Качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога
Абрамова предлагает десять основных качеств профессиональной деятельности квалифицированного психолога, которые отличают его от деятельности неквалифицированного психолога:
1. Реализуя цели психологической помощи,квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает ему возможность найти максимально возможное число вариантов поведения. Он рассматривает своего клиента и его цели как цели потенциально культурно-продуктивной личности.
2.В ситуации профессиональной деятельностиквалифицированный психолог может найти множество реакций - вербальных и невербальных на широкий спектр ситуаций и проблем, избегая оценочных суждений по поводу поступков и действий клиента.
3.Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность клиента, понимает возможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится понять и использовать в работе множество концепций.
4.Такой психолог способен к выработке множества мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур. Его индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность и рефлексия являются основой для культурной продуктивности.
5. В работе квалифицированный психолога реализует принцип конфиденциальности. Он четко рефлексирует на содержание психологической информации и ее значимость для клиента.
6.Ограничениями в деятельности практического психологаявляются результаты рефлексии содержания своей профессиональной деятельности и реальной оценки своих возможностей и уровня квалификации. Психолог понимает и принимает ограничения своих возможностей. Он адекватно относится к проблеме профессионального роста.
7. Г.С.Абрамова отмечает: «Квалифицированный психолог понимает, что его реакция влияет на клиента и наоборот - реакции клиента влияют на него самого. Таким образом, он выделяет содержание своей Я-концепции и степень ее включенности во взаимодействие с клиентом».
8.Человеческое достоинство в работепрактического психолога является самоценностью. Дляквалифицированного психолога уважение достоинства клиента является аксиомой, которая определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации.
9.Обобщенная теорияв работеквалифицированного психолога занимает особое место. Это обобщенное научное знание, на содержание которого он активно рефлексирует в ходе своей работы, постоянно осваивает новые теории и подходы.
10.Отношение к обобщенной теорииквалифицированного психолога характеризуется тем, что он рассматривает теорию как отражение реальности, он видит в ней манеру мышления, вытекающую из его культурной и половой принадлежности. Т.е. он понимает, что в любой теории есть предмет и способы его описания (1).
Рассматривая описанные выше качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога, можно сказать, что его позиция основана на профессиональной рефлексии. Постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и, как считают И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун и Н.С.Пряжников во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала-психолога (11).
Среди качеств психолога, как лидера, следует выделить нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели, которые сами по себе не превращают психолога в лидера. Психолог как лидер должен обладать и незаурядными организаторскими способностями, как специалист, оказывающий психологические услуги в условиях конкуренции.
Психолог в своей работе открывает для клиента психическую реальность его собственной жизни, для этого он владеет специальными знаниями, позволяющими вычленить, описать, проанализировать эту реальность (1, с. 76).
Выработка лидерских качеств психолога - это уже проблема его собственного обучения и воспитания. Умение замотивировать клиентов на участие в психотерапевтической работе, сформировать тренинговую группу, сплотить ее, определить цели, поставить необходимые задачи, разработать коррекционную программу- все эти задачи приходится в профессиональном плане решать психологу, как организатору соответствующих услуг.
Если рассматривать работу психолога с группой клиентов, роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества: умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный выбор (людей, проблем, первоочередных задач).
Реализация профессиональной деятельности требует активности и творчества.В дпнном случае, уместно говорить о модели профессионального развития (по Митиной Л.М.) как желаемой и необходимой
При адаптивном поведении (первая модель) в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Имеются в виду процессы самоприспособления, а также процессы подчинения среды исходным интересам специалиста. В деятельности такой специалист, как правило, руководствуется принципом экономии сил и пользуется, главным образом, наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы.
В модели профессионального развития (вторая модель) человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов.
Выводы по лекции 1
Таким образом, профессиональная деятельность психолога предполагает высокий профессионализм, являющийся следствием получения профессионального образования, который проявляется в сформированности профессионального сознания и самосознания, профессиональной идентичности, профессиональной позиции, выраженности профессиональных способностей и ПВК, и т.д., что в целом обеспечивает успешное решение профессиональных задач.
Профессиональная деятельность предъявляет к своему субъекту особые требования, в числе которых - профессионально важные качества. ПВК - комплекс необходимых качеств личности для эффективной профессиональной деятельности.
Результаты исследований подтверждают необходимость наличия специальных способностей к профессиональной деятельности психолога. Так, А.А. Деркач отмечает, что специфические для психолога качества выражают сформированность всех компонентов психики профессионала - психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему выполнять избранную деятельность. Их характер определяется как природными особенностями человека, так и спецификой его труда.
Обобщая данные литературных источников, можно сделать вывод о том, что психологи обладают специальными способностями и свойствами, значимыми для успешной профессиональной деятельности, а структура профессионально важных качеств различна для психологов-исследователей и психологов-практиков.
Профессионализм психолога связан обеспечивается его субъектно-профессионалным становлением.
Существующая система профессиональной подготовки практических психологов в вузе в основном нацелена на формирование профессионально важных качеств личности специалиста, со структурированием которых отождествляется развитие субъекта профессиональной деятельности.
Современные исследователи, характеризуя деятельность психолога и описывая его ПВК, относят к их числу: навыки рефлексии; ответственность; навыки самоконтроля; креативность; практическое мышление; навыки эмпатии. Проявление всех этих качеств непременно направленно на решение задачи - оказания психологической помощи клиенту, а значит и оказания влияния на его личность, самоотношение, мировоззрение, понимание и принятие себя, окружающих и т.д. Т.е. психолог как профессионал непременно выступает в позиции лидера - эксперта.
Профессия психолога предполагает сформированность ценностных оснований в сознании ее субъекта. Ценности профессии психолог – гуманистические.
Миссионность профессии – связана с осознанием ответственности за результаты своей деятельности, за собственную позицию.
Профессия связана с влиянием на других и окружение с целью констурктивного изменения – профессия. связанная с реализацией миссии лидерства, трансформирующего действительность.
Существует множество типологий лидерства. В нашей работе мы делаем акцент на подходах, в которых в большей степени проявляются сущностные характеристики профессиональной деятельности психолога. Мы считаем, что лидерство психолога - это, прежде всего, конструктивное лидерство, обусловливающее именно конструктивные изменения в самосознании клиента, его самоотношении и поведении. Кроме того, мы считаем, что психолог наиболее часто реализует лидерскую позицию «учителя» (согласно подходу Шейна), то есть он передает «особые» знания своему клиенту. Если же психолог ведет многолетнюю практику, у него может быть много клиентов и солидный профессиональный опыт, следовательно, можно предполагать, что его могут воспринимать как духовного лидера, на него могут ссылаться, у него могут учиться, его советам и рекомендациям могут следовать. Для достижения данной ступени лидерства ему необходима большая профессиональная практика, достижение вершин в профессиональной деятельности, а также серьезная работа над собой…
В ходе изучения литературы было выявлено, что лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, что до сих пор не существует единой теории лидерства. Ситуационный подход подошёл, вероятно, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них психолог добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других он убеждает клиента с использованием рациональных методов в работе с клиентом, в третьих - гармонично сочетает свои подходы к клиентам. В любом случае стиль психолога как лидера должен быть гибким орудием его эффективного влияния на клиента с учетом его личностных особенностей, характера ситуации, в которой он находится и т.д.
Психологу-профессионалу необходимо обладать определенными лидерскими качествами, которые в различных ситуациях будут по-разному проявляться. Благодаря этим качествам психолог сможет приобрести авторитет, и клиенты будут воспринимать его как лидера - профессионала, интеллектуала, эксперта.
Становление предпосылок лидерства психолога происходит в условиях профессионального обучения в вузе и в последующем - в его практической деятельности.
Лекция 3.