II. Индивидуальное сознание
Определения
Если прибегнуть к аналогии, сознание можно уподобить невидимому программисту, который знает все правила, относящиеся к специфическим видам человеческой деятельности, таким как ходьба, печатанье на машинке, вождение машины, управление самолетом, игра в теннис. Сознание запечатлевает в мозгу (который действует подобно мощнейшему компьютеру) те знания, которые необходимы человеку в каждый данный момент. Например, сознание может заставить младенца осознать возможности ходьбы, побудив его наблюдать, как это делают другие люди, которые двигаются вокруг него на двух ногах. Но мозг не будет знать, что несмышленыш может ходить, пока он не проделает это с успехом. Сознательный уровень нашего существования, подобен верхушке айсберга, содержит незначительную часть знаний в границах нашего непосредственного сознания. Подсознание, подводная часть, включена в наш мозг, который можно уподобить субъективному или личному собранию дискет, содержащих все, что мы когда-либо узнали, испытали, сделали, чувствовали и думали. То, что мы называем сознанием, также имеет бессознательный уровень, который наполнен общим объемом знаний или событий, выходящих за рамки нашего собственною индивидуального опыта.
Как только мозг узнает что-либо из того, что сознание доверило его попечению, сознание извещает нас о необходимости новой деятельности для достижения нашего прогресса. Например, как только мы овладели искусством хождения, мы узнаем о возможности бега. Таким образом, можно утверждать, что благодаря подсознанию, наше прошлое всегда с нами, будучи постоянно изменяемо настоящим, или осознанным уровнем нашего сознания, чтобы осуществлять наше будущее.
Влияние подсознания
Вместо того, чтобы быть изолированными и отделенными от нас, подсознание и бессознательное постоянно оказывают влияние на наше мышление и поведение. Их взаимодействие с осознанным создает то, что может быть соответственно названо нашим Сознанием, полным собранием наших представлении, отношений, чувствований, мыслей, действий, идей, переживаний. И, наоборот, сознательное обучение, обычно путем повторения - постоянно проникает в подсознание и оттуда - в безграничное бессознательное.
В результате мы можем уподобить сознание единому полю с энергетическими характеристиками, которые уникальны для данной деятельности. Это поле содержит такое количество ячеек или человеческих индивидуумов, предметов и других факторов, которое определяется суммой вовлеченных в эту деятельность понятий, действий, переживаний. Хотя сотни тысяч пилотов имеют схожие представления, например, об алгоритме взлета, т.к. они являются коллективными, "запись" в мозгу каждою из них различается и часто весьма значительно, потому что любой индивидуум по-своему интерпретирует свои знания и опыт.
Сознание и причина
Еще одна жизненно важная функция сознания - посылать и принимать электрические излучения или волны мыслей. Мысль - это энергия. Это не просто банальность. С точки зрения физики мысль отличается от излучения гигантских радиостанций только величиной потока. Тем не менее, ее возможности несравненно более широки. Потому что ни одна радиостанция, ни один дом, автомобиль, ни один видимый объект не могут начать свое существование без мысли. Невидимый процесс мышления предшествует возникновению видимого результата.
Решительная убежденность Томаса Эдисона в том, что электричество можно использовать для освещения (несмотря на всеобщий скептицизм того времени), привела к появлению электрической лампочки и к революционным изменениям жизни на Земле - на все времена. Точно так же братья Райт вошли в историю, после того, как многие ученые мужи "убедительно" доказали, что машины тяжелее воздуха не могут летать. К счастью, Райты никогда не прислушивались к специалистам.
Видимый конечный продукт, несмотря на все участие физических усилий, есть всего лишь кристаллизация первоначального сознания, а затем и мысли, которая воплотила этот продукт в жизнь.
Линкольн Барнетт (Л.К. Барнетт, Нью-Йорк: Вильям Слоун Ассошиэйтс. инкорпорейтед, 1957, стр. 11) подводит итог воззрения философов и ученых от древнегреческого Демокрита до Альберта Эйнштейна таким образом: "... вся объективно существующая вселенная из материи и энергии, атомов и звезд, существует только как конструкция сознания, сооружения символов, которому придали форму органы чувств человека".
Первая электрическая лампочка была в весьма реальном смысле появлением сознания Эдисона. Если говорить точнее, это была проекция его внутреннего представления в окружающую среду. Как только его современники увидели или узнали о его открытии, тем самым осознав его, электрический свет нашёл широкое применение. Опять-таки невидимое сознание предшествовало видимому результату. Благодаря многочисленным новым способам применения и всеобщему принятию этой новой силы, все мы теперь осознаем наличие электричества.
Сознание, как мы теперь ясно видим, - внутренний предшественник внешнего проявления или выражения. Используя пример с Эдисоном, можно сказать, что физическое выражение индивидуального сознания служит в свою очередь стимулом изменения сознания групп людей, а затем и масс, путем процесса, который мы можем назвать перекрестным культурным опылением, идущим посредством обучения.
Познание
Наше сознание формируется тем, что мы знаем. В свою очередь, все наши знания проистекают из познания, которое происходит посредством следующих способов:
а) обучение (концентрация);
б) наблюдение (бессознательное наблюдение и подражание);
в) слушание;
г) чувствование;
д) другие процессы;
Познание впечатывается нашим сознанием в его физический инструмент - мозг, способом, напоминающим нанесение бороздок на граммофонную пластинку. Доминирующие бороздки проигрываются вновь и вновь. Даже кратковременный период познания всегда изменяет запись мозга. Наши давние утверждения на этот счет были подтверждены в 1966 году благодаря эксперименту доктора Эвелин Ли Tенг в Калифорнийском Технологическом Институте. Ею было обнаружено, что обучение 2000 цыплят определенным навыкам было твердо закреплено всего лишь через тридцать секунд после введения специального стимулятора. Когда мы, например, учимся печатать на машинке, мы вынуждены начать с сознательного запоминания расположения клавиш и функций. Опять-таки мы учимся посредством сознательною усилия, какую бы систему мы не использовали. Сначала печатаем медленно, резкими движениями, часто делая ошибки. После некоторой практики, когда координация движений улучшается, мы приобретаем уверенность. В конце концов, мы уже не думаем, куда направлять пальцы. Мы печатаем гладко и ритмично. То, чему мы научились сознательно, проникло в подсознание, которое теперь повторяет и применяет вновь приобретенное знание автоматически.
Если мы чему-то научились, мы научились этому навсегда, хотя мы, может быть, не используем это знание или сознательно забыли о нем. После того, как мы научились воспринимать определенную посылку, в качестве истины, например, утверждение, что мы прибавляем в весе из-за еды, наше согласие со сходной информацией будет происходить на уровне подсознания, то есть автоматически, в то время как с противоположной информацией мы будем не соглашаться на сознательном уровне. Более раннее обучение проникает глубже, чем более позднее. Например, привычка общаться на родном языке затрудняет овладение иностранным языком. Даже после того, как приобретено умение использовать новый язык, человек склонен прибегать к более знакомому языку, когда контроль со стороны сознания ослаблен.
Воздействие окружения
По аналогии подсознание воспроизводит окружающие условия и переживания с удивительным постоянством. Это объясняет, почему детство оказывает решающее воздействие на то, кем мы являемся и что делаем в дальнейшей жизни. Последующее обучение также может иметь далеко идущие последствия. Например, у многих врачей благодаря изучению, наблюдению и выслушиванию больных накапливается огромная масса знаний об определенной болезни. Их сознание, подобно фотоаппарату, запечатлевает множество картин, все признаки, симптомы и их последствия, в результате чего подсознание в конце концов воспроизводит все эти симптомы в собственном теле врача.
Следующие случаи заслуживают специальною упоминания (Опубликовано в "Jlос-Анджелес таймс" на следующий день после указанных дат смертей).
Джеффери А. Готлиб, 35-летний глава службы химиотерапии в Раковом центре Техасского университета, умер 9 июля 1975 года, от болезни, способы лечения которой все время искал. Доктор Питер Ф. Сэлсбери, 51 года, известный исследователь в области сердца и почек, умер 5 ноября 1964 года от сердечного приступа.
У Вивиан Стэрджен, которая помогала женщинам, обращавшимся в местное отделение ракового общества Хенсон Мемориал за бесплатным обследованием, 15 июля 1975 года была обнаружена злокачественная опухоль. Ей удалили грудь. "Я никогда не думала, что это случится со мной", - призналась она, добавив: "Я, безусловно, не заказывала бы рак". (Сознательно, по крайней мере, добавим мы).
На заседании американской медицинской ассоциации в Атлантик Сити в 1963 году доктор Томас М. Пири, глава отделения патологии в медицинской школе университета Джорджа Вашингтона, открыл специальную лабораторию, в которой проводилось бесплатное обследование 1504 присутствовавших на заседании врачей. У четверых из каждой пятерки были выявлены некоторые нарушения в крови и моче. У многих нарушений было несколько.
Мы убеждены, что эти и множество других примеров решительно подтверждают предположение, что болезни здесь имеют скорее психический, чем физический характер.
Доктора Шервин М. Будс, Джозеф М.Наттерсон и Джером Силвермен с Медицинского факультета университета Южной Калифорнии сообщили 12 августа 1965 года, что из 33 студентов старшего курса, выбранных наугад, 26 страдали от "болезней студентов-медиков". Эти болезни включали рак, туберкулез, болезни сердца и почек и психические расстройства.
Тот же принцип относится к соuvаdе (французское слово, означающее "покрывать, высиживать") - склонности мужа страдать от признаков беременности, переносимых его женой. В некоторых частях Франции и Южной Америки, когда женщина рожает, ее супруг ложится в постель, и его навещают и поздравляют соседи - как будто у него появился ребенок! Английские исследования показали, что из девяти супругов, имеющих беременную жену, один испытывает соответствующие симптомы. Доктор Артур Колмэн, калифорнийский психиатр, говорит, что в настоящее время многие акушеры помогают мужьям быть ближе к женам, выражать симпатию и привязанность в период беременности. В одном бостонском исследовании выяснилось, что у 80 из 200 мужчин, у которых жены ожидали ребенка, появились симптомы беременности - тошнота по утрам, повышенный аппетит и все более выдающийся живот.