Этические принципы работы тренера
а) определяются его личными принципами
б) четко регламентированы и юридически закреплены
в) содержатся в его должностной инструкции
г) определяются этическим кодексом поведения психолога
Ключи к тестам для самоконтроля
1. а | 2. б | 3. в | 4. в | 5. а | 6. б | 7. в | 8. а | 9. а | 10. б |
11. б | 12. а | 13. б | 14. а | 15. б | 16. в | 17. г | 18. а | 19. в | 20. б |
21. г | 22. а | 23. в | 24. а | 25. б | 26. в | 27. а | 28. а | 29. а | 30. б |
31. г | 32. б | 33. а | 34. г | 35. б | 36. г | 37. б | 38. в | 39. б | 40. б |
41. а | 42. а | 43. а | 44. б | 45. г | 46. б | 47. в | 48. б | 49. г | 50. а |
51. б | 52. г | 53. а | 54. в | 55. в | 56. в | 57. б | 58. а | 59. б | 60. г |
61. б | 62. б | 63. б | 64. в | 65. г | 66. б | 67. а | 68. а | 69. г | 70. в |
71. б | 72. г |
Вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие “психологический тренинг”.
2. Общее и отличие психологического тренинга и других видов групповой работы.
3. История возникновения тренинговых групп.
4. Виды тренингов: варианты классификации.
5. Основные методы работы в тренинге.
6. Групповая дискуссия как метод групповой работы.
7. Ролевая игра как метод групповой работы.
8. Психотехнические упражнения как метод групповой работы. Классификации упражнений.
9. Требования к тренинговым упражнениям.
10. Основные принципы формирования тренинговой группы.
11. Особенности работы с гомогенными и гетерогенными группами.
12. Особенности работы с группами обязательными и добровольными.
13. Типы поведения участников в группе. Групповые роли.
14. Формирование структуры группы.
15. Понятие групповой динамики применительно к тренинговой группе.
16. Механизмы групповой динамики и их действие в тренинговой группе.
17. Фазы развития группы, их особенности (различные подходы).
18. Окно “Джогари”: проявления в ходе тренинга.
19. Подготовка к началу тренинговой группы, разработка программы тренинга.
20. Начало новой тренинговой группы: первое занятие. Способы разогрева группы.
21. Групповые нормы и правила, их влияние на группу.
22. Конфликт и его использование в работе с группой.
23. Рефлексия, обратная связь и другие элементы групповой работы.
24. Причины и профилактика психологических травм в процессе тренинга.
25. Уровни завершения тренинга.
26. Функции психотренера в группе. Стили руководства группой.
27. Необходимые психотренеру личностные качества.
28. Этические принципы тренера.
29. Гибкость поведения психотренера.
30. Профессиональная подготовка ведущего тренинговой группы.
ГЛОССАРИЙ
«Окно Джогари» - модель, используемая для описании процесса взаимодействия и самораскрытия участников в тренинговой группе в процессе ее развития.
Активные методы группового социально-психологического обучения - любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач.
Арена - открытая область или «публичное» я, поведение явное и для себя, и для других.
Бизнес-тренинг - курс повышения квалификации, как правило, очень короткий, насыщенный разными формами и методами занятий, предназначенный для обучения сотрудников и руководства компаний
Ведомый – человек, который всегда соглашается с мнением и решением лидера, подстраивает свои цели под цели лидера.
Возрастно-ориентированные тренинги – тренинги, при составлении программы которых ориентируются на конкретную возрастную группу участников, учитываются особенности данного возраста, в том числе содержание и специфика нормативных возрастных кризисов (коммуникативный тренинг для подростков, тренинг для преодоления кризиса среднего возраста и т.д.).
Гетерогенная группа – группа, участники которой имеют различные характеристики по каким-либо параметрам.
Гомогенная группа – группа, все участники которой имеют одинаковые характеристики по каким-либо параметрам.
Групповая динамика – это модель формирования стадий малой группы в процессе ее развития.
Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
Групповое состояние — это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.
Групповые процессы — это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы.
Идиосинкразический кредит (кредит доверия) — предоставление группой высокостатусным ее членам (в первую очередь лидеру) возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.
Конструктивный конфликт – конфликт, экологично разрешенный в ходе тренинга; стимулирует развитие группы, дает участникам новые эффективные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Коррекционные тренинги – тренинги, имеющие целью решить психологическую проблему обратившегося человека; включает в себя психологическую диагностику клиента, но не в привычном виде (прохождение тестов, длительные беседы с психологом), а в тренинговой форме.
Лидирующий – лидер группы, отличается большей активностью, стремлением организовывать процесс, имеет авторитет в группе, умеет брать ответственность, умение вести за собой.
Личностно-развивающие тренинги – тренинги, имеющие целью выявить индивидуальность человека, а затем гармонизировать внутренний мир человека, скорректировать слабые стороны личности и подчеркнуть сильные
Неизвестное - непознанная область, закрытая как от себя, так и от других; нераскрытые способности и возможности, неосознаваемые проблемы.
Неконструктивный конфликт – конфликт, который не был грамотно разрешен; разрушает группу, приводит к личным обидам у участников, мешает групповой работе.
Образовательные тренинги – тренинги, имеющие целью максимально быстро и эффективно научить человека какому-либо навыку, умению, профессии.
Обратная связь – процесс, в ходе которого одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать "курс" в направлении достижения целей.
Ограничения – это спорные ситуации, каждая из которых разрешается исходя из специфики конкретной группы или участника. Люди этой категории представляют риск при работе в группе (для себя либо для группы), поэтому каждый случай рассматривается индивидуально.
Отстраняющийся (отвергаемый) – тот, которого отвергает группа (часто он отличается от группы по какому-либо значимому признаку);
Отстраняющийся (самоотстраняющийся) – участник, который добровольно не вступает в эмоциональные контакты с участниками группы.
Проблемно-ориентированные тренинги – тренинги, при составление программы которых все строится вокруг одной конкретной коммуникативной проблемы и способов ее решения (тренинги эмоциональной саморегуляции, тренинги эффективного поведения в конфликте, тренинги супружеского взаимодействия, тренинги родительского поведения и т.д.)
Противопоказания – это категорический запрет на участие в тренинге.
Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).
Психологическая травма - это реакция на значимые для данного человека события, вызывающая длительные эмоциональные переживания и имеющая длительное психологическое воздействие (длительные негативные последствия).
Психологический обмен — обмен между участниками мыслями, чувствами, опытом, стратегиями поведения, эмоциональными стратегиями и т.д.
Психологический тренинг– это вид преобразующего воздействия, производимого в рамках специально организованной для этой цели группы и направленного на формирование навыков и умений (в первую очередь коммуникативных), позволяющих участнику изменить собственные стратегии поведения и таким образом повысить свою личностную компетентность и эффективность в какой-либо сфере жизни и деятельности.
Психотерапия - комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности.
Психотехнический потенциал – способность тренинговых упражнений приводить к запланированным изменениям в психике участников; возможность изменять содержание и характер протекания психических процессов.
Рефлексия – организация процесса осмысления происходящего (своих чувств, эмоций, стратегий поведения) участниками тренинга.
Ролевая игра – форма организации группового взаимодействия, основанная на распределении ролевых позиций между участниками группы в рамках заданного сюжета.
Скрытое - скрытая область или «частная» жизнь, вещи, скрываемые от других, очень личные чувства, воспоминания.
Слепое пятно - закрытая область, то, что видят другие и о чем не знаю я сам (привычки, мимика, жесты, черты характера и т.д.).
Сотрудничающий – участник, ориентированный на достижение цели и ради этого готовый к сотрудничеству и кооперации с другими. Сотрудничающий способен на некоторое время брать на себя лидирующие функции для достижения цели, вступать в противоречие с лидером при необходимости.
Тренер – ведущий тренинговой группы.
Тренинги командообразования – направлены на деловой аспект взаимоотношений в коллективе, на создание команды, способной максимально эффективно достигать поставленной цели.
Тренинги общих умений – тренинги, имеющие целью формирование коммуникативных умений и навыков, которые могут быть использованы в любом виде общения, как профессиональном, так и дружеском (тренинг общения, тренинг эффективной коммуникации, тренинг уверенности, тренинг принятия эффективных решений, тренинг стрессоустойчивости, тренинг сензитивности и т.д.)
Тренинги развития группы – тренинги, предназначеные для реально существующих на протяжении некоторого времени коллективов и организаций.
Тренинги развития корпоративной культуры – направлены на формирование и внедрение в сознание сотрудников коллектива элементов корпоративной культуры (общих целей, ценностей, миссии организации, корпоративных стандартов и т.д.).
Тренинги развития личности – направлены на личностный рост, позволяют преодолеть собственные барьеры и ограничения, максимально развить свои способности и возможности.
Тренинги сплочения – направлены в первую очередь на эмоциональный аспект взаимоотношений в группе, на формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
Тренинги частных умений – тренинги, имеющие целью формирование узконаправленных навыков и умений, область применения которых чаще всего ограничена одним видом деятельности (тренинг продаж, тренинг телефонных переговоров, тренинг по управлению, тренинг самопрезентации, тренинг проведения деловых переговоров и т.д.).
Тренинговая группа – любая специально созданная малая группа, участники которой при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания и коммуникативных навыков).