Значение игры для психического развития ребенка
Ролевая игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу — младшему школьному.
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. М. Горький, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
В предисловии к сборнику «Игра» (1918) А. В. Луначарский отмечал ее особое значение в развитии ребенка: «Неправда, будто игра несерьезна. Для ребенка серьезна всякая игра, ибо играя он живет. Он только тогда и живет, тогда только и упражняется, только тогда и растит душу и тело, когда играет»[70].
Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, в формировании социальной готовности его к школе. Обращая внимание на эту особенность игры, Д. Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка»[71].
В игре активно формируются нравственные основы будущего школьника. Сюжетно-ролевые отношения и отношения, возникающие по поводу игры, способствуют усвоению различных сторон нравственных отношений. Они преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Отношения же по поводу игры преимущественно способствуют усвоению детьми нравственных отношений и формированию у них соответствующих мотивов[72].
Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям (А. В. Запорожец, 3. В. Мануйленко, Р. И. Жуковская и др.). Дело в том, что сама роль несет в себе уже определенные правила, задачу, которую и выполняет ребенок. Как ни заманчиво дошкольнику посмотреть новую книгу, концерт, организованный другой группой, но если он, например, «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят (Иначе в жизни не бывает! Какой же он тогда пограничник?).
Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, со строительным материалом, игры-драматизации, подвижные. Особую ценность для психического развития имеют подвижные игры с двойным правилом («пятнашки с колдуном», «палочка-выручалочка» и др.).
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.
В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, как показывает, например, исследование Т. В. Ендовицкой, острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (3. М. Истомина и др.).
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Специально проводимые в последние годы исследования в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР показывают, что развитие элементарных форм речевого отвлеченного мышления происходит за счет усвоения детьми более сложных способов игровых действий, смысла их.
Чрезвычайно важно, что в процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости[73].
Игра создает благоприятные условия и для развития движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно воспроизводит опеределенные движения, характерные для изображаемого персонажа. «Игра,— подчеркивает А. В. Запорожец,— представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений.
В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям дошкольников»[74].
В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.
Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка» (Л. С. Выготский). «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»[75].
Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности. Но особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него.
Литература
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. № 6. С. 62—76.
Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. М., 1988.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв. М., 1983. Т. 1.
Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.
Новоселова С. Л., Зворыкина Е. В. Игра и всестороннее воспитание детей//Дошкольное воспитание. 1983. № 10. С. 38—46.
Психология и педагогика игры дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1966.
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/Под ред. М. А. Васильевой. М., 1986.
Фабри К. Э. Игры животных и игры детей // Вопр. психологии. 1982. № 3.
Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3—5 лет в игре. М., 1984.
Эльконин Д. Б. Проблемы психологии детской игры в работах Л. С. Выготского, его сотрудников и последователей // Вопр. психологии. 1976. № 6.
Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте // Психология личности и деятельности дошкольников. М., 1965.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
Вопросы для повторения
1. В чем специфика игровой деятельности? Чем отличается она от продуктивных видов деятельности дошкольника?
2. Охарактеризуйте основные концепции, связанные с проблемой игровой деятельности. В чем ошибочность взглядов сторонников биологизаторских теорий на природу детской игры?
3. Дайте определение сюжета и содержания игры. Как изменяются сюжет и содержание игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста?
4. В статье «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Л. С. Выготский писал: «Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития». Как вы понимаете это? Приведите примеры, подтверждающие справедливость данного высказывания.
Практические задания
1. Понаблюдайте за играми дошкольников разных возрастных групп. Попытайтесь определить, используя критерии, предложенные Д. Б. Элькониным (см. с. 111 —113 данного пособия), уровень развития ролевой игры в каждой из групп. Соответствует ли выявленный вами уровень развития игровой деятельности возрастным возможностям детей? Наметьте основные направления работы воспитателя по дальнейшему развитию ролевой игры дошкольников.
2. Исследуйте взаимоотношения детей в процессе игры. Наблюдается ли переход взаимоотношений из игровых в реальные в ситуации игры? Как влияют на игру реальные взаимоотношения между детьми?