Социально-профессиональное воспитание. Необходимость разработки новой парадигмы воспитания молодежи не вызывает сомнения
Необходимость разработки новой парадигмы воспитания молодежи не вызывает сомнения. Сложившаяся в советское время система коммунистического воспитания перестала существовать. Взамен методологически целостной и технологически обеспеченной системы предложены идеи гуманизации и гуманитаризации образования, провозглашена цель развития и саморазвития личности, утверждается демо-кратизация профессионально-образовательного процесса.
Очевидна несостоятельность возвращения к прежней системе воспитания учащейся молодежи. И вместе с тем следует учесть тот огромный положительный опыт, который был накоплен за годы советской власти в учебных заведениях.
При разработке новой парадигмы воспитания важно определить ключевые понятия. В «Педагогической энциклопедии» (1964) приводится следующее определение: «Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В условиях социализма воспитание имеет целью формирование коммунистического сознания и поведения, всестороннее развитие личности, подготовку активных и сознательных строителей коммунизма»1. В этом определении четко прослеживаются идеологическая заданность, подчиненность воспитания задаче формирования строителей коммунизма. Воспитание трактовалось достаточно широко и включало в себя также образование и обучение. При этом образование сводилось к обучению.
Психологи рассматривают воспитание как формирование понятий, принципов, качеств личности: «Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производственному труду»2. Из этого определения также следует, что воспитание — это «силовое воздействие», являющееся условием развития человека.
Согласно приведенным определениям, образование и воспитание трактуются как противоположные понятия, психологи имплицитно сводят воспитание к развитию личности. Учитывая противоречивость толкования понятия «воспитание», примем в качестве исходного положения, что воспитание — это часть образования, направленная на становление личности. Под становлением мы понимаем «формообразование» личности, адекватной требованиям общества и потребностям личности в развитии и реализации себя.
Традиционно основными компонентами воспитания в нашей стране были идеологическое (коммунистическое), нравственно-эстетическое и физическое. Такая дифференциация направлений воспитания оправдана положительным опытом прошлого. Разве только идеологическое воспитание, понимаемое как коммунистическое, может вызвать протест. Однако без формирования ценностей данного общества, чувства преданности стране, чувства патриотизма, гражданского долга воспитания нет. Назовем такое воспитание гражданским.
В условиях перехода от стабильного общества к динамическому, изменяющемуся чрезвычайно актуальным становится социально-правовое воспитание. Потребность в нем обусловлена также профилактикой девиантного поведения.
В любом учебном заведении имеется устав, определяющий права и обязанности членов коллектива, традиционные формы поведения и общения, нормы дисциплины. Принятие этих норм и следование им составляют содержание конвенционально-нормативного воспитания.
И наконец, важным разделом всей воспитательной работы профессионального учебного заведения является профессиональное воспитание будущего специалиста.
В настоящее время на смену когнитивно ориентированному образованию приходит личностно ориентированное. Значит, и воспитание как часть образования должно стать личностно ориентированным. В профессиональном учебном заведении образование должно обеспечить полноценное профессиональное становление личности. Важное значение в этом возрасте приобретают социальное становление личности, активное усвоение социальных норм поведения взрослого человека — гражданина своей страны.
Таким образом, воспитание в учебном заведении должно быть личностно ориентированным и социально-профессиональным. Конституирующими основами этого типа воспитания являются учебно-познавательная деятельность, профессия и социальная практика. Процесс воспитания направлен на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении.
Целями воспитания являются развитие профессионально-нравственного сознания и поведения, формирование социально-профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентации, обеспечивающих саморазвитие и самоактуализацию, а также полноценное участие в профессиональной жизни.
Задачи личностно ориентированного социально-профессионального воспитания:
• адаптация первокурсников к учебно-профессиональной среде;
• создание условий для дальнейшей социализации учащейся молодежи;
• обеспечение духовно-нравственного становления будущих специалистов;
• оказание помощи учащимся в социальном и профессиональном самоопределении;
• развитие социально значимых и профессионально важных качеств личности;
• содействие нахождению своего места в профессиональном мире после завершения образования, формирование профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников;
• формирование профессионально-этических норм поведения;
• освоение личностью объективной системы социальных ролей;
• становление профессиональной культуры буду-, щего специалиста.
Основные принципы воспитания:
• признание приоритета личности, ее жизненного опыта и самоценности;
• гуманизация взаимоотношений всех субъектов профессионально-образовательного процесса;
• принятие личностью ответственности за свое социальное и профессиональное становление.
Ведущей детерминантой личностного развития является, как отмечал С. Л. Рубинштейн, самодеятельность. «Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется — он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого»1. Исходя из этого, актуальным становится развитие различных форм ученического и студенческого самоуправления.
Итак, для того чтобы развить, сформировать качества, поведение, востребованные профессиональны- •-ми технологиями, нужно вовлечь учащегося в разнообразные личностно-образующие виды деятельности и стимулировать их переход в самодеятельность. Каким образом можно реализовать это концептуальное положение?
Исходным документом является профессиограм-ма специалиста. В ней отражены основные функциональные компоненты личности будущего специалиста, раскрывающие ее динамические процессуально-содержательные характеристики. Она включает оптимальный корпус знаний, умений и навыков, характеристику практической деятельности специалиста, социально-профессиональные ценности и профессионально важные качества. Профессиог-рамма, являющаяся модельным отражением профессионального будущего учащегося, позволяет управлять социально-профессиональным воспитанием, психологически компетентно организовывать профессионально-образовательный процесс, планировать и осуществлять внеучебную деятельность, а также диагностировать и оценивать качество воспитания. На ее основе разрабатывается программа профессионального воспитания. Структура программы:
1) цели и задачи профессионального воспитания;
2) основные направления воспитания:
• социально-профессиональное;
• функционально-профессиональное;
• специально ориентированное;
3) краткая характеристика состава профессионально важных качеств и профессионально ориентированных форм поведения;
4) воспитательные функции каждого цикла учебных дисциплин;
5) личностно ориентированные технологии профессионального воспитания;
6) мониторинг профессионального развития;
7) коррекция профессионального становления. " Представляется оправданным введение в учебные планы образовательных учреждений специального линностно-образующего блока дисциплин. Это, несомненно, усилит профессиональное воспитание обучаемых, будет способствовать их социально-профессиональному самоопределению, самоорганизации, самовоспитанию и самореализации.
Центр тяжести реализации предлагаемой парадигмы воспитания — образовательно-профессиональный процесс. Содержание образования и технологии обучения должно быть личностно ориентировано. Важное значение имеют профессиональная позиция, социально-психологическая компетентность педагогов, уровень выраженности у них профессионально важных качеств, таких профессиональных черт, которые обусловливают авторитет личности. Ведь воспитание прекращается с утратой авторитета педагога.
В качестве вывода приведем основные положения парадигмы профессионального воспитания специалистов.
Личностно ориентированное социально-профессиональное воспитание
Профессиограмма | • Цели и задачи воспитания • Социально и профессионально важные качества и формы поведения специалиста • Социальное и профессиональное самоопределение |
Средства профессионального воспитания | • Мотивирующие и личностно ориентированные дисциплины • Развивающие технологии обучения • Социокультурные технологии воспитания • Личностно ориентированная учебно- профессиональная среда |
Оценка результативности воспитания | • Мониторинг профессионального развития • Развитие аутокомпетентности |
Коррекция профессионального становления | ·Психолого-педагогический консилиум • Психотехнологии коррекции акцентуаций и оказания помощи в самореализации личности |
Важной составляющей любой социально значимой деятельности является оценка ее эффективности. При разработке оценочной системы действенности воспитательной работы мы руководствовались следующими требованиями:
• оценка не должна зависеть от чьего-либо индивидуального мнения, т. е. должна быть объективной;
• оценка должна обеспечивать прогноз социально-профессионального становления личности;
• критерии оценивания и процесс диагностики должны быть понятны и доступны всем субъектам воспитательного процесса.
В основу разработки системы оценки действенности воспитательного процесса положена профессиограмма молодого специалиста. В ней выделены подструктуры, которые определяют уровни подготовленности, воспитанности и развитости личности. Это разделение весьма условно. Все подструктуры личности проявляются в режиме функционирования.
Основываясь на данных подходах, мы выделили следующие критерии оценки воспитательной работы:
1) деятельностная подструктура: учебно-познавательная мотивация, удовлетворенность учебой, ор-
ганизация учебно-пространственной среды, возможности для самореализации в учебно-научной работе;
2) профессионально ориентированная подструктура: профессиональная мотивация, профессиональная идентификация, перспективы трудоустройства, супервизорство выпускников;
3) социально ориентированная подструктура: соблюдение конвенциональных норм поведения и нравственно-этических норм, информированность о деятельности учебного заведения, социально-правовая защищенность, психологический климат в группе, социальная справедливость.
Глава 3