Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте

Старшеклассник занимает промежу­точное положение между ребенком и взрослым. Положение ре­бенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедея­тельности. Роли, выполняемые ребенком, качественно отлича­ются от ролей взрослых, и это ясно сознают обе стороны. С ус­ложнением жизнедеятельности у юношей происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и ин­тересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности. В 14 лет он получает паспорт, в 18 лет – избирательное право и возможность вступать в брак. Юноша становится ответствен­ным за уголовные преступления. Многие в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, все думают о выборе профес­сии и т. д. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение сположением ребенка. Материально старшеклассник еще нахо­дится на иждивении родителей. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, старший, а с другой – постоянно требуют от него послушания. Это наблюдается и вне школы, где зачастую не только 16-летних, но и 20-летних не счи­тают взрослыми. Неопределенность положения (в одних отно­шениях признают взрослым, в других – нет) и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской пси­хологии.

Общение с взрослыми. В старших классах возрастает интерес к общению с взрослыми. При благоприятном стиле отношений в семье после подростко­вого возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно вос­станавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. По данным многочисленных опросов, проводившихся в России, старшеклассники больше всего хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

С родителями обсуждаются в это время жизненные перспекти­вы, главным образом, профессиональные. С отцом уточняются важнейшие планы на будущее, намечаются способы достижения поставленных целей и, кроме того, анализируются трудности, свя­занные с учебой. Диапазон вопросов, обсуждаемых с матерью, ши­ре: он включает, помимо планов на будущее, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослы­ми знакомыми, чье мнение для них важно.

Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах – в области человеческих от­ношений, моральных норм, в разных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» - каким он хочет стать и будет во взрослой жизни.

Отношения с взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Кроме того, в общении с взрослыми им не обязательно достигать глубокого самораскрытия, чувствовать реальную психологическую близость. Те мнения и ценности, которые они получают от взрос­лых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в обще­нии со сверстниками – общении «на равных».

Общение со сверстникамитоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению с взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам за­трудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, испове­дальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другомили подругой обсужда­ются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоя­щее время, отношения со сверстниками – представителями про­тивоположного пола (помимо вопросов проведения свободного времени, о чем говорят и с менее близкими друзьями). Содержа­ние такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспек­тивы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Об­щение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровен­ности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появле­нии любви.Юношеская любовь предполагает большую степень ин­тимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.

После наигранных, как правило, увлечений в подростковом воз­расте (хотя и тогда могут быть очень серьезные исключения), мо­жет появиться первая настоящая влюбленность.

Старшеклассники, представляя себе, какими они будут в близкой уже взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой бли­зости и чувственность, связанная с физическим взрослением. Как пишет И.С. Кон, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Противопоставление любви как высокого чувства и биологи­ческой сексуальной потребности особенно резко выражено у мальчиков. Влюбляясь, они, в общем-то, верно, называют дружбой зарождающуюся привязанность, и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания, эро­тизм. Мальчики часто преувеличивают физические аспекты сексу­альности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. Обычно в таких случаях психологической защитой служат аскетизм или ин­теллектуализм. Вместо того, чтобы научиться контролировать про­явления своей чувственности, они стремятся их полностью пода­вить: аскеты – потому, что чувственность «грязна», а интеллек­туалы – потому, что она «неинтересна».

Старшеклассники так же, как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Не только в сред­них, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).

Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные сто­роны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Наши рекомендации