Значение игры для психического развития ребенка

Ролевая игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавли­вающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу — младшему школьному.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. М. Горький, А. В. Луначар­ский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

В предисловии к сборнику «Игра» (1918) А. В. Лу­начарский отмечал ее особое значение в развитии ре­бенка: «Неправда, будто игра несерьезна. Для ребенка серьезна всякая игра, ибо играя он живет. Он только тогда и живет, тогда только и упражняется, только тогда и растит душу и тело, когда играет»[70].

Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, в формировании социаль­ной готовности его к школе. Обращая внимание на эту особенность игры, Д. Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипоте­тически можно представить себе, что именно в игре про­исходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных же­ланий, к мотивам, имеющим форму обобщенных намере­ний, стоящих на грани сознательности.

Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально на­полненного вхождения в жизнь взрослых, такого действен­ного выделения общественных функций и смысла челове­ческой деятельности, как в игре. Таково первое и основ­ное значение ролевой игры для развития ребенка»[71].

В игре активно формируются нравственные основы бу­дущего школьника. Сюжетно-ролевые отношения и отно­шения, возникающие по поводу игры, способствуют усво­ению различных сторон нравственных отношений. Они преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируют­ся нравственными нормами. Отношения же по поводу игры преимущественно способствуют усвоению детьми нравст­венных отношений и формированию у них соответствую­щих мотивов[72].

Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность доброволь­но, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям (А. В. Запорожец, 3. В. Мануйленко, Р. И. Жуковская и др.). Дело в том, что сама роль несет в себе уже определенные правила, задачу, которую и выполняет ребенок. Как ни заманчиво дошкольнику посмотреть новую книгу, концерт, организованный другой группой, но если он, например, «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят (Иначе в жизни не бывает! Какой же он тогда погранич­ник?).

Положительное воспитательное воздействие оказы­вают не только ролевые игры, но и дидактические, со строительным материалом, игры-драматизации, подвиж­ные. Особую ценность для психического развития имеют подвижные игры с двойным правилом («пятнашки с кол­дуном», «палочка-выручалочка» и др.).

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для фор­мирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на са­мых ранних стадиях развития создавать самодеятель­ным путем те или иные формы общения.

В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, как показывает, например, исследование Т. В. Ендовицкой, острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лаборатор­ных условиях (3. М. Истомина и др.).

В игровой деятельности складываются особо благо­приятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словес­но-логического мышления. Именно в процессе игры разви­вается способность ребенка создавать системы обобщен­ных типичных образов и явлений, мысленно преобразо­вывать их. Специально проводимые в последние годы ис­следования в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР показывают, что развитие элементарных форм речевого от­влеченного мышления происходит за счет усвоения детьми более сложных способов игровых действий, смысла их.

Чрезвычайно важно, что в процессе игровой деятель­ности у ребенка формируется воображение как психологи­ческая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости[73].

Игра создает благоприятные условия и для развития движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мыш­ки, кота и др.), он сознательно воспроизводит опеределенные движения, характерные для изображаемого персо­нажа. «Игра,— подчеркивает А. В. Запорожец,— пред­ставляет собой первую доступную для дошкольника фор­му деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений.

В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям дошкольников»[74].

В процессе игровой деятельности зарождаются и диф­ференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр де­лает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ре­бенка» (Л. С. Выготский). «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тен­денции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»[75].

Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности. Но особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный пе­риод, поскольку, как никакая другая деятельность, отве­чает особенностям психики дошкольника, наиболее свой­ственна и характерна для него.

Литература

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ре­бенка // Вопр. психологии. 1966. № 6. С. 62—76.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Ре­пиной. М., 1988.

Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв. М., 1983. Т. 1.

Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.

Новоселова С. Л., Зворыкина Е. В. Игра и всестороннее воспи­тание детей//Дошкольное воспитание. 1983. № 10. С. 38—46.

Психология и педагогика игры дошкольника/Под ред. А. В. За­порожца, А. П. Усовой. М., 1966.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/Под ред. М. А. Васильевой. М., 1986.

Фабри К. Э. Игры животных и игры детей // Вопр. психологии. 1982. № 3.

Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3—5 лет в игре. М., 1984.

Эльконин Д. Б. Проблемы психологии детской игры в работах Л. С. Выготского, его сотрудников и последователей // Вопр. психоло­гии. 1976. № 6.

Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте // Пси­хология личности и деятельности дошкольников. М., 1965.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Вопросы для повторения

1. В чем специфика игровой деятельности? Чем отличается она от продуктивных видов деятельности дошкольника?

2. Охарактеризуйте основные концепции, связанные с проблемой игровой деятельности. В чем ошибочность взглядов сторонников биологизаторских теорий на природу детской игры?

3. Дайте определение сюжета и содержания игры. Как из­меняются сюжет и содержание игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста?

4. В статье «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Л. С. Выготский писал: «Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития». Как вы понимаете это? Приведите примеры, подтверждающие справедливость данного высказывания.

Практические задания

1. Понаблюдайте за играми дошкольников разных возрастных групп. Попытайтесь определить, используя критерии, предложенные Д. Б. Элькониным (см. с. 111 —113 данного пособия), уровень развития ролевой игры в каждой из групп. Соответствует ли выявленный вами уровень разви­тия игровой деятельности возрастным возможностям детей? Наметьте основные направления работы воспитателя по дальнейшему разви­тию ролевой игры дошкольников.

2. Исследуйте взаимоотношения детей в процессе игры. Наблю­дается ли переход взаимоотношений из игровых в реальные в си­туации игры? Как влияют на игру реальные взаимоотношения между детьми?

Наши рекомендации