Типы ролевого поведения в тренинговой группе
Роли,связанные с групповой задачей | Роли, связанные с групповой поддержкой |
Инициирующий Предлагает новые идеи, способы преодоления трудностей и решения задач. Изменяет точку зрения на проблемы и цели группы Разрабатывающий Разрабатывает и развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками Координирующий Объединяет идеи, предложения и пытается координировать действия членов группы Ориентирующий Направляет группу к ее целям, оценивая происходящее и выявляя отклонения от повестки дня | Поощряющий Поощряет и поддерживает участие других. Демонстрирует понимание чужих идей и мнений Гармонизирующий Выступает посредником между участниками при расхождении мнений и наличии разных точек зрения. Снижает напряженность во время конфликтов Идущий на компромисс Поступается в чем-то своим мнением, согласуя его с мнением других для утверждения групповой гармонии Охраняющий и выполняющий Поддерживает, поощряет других, облегчая им участие и регулируя ход общения |
Оценивающий — критикующий Критически оценивает предложения участников, сравнивая их с существующими стандартами выполнения задачи Побуждающий к действию Подталкивает и побуждает группу к действиям, к принятию решений | Устанавливающий стандарты Применяет в группе стандарты для оценки качества группового процесса Пассивно следующий Пассивно следует за группой, выступает слушателем в групповых дискуссиях и при принятии решений |
Созданию благоприятных условий для работы группы способствуют положительная эмоциональная атмосфера, снижающая психологическую напряженность, рефлексия, а также овладение основными правилами поведения во время занятий. К основным правилам работы группы относятся:
1) активность, предполагающая включение всех участников в работу группы, проявление интеллектуальной, эмоциональной, двигательной активности;
2) общение по принципу «здесь и теперь», предполагающее обращение к настоящему, тому, что волнует участников именно сейчас, обсуждение того, что происходит в группе;
3) выявление положительных качеств личности каждого участника;
4) искренность и доверительность в общении;
5) недопустимость непосредственных оценок человека (оцениваются не качества участников, а только их действия);
6) конфиденциальность всего происходящего в группе.
Остановимся на процедурных аспектах тренинговых групп. Оптимальная численность группы, как указывают исследователи тренинга, составляет 10—12 человек, которые включаются в занятие исходя из принципа добровольности, т. е. свободного выбора данного вида обучения. Оправдывает себя практика соединения в одной группе людей разного пола, возраста, образования, степени знакомства. Группа участников, работающих в одном учреждении или организации, тоже может быть создана, но она более трудна для работы. Цикл тренинговых занятий обычно рассчитан на 30—50 ч., средняя продолжительность каждого занятия — 3 ч. В отдельных случаях проводятся занятия-марафоны, продолжительность одного занятия при этом составляет 8—12 ч.
Технологии проведения тренингов широко описаны в литературе. В самом общем виде личностно ориентированные тренинги проводятся следующим образом:
• тренинг ведут два педагога-психолога; в самом начале занятия они презентуют друг друга;
• осуществляется введение в проблематику тренинга, обеспечение открытости и доверительного отношения участников друг к другу;
• формируется готовность к взаимному сотрудничеству, мотивация достижения задач тренинга;
• осуществляется освоение психотехник нового профессионального поведения и развития социально и профессионально важных умений, качеств и способностей;
• актуализируется профессионально-психологический потенциал специалистов;
• осуществляется коррекция профессионально-психологического потенциала личности специалиста.
При проведении тренинговых занятий от ведущих педагогов-психологов требуется соблюдение этических правил и кодекса практического психолога.
Ведущему отводится важная роль во всех видах психотехнологий. Он выступает в большей степени в роли фасилитатора — человека, облегчающего проявление инициативы и личностное взаимодействие участников, оказывающего психологическую под держку, а не оценивающего. Ведущий сам выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как остальные участники. Проявляя внимание и заботу, он создает в группе обстановку принятия и эмпатического взаимопонимания.
Реализация личностно ориентированного общения обусловливает применение технологий педагогической фасилитации1, максимально учитывающих психологические особенности всех сторон межличностного общения. Основными принципами отбора таких технологий являются:
• обеспечение сотрудничества всех объектов образования;
• построение общения на паритетных началах;
• признание за каждым участником права на собственную позицию и мнение;
• признание каждого субъекта общения уникальной личностью;
• открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний;
• фасилитационная организация пространства общения2.
Приведем технологические приемы тренинговых занятий, адекватные этим принципам.
Педагог реагирует не на поверхностные эмоциональные реакции обучаемых, а на их скрытые чувства, помогая тем самым осознать, почему обучаемые испытывают такие чувства и переживания. Педагогическая эмпатия включает следующие уровни:
• рациональный (понимание эмоционального состояния);
• эмоциональный (сопереживание состоянию обучаемого);
• действенный (оказание реальной помощи в преодолении отрицательных эмоций);
• опережающий (прогнозирование возможных эмоциональных состояний).
Эффективным фасилитационным приемом является самопрезентация педагога, самораскрытие им своего жизненного и педагогического опыта. Использование этого приема способствует принятию членами тренинговой группы личности педагога и тем самым позволяет снять психологические барьеры отчужденности между всеми субъектами личностно ориентированного педагогического общения.
К. Роджерс выделил три уровня гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: 1) безоценочное позитивное принятие другого человека; 2) активное эмпатийное слушание; 3) конгруэнтное (адекватное, подлинное, искреннее) самовыражение в общении. Последователи К. Роджерса подчеркивают, что обучение должно стать средством личностного роста обучаемых и педагогов.
Результатами личностно ориентированных профессиональных тренингов и критериями их эффективности являются:
• повышение аутопсихологической, психологической и профессиональной компетентности;
• переход специалистов на новый уровень профессионализма;
• развитие готовности к самоизменению, саморазвитию и самореализации в области профессиональной деятельности;
• создание оптимистической профессиональной перспективы и овладение приемами (технологиями) профессионального самосохранения;
• преодоление деструктивных профессиональных изменений и предупреждение потери смысла профессиональной жизни.
Проведение личностно ориентированного профессионального тренинга требует соблюдения ряда этических правил, а от участников — бдительного и осторожного отношения к тренингу с четким осознанием того, какого рода воздействия на них будут оказаны, к каким последствиям это может привести. С этой точки зрения важно, чтобы при проведении профессионального тренинга были точно оговорены его цели и задачи, т. е. определено, на совершенствование каких именно профессиональных качеств специалиста он направлен.
Рассмотрим основные этические противоречия,
1 возникающие при проведении тренингов, которые могут стать источниками ценностно-нравственных проблем:
• между интересами общества, организации, предприятия и специалиста, которые не всегда могут
совпадать;
• между правом специалиста на профессиональный рост, карьеру и невозможностью реализовать эту потребность по результатам тренинга;
• между высокими целями и задачами тренинга и прагматизмом участников, стремящихся получить конкретные рекомендации и четкие предписания.
Эти противоречия обусловливают этические проблемы, сопровождающие тренинги. Решение данных проблем облегчается при соблюдении этических принципов, на которые опирается практическая психология. Для проведения профессиональных тренингов наиболее важны следующие принципы: