жизнь, вещи, скрываемые от других, очень личные чувства, воспоминания.

Слепое пятно - закрытая область, то, что видят другие и о чем не знаю я сам (привычки, мимика, жесты, черты характера и т.д.).

Сотрудничающий – участник, ориентированный на достижение цели и ради этого готовый к сотрудничеству и кооперации с другими. Сотрудничающий способен на некоторое время брать на себя лидирующие функции для достижения цели, вступать в противоречие с лидером при необходимости.

Тренер – ведущий тренинговой группы.

Тренинги командообразования – направлены на деловой аспект взаимоотношений в коллективе, на создание команды, способной максимально эффективно достигать поставленной цели.

Тренинги общих умений – тренинги, имеющие целью формирование коммуникативных умений и навыков, которые могут быть использованы в любом виде общения, как профессиональном, так и дружеском (тренинг общения, тренинг эффективной коммуникации, тренинг уверенности, тренинг принятия эффективных решений, тренинг стрессоустойчивости, тренинг сензитивности и т.д.)

Тренинги развития группы – тренинги, предназначеные для реально существующих на протяжении некоторого времени коллективов и организаций.

Тренинги развития корпоративной культуры – направлены на формирование и внедрение в сознание сотрудников коллектива элементов корпоративной культуры (общих целей, ценностей, миссии организации, корпоративных стандартов и т.д.).

Тренинги развития личности – направлены на личностный рост, позволяют преодолеть собственные барьеры и ограничения, максимально развить свои способности и возможности.

Тренинги сплочения – направлены в первую очередь на эмоциональный аспект взаимоотношений в группе, на формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Тренинги частных умений – тренинги, имеющие целью формирование узконаправленных навыков и умений, область применения которых чаще всего ограничена одним видом деятельности (тренинг продаж, тренинг телефонных переговоров, тренинг по управлению, тренинг самопрезентации, тренинг проведения деловых переговоров и т.д.).

Тренинговая группа – любая специально созданная малая группа, участники которой при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания и коммуникативных навыков).

Наши рекомендации