Диагностические задания для исследования конструктивного праксиса
Задания демонстрируют возможность выбора системы действий по достижению конкретного результата, представленного в восприятии; способность к организации целесообразного поведения и самостоятельного контроля за процессом выполнения задания; способность производить пространственные дифференцировки, гочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями, вычленять элементы и правильно ориентировать их друг относительно друга, обнаруживать и исправлять ошибки. По наполнению заданий можно судить о степени развитости у ребенка умения производить зрительное сравнение трехмерных моделей и устанавливать идентичность, а также оценить необходимую для успешного выполнения задания степень понимания конструкций.
Задание со строительным конструктором
До 2 лет - конструирование по подражанию. Простые постройки: башня из 6-8 кубиков, поезд.
От 2 лет до 2 лет 6 мес - конструирование по реальному зрительному образцу. Постройки: дорожка, стул, стол.
От 2 лет 6 мес до 3 лет.
Задание 1 - конструирование по реальному зрительному образцу. Более сложные постройки: дом с дорожкой, дом с забором.
Задание 2 - конструирование по словесной инструкции. Постройки: стул, стол, дом.
От 3 до 4 лет - воспроизведение постройки по плану и виду сбоку.
Задание 1 (от 3 до 3 лет 6 мес) Дорожка Стол Кровать
Задание2 (от 3лет 6 месдо 4 лет)
Дорожка Дом
С 4 лет - по заданным условиям (построй домик, окруженный забором).
Задание на конструирование из палочек
До 2 лет - конструирование по подражанию (сделай дорожку).
От 2 до 2 лет 6 мес - конструирование по подражанию (сделай дорожку —, молоточек - Т).
От 2 лет 6 мес до 3 лет - конструирование по образцу: молоточек, треугольник, квадрат.
От 3 до 4 лет - конструирование по словесной инструкции: молоточек, треугольник, квадрат.
С 4 лет - по заданным условиям или по замыслу.
Дети старше 15 мес не должны брать кубики в рот и бросать их на пол.
Результаты выполнения заданий на исследования мышления и конструирования могут быть оценены по 5-балльной системе. Это позволит подсчитать суммарный показатель или представить результаты графически. Такой способ оценки особенно удобен в тех случаях, когда необходимо провести оценку динамических изменений при осуществлении медицинской и психолого-педагогической коррекции. Критерии оценки учитывают основные параметры качественного анамнеза.
Критерии оценки выполнения заданий
Баллов Принятие задания
Ребенок встречает предложенное ему задание с выраженным интересом. Интерес к деятельности сохраняется у него на протяжении всего задания. Проявляет заинтересованность в правильном выполнении задания. Обнаруживает желание продолжать задание.
Понимание инструкции
Ребенку понятны общая цель и содержание задания, относящиеся как к результату, так и к способам его получения.
Возможность самостоятельного выполнения и способов действия
Ребенок самостоятельно выполняет задание. Действует адекватно, целеустремленно, в соответствии с инструкцией. Планирует свою деятельность. Демонстрирует вариативность действий. Может дать словесный отчет.
Результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок
Ребенок все делает в основном правильно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает их и самостоятельно устраняет. Результат его работы соответствует образцу. Ребенок адекватно оценивает результат своего труда.
Балла Принятие задания
Задание заинтересовывает ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца задания, но к продолжению деятельности за пределами времени, отведенного на занятие, он не стремится.
Понимание инструкции
Общую цель и содержание задания ребенок в целом попинает правильно, хотя и не всегда точно в той части, которая касается способов действия.