Периодизация жизни женщины

Исследование Левинсона вызвало упрек в том, что оно не охватывало развитие женщин. В результате несколько женщин представили собственные исследования, применив при изучении процессов развития теорию Левинсона. Каждая из них использовала качестве методики биографические интервью. Однако поскольку все они работали над докторскими диссертациями и не располагали возможностями, имевшимися у Левинсона, они проинтервьюировали меньшее количество испытуемых н женщин более короткого периода жизни.

Эти исследования жизненного пути взрослых женщин частично подтвердили гипотезу Левинсона о том, что вхождение во взрослость соответствует выполнению 4 задач — определения мечты, приобретение наставника, формирования карьеры, установления отношений— и перехода 30-летия. Переход 30-летия, по Левинсону, является п стресса, так как в это время цели карьеры и образ жизни подвергаются переосмыслению.

Мужчины и женщины по-разно­му реагируют на процесс пересмотра жизненных целей, планов и ценностей, кото­рый имеет место в период от 28 до 33 лет. Мужчины могут сменить работу или изме­нить образ жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. У женщин иначе. Во время перехода 30-летия они обычно меняют приоритеты, уста­новленные в начале ранней взрослости.

Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, те­перь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели и наоборот. Представления мужчин о своем будущем положении и о том мире, который их будет окружать, обычно проще и не столь разнородны, как у женщин. Женщинам, в силу разнородности их устремлений, значительно труд­нее достичь своих целей, чем мужчинам.

К этим исследованиям жизни женщин, так же и к исследова­нию Левинсоном мужчин, следует относиться с осторожностью.

5. ЛИЧНОСТЬ, СЕМЬЯ И РАБОТА:

КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Развитие взрослого человека можно описать в контексте трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его Я. Они включают разви­тие личного Я, Я как члена семьи (взрослый ребенок, супруг(а) или родитель) и Я как работника. (см. рис. 15-1). Эти системы взаимосвязаны. Напри­мер, исследования показали, что чем большее удовлетворение приносит отцу тру­довая деятельность, тем выше его самоуважение и тем вероятнее, что ему будет свойственен принимающий, любящий и поощряющий стиль родительского поведе­ния.

Эти системы претерпевают изменения как под влиянием различных событий и обстоятельств.

Личное Я: идентичность, близость и генеративность

Согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед чело­веком в юности — установление своей идентичностив близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности.

С формированием идентичности тесно связано развитие близостис друзьями и, в конечном итоге, с супругом или супругой. Эриксон полагал, чторазвитие близости — это важнейшее дости­жение ранней взрослости. Те, кто не способен сформировать близкие отношения в течение этого критического периода, могут испытывать трудности в соци­альной адаптации, страдать от чувства одиночества, подавленности и подозри­тельности.

Человек как член семьи

Семья служат важным контекстом развития взрослых. В ходе опроса мужчины и женщины всех возрастных групп заявили, что их семейные роли для них очень важны. Хотя семья обычно считается владением женщины, мужчины, принимавшие участие в этом опросе, тоже определили свои семейные роли важными в том, что касается определения их идентичности и обеспечения эмоционального единства.

Во время другого исследования идентичности взрослых людей, ответы не менее 90 % мужчин и женщин указали на то, что их семейные роли и обязанности являются важнейшими компонентами при определении себя. Они говорили о своих ролях родителей супругов, братьев и сестер, детей, которые они выполняли в семьях. Они рассказывали о семейных задачах и обязанностях, общении, взаимопомощи и самореализации. Обобщенно, они описывали себя как родственников, какими они стали в структуре семейных отношений и событий. Лишь в очень редких случаях мужчина или женщина определяли себя прежде всего исходя из своей карьеры, а не семьи.

Человек как работник

Детей часто спрашивают: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Ребенок думает и фантазирует. И то, как он в период взрослости отвечает на данный вопрос, в немалой степени определяет его идентичность. Рабо­та может определять социальный статус, уровень доходов и престиж человека. Она оп­ределяет его распорядок дня, социальные контакты и возможности личного развития.

Что дает людям работа в обмен на то время и энергию, которые они на нее затра­чивают? Для некоторых работа — не более чем способ заработать себе на жизнь. Другим - шанс проявить свои творческие способ­ности и навыки; она позволяет им повысить свою самооценку и завоевать уважение окружающих. Для третьих работа является почти наркотиком — деятельностью, заниматься которой их неодолимо влечет какая-то внутренняя сила.

Когда исследователи выясняют у взрослых людей, чем важна для них работа, ответы бывают, как правило, двух типов. С одной стороны, респонденты могут сооб­щать об особенностях своей работы и о тех специальных способностях, которыми они обладают для ее выполнения.

Это внутренние факторы работы. Люди, обра­щающие внимание на эти факторы, могут описывать свою работу с точки зрения того вызова, который она им бросает, или интереса, который она для них представ­ляет, или же могут говорить о своей профессиональной компетентности в работе и своих трудовых достижениях.

С другой стороны, люди могут выделять для себя, в первую очередь, внешние факторы работы. Эти факторы включают в себя вознаг­раждение в виде заработной платы и статуса; комфорт на рабочем месте и удобные часы работы; компетентность руководства и наличие программ профессионального обучения; добрые отношения и поддержка со стороны коллег; возможности продви­жения по службе.

Работники, чаще называющие внутренние факторы, склонны, в целом, указы­вать на свое удовлетворение работой, высокую мотивацию и личную вовлеченность в процесс труда. Эти работники также определяют свою личную идентич­ность в большей мере через работу или карьеру. На рис. 15-2 представлена модель возможных связей между внутренней мотивацией к труду и идентичностью челове­ка как компетентного работника. Когда человеком движет внутренняя мотивация, он больше вовлекается в работу, показывает в ней лучшие результаты и усиливает свою идентичность как компетентного работника. Соответственно, возрастает и его внутренняя мотивация к труду. Но этот цикл может иметь и обратную направ­ленность, если изменяется какой-либо из названных факторов. Например, чувство собственной некомпетентности или перегруженности работой уменьшает внутрен­нюю мотивацию, приводит к снижению вовлеченности в работу и падению ее ре­зультативности.

Наши рекомендации