Характеристика выборки и анализ результатов исследования

При составлении характеристики учеников 5б МОУ СОШ № 3 мы использовали метод беседы с классным руководителем и учениками.

В 5б классе всего 25 учеников, из них 16 девочек и 9 мальчиков. Класс сформировался в этом году из нескольких начальных классов, после окончания начальной школы. Трое учеников поступили из других школ.

В классе 10 учеников успевают на 4 и 5, три отличника, и 12 учеников имеют тройки в журнале.

Обязанности в классе распределены. В коллективе имеется староста, заместитель старосты, есть ребята отвечающие за стенгазеты, за спортивные достижения класса. Также в классе ведется дневник поведения учеников на уроках. В дневнике в конце каждого урока учителя ставят соответствующую поведению учеников оценку. В среднем ребята ведут себя на уроках хорошо. Дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности со стороны учителей.

Эмоциональный климат в классе положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Сильной изоляции полов не выявлено. При этом дружеские отношения складываются у девочек с девочками, а у мальчиков с мальчиками. Дружеских отношений между мальчиками и девочками пока не сложились. Ребята в классе дружат группами по несколько человек. Есть группы состоящие из двух ребят, а есть и больше 5-6 учеников. В общем, класс можно охарактеризовать как сплоченный.

В школе существуют различные кружки и спортивные секции. Более 65% учащихся занимаются в различных организациях не только в школе, но и за пределами школы. Увлекаются рисованием, футболом, танцами, дзюдо, плаванием, вокалом. Также в классе, четыре девочек, второй год ходят заниматься танцами в один кружок.

Следует отметить, что отношения между классным руководителем и детьми доброжелательные, уважительные, дети любят педагога, в свою очередь и учитель организовывает и поддерживает благоприятный климат в коллективе, проявляя любовь, заботу, интерес к каждому ученику.

Характеристика выборки и анализ результатов исследования - student2.ru

Рисунок 1 – Направленность учебной мотивации младших подростков

Так же в данном классе мы провели диагностику мотивации учебной деятельности. Из рисунка 1 мы видим что, у большей части учащихся (57%) в классе мотивация имеет внешнее направление. Это значит, что овладение содержанием учебного предмета для учеников данного класса служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др.

Внутреннюю мотивацию имеют 43% школьников. Их внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащиеся непосредственно включены в процесс познания, и это доставляет им эмоциональное удовлетворение.

Характеристика выборки и анализ результатов исследования - student2.ru

Рисунок 2 – Уровни внутренней учебной мотивации младших подростков

Из рисунка 2 видно, что в большинстве дети имеют средний уровень внутренней мотивации. Таким образом можно сделать вывод, что младшие подростки, учащие 5б класса, посещают уроки с интересом, и они хотят знать как можно больше, но в то же время им трудно, и они нуждаются в помощи взрослых. Происходящее на уроках для детей не является значимым (дети не обсуждают происходящее на уроке вместе с одноклассниками и родителями). Также можно отметить, что для учеников важна оценка.

Дети с высоким уровнем внутренней мотивации, составляющие 9% от общего количества учеников, характеризуются следующим:

– уроки помогают им узнать много нового и интересного;

– трудные задания вызывают еще больший интерес к урокам и желание заниматься; – при возникновении трудностей дети стараются разобраться и понять, что нужно сделать;

– происходящее на уроках и вокруг него школьники обсуждают с друзьями и в семье; – дети переживают, если по каким-то причинам не готовы к уроку или пропускают его.

Характеристика выборки и анализ результатов исследования - student2.ru

Рисунок 3 – Распределение учебной мотивации младших подростков

Рассмотрим результаты исследования уровней школьной мотивации с помощью методики Н.Г. Лускановой. Они представлены на рисунке 3. Таким образом, можно сделать вывод, что 39% учащиеся данного класса имеют положительное отношение к школе. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс им мало привлекает.

Ученики, имеющие низкую школьную мотивацию, они составляют 26%, посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Так же в данном классе есть ученики с хорошей школьной мотивацией (9%). Эти школьники успешно справляются с учебной деятельностью. Они проявляют меньшую зависимость от внешних факторов. Подобный уровень мотивации является средней нормой. <<

Высокий уровень школьной мотивациибыл выявлен у одного подростка (4%). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Характеристика выборки и анализ результатов исследования - student2.ru

Рисунок 4 - Сопоставление баллов по методикам «направленность на приобретение знаний» и «направленность на отметку»

Изложенные выводы также подтверждаются результатами исследования по методикам «направленность на приобретение знаний» и «направленность на отметку» предложенные Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой. Они представлены на рисунке 4.

Мы видим, что для 74% учеников важную мотивационную роль играют получаемые отметки. При этом познавательный интерес у учеников 5б класса называется очень редко (26%). Такая ситуация не очень благоприятна для процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом.

Таким образом, хочется отметить, младшие подростки неоднородны в мотивации к учебной деятельности на уроках. Они имеют достаточно высокие показатели внешней мотивации и среднего уровня внутренней мотивации. Также мотивация младших подростков учащихся в 5б класса в большей степени направлена на отметку чем на получение новых знаний. Мы считаем, что это связано, прежде всего, с особенностями мотивационной сферы подростков.

Так же мы хотим отметить что, при беседе ребята принимали активное участие, и каждый хотел что-нибудь рассказать о своем классе. Не было учеников, которые бы проявили равнодушное или негативное отношение к посещению школы, к одноклассникам и учителям.

Наши рекомендации