Гармоничное развитие атлета
Гармония — это связь, соразмерность частей, слияние различных компонентов в единое органическое целое. Применительно к теме нашего разговора гармония означает совершенство телосложения и функционирования всех органов и систем атлета. Их связь необходима для достижения конкретных результатов в формировании силовых качеств.
За примерами далеко ходить не надо. Теперь и среди рекордсменов-штангистов, включая атлетов тяжелой и супертяжелой категорий, все более отчетливо проявляется стремление к гармонично развитой фигуре, свободной от жировых отложений. Красота мощных мышц превосходно сочетается с их потрясающей силой.
В атлетической гимнастике классическими канонами гармоничного развития стали широкие плечи, подчеркнутые хорошей формой дельтовидных мышц, мощные грудные мышцы с развитыми верхними частями и отчетливым «обрезом» в нижней части, сильные широчайшие мышцы, создающие сужающийся к талии торс; рельефные мышцы живота; крепкие бедра с хорошо развитыми икроножными мышцами; соответствующее развитие рук.
Удержитесь от соблазна пользоваться сантиметровой лентой для определения гармоничности своего телосложения. Многие, очевидно, знакомы с описаниями всевозможных математических зависимостей антропометрических данных (окружностей различных частей тела). Поражает воображение обилие таблиц, каждая из которых претендует на истинность только своих данных. Подход этот не нов. Анатомы и художники многих времен, начиная с Древнего Египта, Греции и заканчивая Академической школой, пытались вывести формулу красоты и гармонии человеческого тела. Уже само разнообразие зависимостей говорит о спорности облачения эстетических критериев в жесткую математическую формулу.
Костная структура, анатомия мышц и как итог сложение отдельного человека настолько индивидуальны и неповторимы, что, даже добившись «пропорций» в соответствии с рекомендованными цифрами, можно оказаться эстетически непривлекательным. Поэтому советская школа атлетической гимнастики предполагает обязательную работу человека над совершенствованием своего культурного уровня. Общаясь с произведениями искусства, воспевающими красоту человека, познавая гармонию в звуках музыки, в динамике и пластике танца, атлет формирует свой эстетический вкус. И с этими мерками он подходит к спортивной эстетике, в том числе применительно к оценке собственного сложения.
Подчеркнем две причины диспропорций в сложении: пренебрежение к развитию каких-то групп мышц или акцентированное развитие отдельных мышц либо их групп, неодинаковая степень реагирования различных мышц на пропорционально распределенную нагрузку.
Отдельные атлеты с самого начала занятий делают ошибку самим фактом неверного понимания термина «гармоничное сложение». «Что же, — рассуждает иной тренирующийся, — ноги могут подождать, их в брюках не видно. Пока займусь плечевым поясом и руками. Зато сразу приобрету выразительные формы». Подобные рассуждения приводят к самым нежелательным последствиям.
Другой типичной ошибкой является ситуация, когда особенности конституции, генетическая заданность позволяют одной мышце (группе мышц) активнее реагировать на нагрузки, опережать в своем развитии другие. Атлет в такой ситуации иногда уделяет больше внимания мышцам, в которых заметны результаты, а упражнения, которые не ведут к ощутимому росту, становятся для него скучными и даже мучительными. Конечно, трудно не поддаться соблазну с удвоенной энергией тренировать те мышцы, рост силы и объемов которых происходит опережающими темпами. Однако при распределении нагрузки (объем, вес отягощений, количество серий и повторений, интенсивность) по мере накопления опыта тренировок надо тщательно учитывать реакцию групп мышц либо отдельных мышц.
При обеих ошибках атлет фактически сознательно ведет свое развитие к диспропорции. Хорошо развив одну группу мышц, он строит тренировки однобоко, концентрируя приток крови в излюбленную область, тем самым «обделяя» другие. Это ведет к искажению пропорций тела, нарушает функциональную гармонию, наносит вред организму.
Итак, надо быть особенно осмотрительным, чтобы не создать диспропорции за счет излишнего развития отдельных мышц. Так, чрезмерный объем трапециевидных мышц оптически «сужает» и «опускает» плечи. Переразвитая нижняя часть грудных мышц создает впечатление «отвисшей» груди. У лиц с коротким туловищем гипертрофия нижней части широчайшей мышцы зрительно уменьшает конусообразность торса. Тот же эффект наблюдается и при излишнем развитии косых мышц живота. Чрезмерный объем передней наружной части квадрицепса создает видимость О-образных ног, как и гипертрофия внешней части голени (икроножных мышц).
Следовательно, ваши усилия в стремлении развивать ту или иную группу мышц для достижения гармоничного сложения" должны основываться на правильной оценке своих индивидуальных пропорций и диспропорций. Для объективности и рациональности характеристик полезно учесть мнение тренера или товарища. Атлеты, которые пренебрегают разумными советами, создают себе значительные трудности, поскольку далеко зашедшая непропорциональность развития требует дополнительных затрат времени и непроизводительных усилий.
Надо сказать, что активному негативному влиянию человека его организм сопротивляется. Атлет вдруг замечает, что мышцы, на которых он сосредоточил все силы, приостанавливаются в развитии и, достигнув определенного уровня, регрессируют. Так атлет расплачивается за недооценку рациональности в планировании тренировок.
Когда же причиной диспропорций является генетическая заданность, то здравый смысл плюс ваши волевые качества помогут достигнуть оптимальных результатов. Объективно оценив развитие своих мышц, продумайте стратегию и тактику корректировки отстающих из них.