Индивидуальные различия и типы памяти
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается прежде всего в разной скорости запоминания, прочности сохранения и легкости воспроизведения. Различным может быть и уровень произвольности памяти. У одних людей преобладает образная память (зрительная, слуховая, двигательная и т.д.), у других – вербально-логическая. Разной может быть также и готовность к воспроизведению.
Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены врожденными особенностями высшей нервной деятельности и анализаторов, но главное – воспитанием и характером привычной деятельности. Например, у художника под влиянием постоянного профессионального внимания к таким свойствам зрительно воспринимаемых предметов, как форма, цвет, как правило, сильно развита зрительная память. Музыканты отличаются хорошей слуховой памятью. Встречаются люди, обладающие эйдетической памятью, которая характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» (представляет) отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.
Индивидуальные особенности памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности человека. Описан один из таких случаев с известным мнемонистом Шерешевским. Этот человек отличался исключительным развитием образной памяти. Он без особого труда удерживал в памяти огромные таблицы чисел, слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней давности, обстановку, в которой проводился опыт, и т.п. Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему зрительные образы. Исключительного развития достигли у Шерешевского наглядные образы представлений, которые были у него настолько сильными, что мир его воображения нередко сливался с реальным миром. Необычное развитие образной памяти сказалось и на структуре всей личности Шерешевского. Обладая исключительной наглядной памятью, он в то же время с большими трудностями решал задачи, которые требовали отвлечения от наглядных образов, решение которых в наглядном плане было невозможно.
В какой-то мере можно выделить некоторые возрастные особенности памяти человека. Основные линии развития этих особенностей: возрастание осмысленности и произвольности, совершенствование абстрактно-логических форм, обогащение приемов запоминания и воспроизведения.
Определяя тип памяти человека, обычно выделяют те характеристики из рассмотренных выше, которые преобладают в его деятельности и требуют учета (особенно в учебной работе). Это, во-первых, наглядно-образный тип, во-вторых, словесно-логический, в-третьих, эмоциональный. Однако чаще всего встречаются смешанные типы памяти. Большой отпечаток на характер памяти человека накладывает его профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается хорошая смысловая и логическая память, у художников -- образная, у учителей и врачей хорошо развита память на лица. Знание особенностей памяти учащихся для учителя необходимо, чтобы он мог, с одной стороны, опираться в учебном процессе на их сильные стороны памяти, а с другой – развивать слабые.
Литература
1.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980. С. 362-427.
2.Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.
3.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
4.Голубева Э.Л. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980.
5.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. С. 9-137, 141-425.
6.Ипполитов Ф.В. Память школьника. М., 1987. С. 28-45.
7.Немов Р.С. Психология : В 2 кн. 1994. Кн. 1.
8.Никепов Н., Нешев Г. Загадки тысячелетий. Что мы знаем о памяти. М., 1988. С. 22-36;84-112.
9.Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуприковой. М., 1989. С. 61-79.
10.Смирнов А.А. Избранные психологические труды : В 2 кн. М., 1987. Кн. 2. С. 5-294; 316-327.
11.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.
План-задание для самостоятельной работы
1. Проведите самозачет, дав определение следующим понятиям: память, генетическая память, прижизненная память, феноменальная память, реминисценция, эйдетизм.
2. Подготовьте реферат на тему «Память и процесс обучения». Используйте следующую литературу [1, с. 362-427; 4; 6, с. 28-45; 8, с. 22036, 84-112; 9, с. 61-79].
3. Составьте таблицу (или схему), в которой отразите причины, влияющие на продуктивность запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Постарайтесь выделить причины субъективного и объективного характера, прояснить зависимость памяти от организации деятельности учителя.
4. Выполните экспериментальные задания, которые смогут помочь выявить некоторые особенности памяти учащихся (преобладающий тип, специфику запоминания и воспроизведения, индивидуальные особенности).
К участию в эксперименте по определению преобладающего типа памяти привлеките 10 учащихся. Подберите для запоминания 4 ряда слов, по 10 в каждом, например:
Для запоминания на слух | Для запоминания при зрительном восприятии | Для запоминания при моторно-слуховом восприятии | Для запоминания при комбинированном восприятии |
машина яблоко карандаш весна лампа лес дождь цветок кастрюля попугай | самолет груша ручка зима свеча поле молния орех сковородка утка | пароход слива линейка лето абажур река гром ягода тарелка гусь | поезд вишня тетрадь осень торшер поляна гроза гриб чашка курица |
Эксперимент начните с прочтения слов первого ряда (интервал 3 с), затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. После десятиминутного отвлечения от ответа показываем карточку со словами второго ряда (в течение 30 с), затем учащиеся вновь записывают запомнившиеся слова. Через 10 мин вслух читаются слова третьего ряда (интервал 3 с), а испытуемые шепотом повторяют их, а затем записывают запомнившееся.
Спустя 10 мин показывают карточки с написанными на них словами четвертого ряда, которые затем начинает зачитывать вслух. Испытуемые повторяют эти слова шепотом и «пишут» их в воздухе, а потом записывают запомнившееся.
Экспериментальные данные заносятся в таблицу:
Имя, фамилия | Объем слуховой памяти | Объем зрительной памяти | Объем моторно-слуховой памяти | Объем комбинированной памяти |
Сделайте вывод о преобладающем типе памяти у испытуемых школьников, дайте им практические советы об организации запоминания учебного материала.
5. Для выяснения особенностей запоминания и воспроизведения в зависимости от вида памяти проведите в классе два опыта по заучиванию слов (предварительно поставьте перед учащимися цель: «запомнить»). Раздайте учащимся листочки бумаги, предупредив, что сначала надо внимательно прослушать слова, а затем по сигналу «Запишите» записать те, которые запомнили. i
Для первого опыта предложите десять слов конкретного содержания, например: ветка, шапка, лодка, белка, труба, бочка, картина, снег, дом.
Для второго – отвлеченного содержания, например: храбрость, белизна, тяжесть, грамотность, доброта, честность, сырость, шалость, быстрота, прочность.
Опыты лучше проводить в разные дни, но в одно и то же время, слова произносить в одинаковом темпе, легко, с небольшими паузами (2–3 с).
Данные ответов проанализируйте, пользуясь таблицей:
Имя, фамилия | Слова конкретного содержания | Количество правильно воспроизведенных слов | Количество ошибочно воспроизведенных слов | ||||
ветка | шапка | лодка | белка | и т.д. | |||
Аналогично анализируются ответы опыта со словами отвлеченного содержания.
Обработайте полученные данные, определите какое количество слов конкретного и абстрактного содержания может запомнить в среднем ученик.
Сравните зависимость запоминания и воспроизведения от содержания материала и преобладающего вида памяти.
6. Для раскрытия индивидуальных различий в запоминании после заучивания предусмотренного учебной программой стихотворения проведите индивидуальную беседу с 5–6 учениками.
Беседу постройте по следующему плану: Как ты думаешь, хорошо ли ты выучил стихотворение? Расскажи, как ты учил его (Разбивал ли ты стихотворение на части и на какие именно? Сколько раз читал и пересказывал его? Какова основная мысль стихотворения? и т.п.)? Из проделанной работы сделайте выводы о том, развит ли самоконтроль при заучивании стихотворения? Какими способами запоминания владеет учащийся.
7. Решите психологические задачи:
• Многие школьники для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?
• В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить 5 арифметических задач.
В другом эксперименте тем же учащимся примерно через 15 мин предложили придумать 5 аналогичных задач. После этого от них потребовалось воспроизвести числа из условий всех 10 задач
В каком эксперименте испытуемые лучше запомнят числа, содержащиеся в задачах, и почему?
• Объясните часто наблюдаемые в школьной практике факты: почему материал быстрее забывается, если сразу же не проведена работа по закреплению? Почему накануне экзамена при концентрированной подготовке быстрее наступает забывание?
• Из школьной практики известны случаи, когда дети, хорошо знавшие стихотворение, при ответе на уроке от волнения сбиваются и забывают отдельные его части. Как физиологически объяснить такое забывание?
• Ученик, отвечая на уроке, очень неполно воспроизводил материал. Ему была поставлена неудовлетворительная оценка и сделано замечание, что он дома мало занимается. Учащийся ответил, что он много занимается дома (это подтвердили и родители). Какими недостатками в изучении материала можно объяснить то, что, во-первых, ученик плохо запомнил материал, во-вторых, то, что он был уверен, что запомнил его хорошо?
• Почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыслительной деятельности учащихся? Как влияет на запоминание отношение к запоминаемому материалу (целевая установка, понимание значимости, интерес и пр.)? Чем объяснить, что примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются лучше?
• Какие ошибки часто допускают учителя при повторении материала и как надо правильно его организовывать? Как предупреждать забывание важного материала?
• Как с точки зрения требований психологии следует проводить опрос детей и формировать у них готовность к ответу?
8. Проведите экспериментальное исследование памяти по следующим методикам:
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ*
* Марищук В.Л., Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.
Для изучения кратковременной памяти может быть использовано следующее задание.
Испытуемым предлагается прослушать и запомнить 10 слов и 10 чисел. Затем записать, что запомнил (на запись дается 40 с). По команде «Стоп!» прекратить запись и подчеркнуть последнее слово (число). Через некоторое время повторить задание с другими словами (числами). При этом следует постараться запомнить больше, чем в первый раз. Слова для эксперимента подбираются односложные, мало связанные между собой из 4-6 букв, числа двузначные, менее примечательные (не нужно 99, 33 и т.д.).
Оценка в условных баллах проводится по таблице:
Оценка в баллах | |||||||||
Правильно записанные слова (из 20) | 17-18 | 15-16 | 13-14 | 11-12 | 9-10 | 7-8 | 4-6 | ||
Правильно записанные числа (из 20) | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 | 8-9 | 6-7 | 4-5 |
СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ*
* Там же.
Составляется рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и 3 числа, который зачитывается испытуемым. После чего в течение 3 мин предлагается записать основное содержание рассказа (предложения можно сокращать, но главные смысловые единицы должны сохраниться). Затем предлагается второе аналогичное задание. Испытуемым предлагается запомнить больше, чем в предшествующий раз (это поможет проверить ваши волевые качества и эмоциональную устойчивость).
Пример рассказа:
«Корабль вошел в бухту (1). Несмотря на сильное волнение моря (2) ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отправили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали, в 11 вечера все вернулись на корабль (11–14). К этому времени оставшиеся матросы уже провели выгрузку (15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».
Оценка проводится в условных баллах по результатам воспроизведения двух текстов:
Оценка в баллах | |||||||||
Количество воспроизведенных смысловых единиц и чисел (из 32) | 29-30 | 27-29 | 23-26 | 19-22 | 15-18 | 11-14 | 7- 10 |
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ*
* Марищук В.Л., Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.
Испытуемым показывают плакат, на котором в 16 клетках изображены 7 простых фигур. Предлагается запомнить, какие фигуры нарисованы, в каких клетках они находятся. Плакат предъявляется в течение 30 с. Затем в течение 45 с на бланках (где заранее подготовлены решетки с 16 клетками) воспроизвести, что запомнили. Потом предлагается повторно выполнить задание с аналогичной таблицей. Дается установка – запомнить и воспроизвести больше, чем в предшествующем задании (для проверки волевых и эмоциональных качеств).
По результатам выполнения двух заданий проводится оценка.
Оценка в баллах | |||||||||
Количество правильно нарисованных фигур | 9–10 | 7–8 | 5–6 |
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ*
* Там же.
Предполагается оценить тот объем информации, который испытуемый может удержать в кратковременной памяти, одновременно оперируя им. Задание сводится к следующему.
Зачитывается ряд из 5 однозначных чисел (напр.: 3, 2, 7, 1, 6). Предлагается запомнить эти числа, а затем сложить в уме первое число со вторым – записать сумму; третье с четвертым – записать сумму; четвертое с пятым – записать сумму. Например:
3 + 2 = 5, 2 + 7 = 9, 7 + 1 = 8, 1 + 6 = 7;
записываются суммы: 5987.
Сумма двух чисел не должна превышать 9.
В контрольном задании зачитывается 10 рядов по 5 цифр (3 с на зачитывание 5 цифр и 7 на запись. Запись ответов ведется столбиком*).
* Более объективные и стабильные данные получаются при зачитывании 50 рядов по 5 цифр. В этом случае запись ведется столбиком по 10 рядов. После каждых 10 рядов объявляется «следующий столбик».
Оценка выводится в условных баллах по следующей таблице:
Оценка в баллах | |||||||||
Количество правильно записанных сумм (из 40) | 37-38 | 35-36 | 31-34 | 26-30 | 22-25 | 18-21 | 14-17 | ||
Количество правильно записанных сумм (из 200) | 160-179 | 140-159 | 120-139 | 90-119 | 70-89 | 55-69 | 40-54 |
ЗРИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ И НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ*
* Марищук В.Л., Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.
Испытуемому в течение одной минуты предъявляется плакат, на котором 7 рядов по 2 числа в каждом. Кроме того, в каждой строчке имеется одно свободное место для ответа.
Рис. А. Рис. Б.
Надо суммировать в каждой строке имеющиеся числа так, чтобы запомнить, на какую величину (больше или меньше) эта сумма отличается от 10. Сохраняя в памяти каждую величину, требуется найти ответы для всех 7 строк (рис. А), и также следует запомнить место каждой разницы на плакате. Когда плакат будет убран, записать эти ответы на бланках (рис. Б).
Задание повторяется дважды по двум плакатам. Оценка выводится в условных баллах с учетом, что за правильный ответ начисляется 2 очка. Если число записано правильно, но перепутано место в строчке или правильно обозначено место, но допущена ошибка в вычислении – дается 1 очко.
Оценка в баллах | |||||||||
Количество очков | 23-24 | 20-22 | 17-19 | 13-16 | 10-12 | 7-9 | 4-6 |
Вторая задача, решаемая с помощью этой методики, заключается в том, что после выполнения теста на оперативную память на фоне целевой установки, требующей производить вычислительные операции и запоминать только результаты вычислений, предлагается записать первый ряд чисел, обозначенных на втором плакате (что осталось в памяти). Оценка выводится по таблице.
Оценка в баллах | |||||||||
Количество правильно записанных чисел |
Запомнившиеся числа на втором плакате (табл. 2) в 1-м ряду следует записать. Это и будет показатель непроизвольной памяти. Время – 1 мин.
ПРОЦЕССЫ РЕТРО- И ПРОАКТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ СЛЕДОВ ПАМЯТИ*
* Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1972; Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М., 1979.
На забывание большое влияние оказывает характер предшествующей и последующей за заучиванием деятельности. Поэтому в психологии говорят о взаимодействии (интерференции) следов памяти, выделяя два направления тормозных влияний деятельности на ее имеющиеся (или вновь создающиеся) следы: проактивное торможение действует вперед во времени, т.е. затрудняет, ухудшает заучивание некоторого последующего материала, и ретроактивное торможение, которое действует назад во времени, т.е. ухудшает воспроизведение ранее заученного материала в результате запечатления в памяти некоторого нового материала. Данная работа направлена на исследование некоторых закономерностей ретро- и проактивного торможения следов памяти.
Работа состоит из трех опытов, в которых последовательно заучиваются 3 ряда чисел и слов.
Ход выполнения задания:
Испытуемым предлагается заполнить ряд двузначных цифр: 53; 27; 82; 36; 48; 61; 17; 94; 79; 35 (всего 10).
Когда испытуемый безошибочно воспроизведет этот ряд чисел (обычно требуется 8-10 повторений), ему предлагается запомнить ряд слов (10):
рыба, совок, нога, власть, песок,
окно, кофта, завод, пирог, чулки.
Примерно через 4-6 повторений испытуемый правильно его воспроизводит. Тогда предлагается ему повторно воспроизвести 1 ряд чисел. Как правило, усвоение слов не помешало воспроизведению 1 ряда чисел. Потом предлагается изучить 3 ряд (числа). После 8-10 повторений этот ряд воспроизводится.
Если затем попросить испытуемого повторить ряд слов, как правило, это легко выполняется. Если же предложить снова вспомнить 1 ряд чисел, то при воспроизведении обнаруживается много пробелов, ошибок, что объясняется ретроактивным торможением, которое возникает тогда, когда вновь изучаемый материал имеет большое сходство с ранее изученным и тормозяще влияет на воспроизведение последнего.
ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА*
* Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.
Методика предназначается для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.
Предлагается таблица с 12 двузначными числами, которые необходимо запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Время демонстрации 20 с:
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.
Глава 17. Мышление