Цель – подготовка участников группы к обсуждению гендерной сферы бытия личности

Занятие проводится в три этапа. На первом этапе – знакомства –ведущийпредлагает участникам представить себя в произвольной манере. А именно: назвать имя, которое участник предпочитает в качестве обращения к себе, и одно прилагательное, наиболее ёмко характеризующее личность участника с его/её точки зрения. После предъявления имени участнику необходимо немного рассказать о себе (всё, что он/она считает нужным для презентации своего публичного «Я»). Когда все участники представятся, ведущий берет теннисный мячик и предлагает психогимнастическую процедуру продолжения знакомства – игра «А никто из вас не знает, что я…». Содержание игры: участники вместе с ведущим произвольно перебрасывают друг другу мячик; при этом бросающий сопровождает свой бросок фразой «А никто из вас не знает, что я…», в которой открывает для участников какую-либо малоизвестную или неизвестную информацию о себе, о своих качествах, желаниях, мыслях и т.п., что, на его/ее взгляд может быть интересным для окружающих. Эта игра повышает сплоченность и способствует созданию в группе атмосферы доверия. Первый этап занятия длится 15-20 минут.

Проведение этапа знакомства даже среди хорошо знакомых между собой участников позволяет создать рабочий настрой и перейти ко второму этапу – представлению участниками своего гендерного образа.

Второй этап - презентация личного гендерного образа:участникам предлагается через небольшой рассказ представить себя группе уже в качестве мужчины или женщины, мальчика или девочки (в соответствии со своим полом): «Я как мальчик (мужчина)…» и «Я как девочка (женщина)…». Второй этап занятия длится 15-20 минут.

Третий этап - обсуждение личных презентаций -групповая дискуссия, в которой ведущий акцентирует внимание участников на том факте, что они преимущественно говорят о себе как мужчине или женщине, предъявляя свои социально-психологические, а не биологические характеристики. Причем, эти характеристики могут совпадать у разных по полу участников. Следовательно, участники осознают, что представления о мужественности и женственности складываются и реализуются только в рамках межличностного взаимодействия и имеют опосредованную, а не прямую связь с биологическими особенностями мужского и женского организма. Дискуссия длится 15-20 минут.

После дискуссии ведущий предлагает участникам объединиться в малые группы по 3-4 человека, каждому взять листы бумаги и карандаши и в течение 15 минут постараться изобразить идеального мужчину и идеальную женщину. После этого ведущий начинает групповое обсуждение рисунков, обращая внимание участников группы на влияние гендерных стереотипов на изображение и восприятие сделанных рисунков, а также – на связь устных и визуальных гендерных образов. Групповая дискуссия длится 15-20 минут.

По завершении занятия ведущий организует высказывания участников по кругу по поводу того, что они узнали на этом занятии и с какими чувствами покидают его. Завершение занятия – 5-10 минут.

Занятие 2 (100 минут).

Цель – выявление специфики личной гендерной социализации участников группы.

Начало занятия – разминка. Участники садятся по кругу, ведущий становится в центре круга и дает инструкцию: «Я буду называть какой-нибудь признак, и все, кто обладает этим признаком, должны встать и поменяться местами друг с другом. Понятно? Итак, внимание, все, у кого есть сестры, пожалуйста, поменяйтесь местами». Ведущий несколько раз называет в качестве общего признака агентов процесса гендерной социализации личности (сестры, братья, папы, мамы, бабушки, дедушки и т.п.) или институт социализации (например, кто посещал детский сад, спортивную школу, музыкальную школу и т.п.). Эта разминка подготовит участников к работе по основной теме занятия. Разминка длится 5-7 минут.

Основная часть.

Ведущий разбивает участников на малые группы и предлагает им в течение 15 минут вспомнить и обсудить между собой историю отношений мужчин и женщин в своей семье с акцентом на следующих темах:

-как взаимодействовали между собой Ваши бабушки и дедушки? Какие у них были обязанности по дому, чем занимались вне дома?

- как взаимодействовали между собой Ваши мама и папа? Какие у них обязанности по дому, чем занимаются вне дома?

Затем участники собираются в общий круг, и ведущий начинает групповую дискуссию, задачей которой является обнаружение значимых источников информации о моделях генедерных отношений и актуализация содержания транслируемой этими источниками информации. Основной акцент ведущий делает на выявлении гендерных стереотипов асимметричного и сексистского содержания и сопоставлении их с эгалитарными гендерными представлениями значимых агентов социализации. Сопоставление позволит ведущему актуализировать у участников представление о множественности гендерных моделей и повысить уровень осознания и критичности по отношению к традиционным стереотипам. Длительность дискуссии 30 минут.

После этой дискуссии ведущий предлагает участникам еще раз разбиться на малые группы (попросив в этот раз объединиться так, чтобы малые группы оказались составлены из участников, которые не собирались вместе в предыдущий раз). И предлагает в течение 15 минут обсудить между собой следующие темы:

-какая информация о должном поведении мальчика/девочки поступала к Вам от родителей, учителей, сверстников?

-каким информационным посланиям Вы сейчас следуете, что замечаете в своем поведении из этих посланий/ожиданий окружающих?

- каким посланиям Вы сопротивляетесь, что делаете против посланий/ожиданий окружающих в отношении Вашего поведения?

Затем участники собираются в общий круг, и ведущий начинает общую дискуссию о впечатлениях участников, которые они получили в малых группах. Длительность дискуссии – 30 минут.

Завершение встречи – высказывания участников по кругу о своем состоянии после групповой работы – 5 минут.

Занятие 3 (80 минут).

Цель – выявить внутренние гендерные стереотипы участников и их провление в межличностном взаимодействии.

Разминка (15 минут). Участники садятся по кругу, и ведущий дает им следующую инструкцию: «Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество вы больше всего цените в людях. После того, как вы выберете это качество, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, который бы нес информацию о нем. Остальные участники должны по вашему рассказу догадаться, о каком качестве идет речь». Затем ведущий предлагает нескольким участникам по желанию рассказать о выбранном качестве.

Основная часть (60 минут). Участники делятся на «двойки»: «родитель» и «ребенок». Каждой «двойке» предлагается разыграть проблемную ситуацию общения «родителя» и «ребенка», связанную с гендерно нетипичным поведением/желанием «ребенка» (например, «сын» решил стать воспитателем детского сада, «дочь» решила стать слесарем автосервиса/ спортсменом-гонщиком и т.п.). Каждый должен выступить в роли «родителя» и «ребенка». После каждой серии ролевого взаимодействия проводится групповая дискуссия, в которой ведущий делает акцент на чувствах и поведенческих реакциях, которые возникали у участников в той или иной роли. В ходе обсуждения чувств ведущий может задавать участникам вопрос о том, мешает ли несоответствие традиционным гендерным стереотипам человеку проявлять те значимые личностные качества, о которых шла речь в разминке.

Завершение работы: участники по кругу высказываются о своих чувствах, которые у них остаются по окончании тренинга – 15 минут.

Занятие 4 (90 минут).

Цель – осознание гендерной структуры повседневной практики общения и взаимодействия.

Участникам предлагается ролевая игра «Интервью с политиком». В качестве интервьюируемых политиков выбираются видные фигуры – мужчина и женщина. Группа делится на две части. В каждой части один человек выбирается в качестве протагониста политика (независимо от совпадения пола студента и изображаемого политика). Противоположная подгруппа готовит для него/нее список вопросов. По очереди подгруппы выступают в роли журналистов на пресс-конференции политика из противоположной подгруппы.

Задачи игры: отследить, как будут задаваться вопросы; на что они будут направлены, что будет интересовать в первую, во вторую и т.д. очередь; какие вопросы чаще задаются мужчине, а какие – женщине-политику.

По окончании игры проводится групповое обсуждение увиденного с позиций критического восприятия гендерной асимметрии в организации интервью с мужчиной-политиком и с женщиной-политиком. Особое внимание необходимо уделить чувствам, возникавшим у участников, исполнявших роль интервьюируемого политика.

В завершение встречи участники по кругу высказываются о своих впечатлениях – 5-7 минут.

Занятие 5 (90 минут).

Цель – исследование ограничений, налагаемых на личность традиционными асимметричными гендерными стереотипами.

Ведущий предлагает участникам за 10 минут написать небольшое эссе (1-1,5 страницы) на тему «Если бы я на один день стал/а женщиной/ мужчиной». После выполнения задания проводится групповое обсуждение написанных эссе – 30 минут.

Затем участникам предлагается составить список свойств характера, которые мешают или помогают им достигать личных целей – 10 минут. После этого проводится групповая дискуссия, в которой акцент делается на обнаружении того, насколько выделенные качества личности соотносятся с гендерными стереотипами маскулинности/фемининности – 30 минут.

По завершении занятия участники по кругу высказывают свои впечатления и мысли – 10 минут.

Занятие 6 (95 минут).

Цель – исследование гендерной дискриминации в профессиональных отношениях.

Разминка – участники стоят по кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представим, что все мы – атомы. Атомы выглядят так [тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам]. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным. Оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем двигаться по комнате, и время от времени я буду говорить какое-либо число, например, 4. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по четыре атома в каждой. Молекулы выглядят так [тренер показывает вместе с двумя участниками группы: они стоят лицом друг у другу, касаясь друг друга предплечьями]». Замечание: во время выполнения разминки тренер участвует в ней вместе с другими членами группы и не называет таких чисел, когда один участник мог бы остаться один, вне молекулы. В конце упражнения ведущий называет число, равное количеству всех участников. По завершении упражнения все занимают свои места, и ведущий задает вопрос: «Можем ли мы приступать к работе?». 10 минут.

Участники разбиваются на малые группы, которым предлагается подумать над тем, где, в чем и в каких формах в нашем обществе встречается дискриминация мужчин (женщин), чем вызваны эти дискриминационные отношения в профессиональной сфере? – 15 минут.

Затем участники возвращаются в общий круг, и ведущий начинает обсуждение впечатлений и мыслей, которые возникли у них при работе в малых группах – 30 минут.

В продолжение дискуссии ведущий предлагает участникам обсудить следующий вопрос: чем можно помочь человеку в ситуации гендерной дискриминации? – 30 минут.

По завершении занятия участники по кругу высказывают свои впечатления и мысли – 10 минут.

Занятие 7 (95 минут).

Цель – распознавание и преодоление элементов сексизма в социальных практиках.

Разминка – ведущий предлагает участникам по кругу поделиться своим эмоциональным состоянием вербальным или невербальным способом – 5 минут.

Затем, ведущий разбивает участников на малые группы и раздает им заранее подготовленные печатные материалы – вырезки из газет и журналов (статьи, иллюстрации, рекламные страницы и т.п.), дает определение сексизмаи предлагает проанализировать эти материалы с точки зрения наличия или отсутствия в них сексизма: что на их взгляд является признаком сексизма и можно ли передать смысл предложенной статьи без сексизма – 15 минут.

Затем проводится групповое обсуждение результатов работы в малой группе – 30 минут.

По окончании групповой дискуссии ведущий вновь разбивает участников на малые группы, раздает им листы бумаги и цветные карандаши и предлагает в течение 20 минут разработать макет молодежного журнала, в котором не было бы признаков сексизма.

Затем проводится групповое обсуждение результатов работы в малой группе – 20 минут.

На следующее занятие участникам дается задание самостоятельно выбрать какое-нибудь средство массовой информации (газету, журнал, теле- или радиопрограмму), определить выборку исследования (определенное число выпусков СМИ) и материал для исследования (статьи, реклама, фильмы, новости, музыкальные передачи, ток-шоу и т.п.)

Вопросы для структурирования и представления результатов исследования:

-каким источником вы пользовались (тип носителя информации)?

-что смотрели?

-как собирали данные (время, частота)?

-что наблюдали (какую программу/газету и т.п., сколько выпусков/номеров и т.п.)?

-какие темы, относящиеся к гендерной проблематике, вы обнаружили?

Участникам также предлагается выполнить второе домашнее задание: оценить атмосферу гендерной толерантности и равноправия на занятиях с помощью метода структурированного наблюдения по опроснику Мерсели Дженкинс:

1. Говорите ли Вы и Ваши собеседники на гендерно нейтральном языке, используете ли Вы и Ваши собеседники при разговоре обращения обоего рода?

2. Одинаковым ли образом относится содержание преподаваемых вам предметов, речи преподавателей на уроках к мужчинам и женщинам?

3. Показывается ли в равной степени профессиональная деятельность, достижения, проблемы и опыт женщин и мужчин в читаемых вами учебниках? Обращаете ли Вы внимание на возможные проблемы такого рода в текстах?

4. Есть ли в читаемых вами учебных текстах гендерные стереотипы?

Отражают ли читаемые Вами учебники и прослушиваемые предметы ценности, свободные от предубеждений по признаку пола?

В завершение работы участники по кругу высказывают свои впечатления и мысли – 10 минут.

Занятие 8 (90 минут).

Продолжение занятия 7.

Цель – провести деконструкцию гендерных стереотипов.

Обсуждение в группе результатов выполнения домашнего задания.

В завершение работы ведущий предлагает участникам вспомнить гендерно окрашенные пословицы, поговорки и анекдоты, а затем изменить гендер лиц, о которых они сложены.

Занятие 9 (100 минут).

Цель – определить влияние сексистских установок на восприятие гендерных образов партнеров по общению.

Разминка: участники садятся по кругу, ведущий берет лист бумаги и карандаш и предлагает всем нарисовать общую картину человека. Инструкция: «Давайте нарисуем картину. Я возьму бумагу и нарисую какую-нибудь деталь будущего человека, потом передам этот лист следующему участнику, которая дополнит эту деталь своей и так далее, пока каждый не внесет в рисунок свой элемент». По окончании разминки ведущий задает группе вопрос: «Как вы себя чувствуете, может быть, возникли чувства, которыми хотелось поделиться с другими?» - 10 минут.

После разминки ведущий разбивает участников на малые группы и предлагает в течение 20 минут обсудить следующие вопросы (вопросы целесообразно раздать за день до начала занятия в качестве домашнего задания):

- Что для вас значит быть мужчиной (женщиной)?

- С чем, с какими характеристиками связано ваше восприятие себя в качестве мужчины (женщины)?

- Как вы думаете, насколько вы толерантны к лицам, чей гендерный облик не совпадает с вашими представлениями?

- Как вы думаете, какими личностными особенностями отличаются люди с нетипичным, на ваш взгляд, гендерным обликом?

- Представьте себе, что вы стали инвалидом с физическим недостатком, как бы изменился ваш образ маскулинности/фемининности? Как бы вы себя ощущали? Что бы изменилось в вашей жизни? Что не изменилось?

- Сталкивались ли вы когда-либо с инвалидами или людьми с физическими недостатками? Какие вы испытывали чувства от этой встречи?

Затем участники собираются в общий круг, и ведущий просит всех высказать свои мысли и впечатления от обсуждения вопросов в малых группах – 30 минут.

После групповой дискуссии ведущий предлагает участникам в течение 15 минут написать небольшое (1-1,5 стр.) эссе «Если бы я на один день стал женщиной (стала мужчиной)». Затем ведущий предлагает обсудить впечатления участников, которые возникли у них в ходе этой работы – 20 минут.

В завершение работы участники по кругу высказывают свои впечатления и мысли – 10 минут.

Как правило, в тренинге ставятся задачи формирования представлений о сущности своего и иного пола; развития установок, необходимых для успешного взаимодействия полов; смягчения недоверия между ними; формирования психологических умений и навыков общения мужчины и женщины, включая глубинные интимные сферы; реабилитации психических травм, полученных в связи с различием полов и сексуальностью.

Тренинг должен включать в себя не менее 6-ти занятий, каждое из которых имеет цель и задачи. Каждое занятие включает в себя комплекс упражнений, заданий, представленных в содержательном плане.

Задание 5.

Проведите психодиагностическое исследование выраженности маскулинности - фемининности. Количество обследуемых должно быть не менее 12 человек, среди которых - 6 мужчин, - 6 женщин.

Психологический пол

Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов - андрогенов.

Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов - биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» - маскулинность, фемининность, андрогинность.

Маскулинность.

К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности - физическое Я.

Фемининность.

К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемининности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность.

В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что андрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Методика С. Бем

Маскулинность андрогинность фемининность демонстративность личность

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями - людьми, хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Текст опросника

1. Верящий в себя

2. Умеющий уступать

3. Способный помочь

4. Склонный защищать свои взгляды

5. Жизнерадостный

6. Угрюмый

7. Независимый

8. Застенчивый

9. Совестливый

10. Атлетический

11. Нежный

12. Театральный

13. Напористый

14. Падкий на лесть

15. Удачливый

16. Сильная личность

17. Преданный

18. Непредсказуемый

19. Сильный

20. Женственный

21. Надежный

22. Аналитичный

23. Умеющий сочувствовать

24. Ревнивый

25. Способный к лидерству

26. Заботящийся о людях

27. Прямой, правдивый

28. Склонный к риску

29. Понимающий других

30. Скрытный

31. Быстрый в принятии решений

32. Сострадающий

33. Искренний

34. Полагающийся только на себя (самодостаточный)

35. Способный утешить

36. Тщеславный

37. Властный

38. Имеющий тихий голос

39. Привлекательный

40. Мужественный

41. Теплый, сердечный

42. Торжественный, важный

43. Имеющий собственную позицию

44. Мягкий

45. Умеющий дружить

46. Агрессивный

47. Доверчивый

48. Малорезультативный

49. Склонный вести за собой

50. Инфантильный

51. Адаптивный, приспособляющийся

52. Индивидуалист

53. Не любящий ругательств

54. Не систематичный

55. Имеющий дух соревнования

56. Любящий детей

57. Тактичный

58. Амбициозный, честолюбивый

59. Спокойный

60. Традиционный, подверженный условностям

Ключ к тесту

- мускулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58;

- фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59.

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами:

F = (сумма баллов по фемининности): 20 М = (сумма баллов по маскулинности): 20

Основной индекс IS определяется как:

IS = (F - M) : 2,322

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности.

Если индекс меньше -1 (IS < -1), то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 (IS > I ) - о фемининности.

При этом в случае, когда IS < -2,025, говорят о ярко выраженной маскулинности, а если IS > +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.

Заключение

Понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужскому началу.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основойгендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Наши рекомендации