Особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с дизартрией одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава. Диапазон нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произнесения слов до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность. Искажения слогового состава слова признаны ведущим и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта с детей с ОНР.

В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появлении первых слов в длительной форме. Н.С. Жукова выделяет следующие этапы формирования слоговой структуры слов у детей в норме:

1г3мес – 1г8мес – ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова, в трёхсложных словах часто опускается один из слогов: (мако) – молоко.

1г10мес – 2г1мес – в трёхсложных словах иногда ещё опускается слог, чаще предударный – (кусу) – укушу, может сокращаться количество слогов в трёхсложных словах.

2г1мес – 2г3мес – в многосложных словах чаще опускаются предударные слог, иногда приставки – (ципились) – расцепились.

2г3мес – 3г – слоговая структура пропускается редко, главным образом в многосложных словах.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать

следующим образом:

· правильно произносимые слова: мама, дай;

· слова - фрагменты: моко (молоко);

· слова – звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;

· абрисы слов (папата) – лопата;

· слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.

Характер нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

· сокращение слога (моток) –молоток;

· опускание слогообразующей гласной (пинино) – пианино;

· увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных: (команата) – комната.

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

· перестановка слогов (деворе) – дерево;

· перестановка звуков соседних слогов (гебемот) – бегемот.

3. Искажение структуры отдельного слога:

· сокращение стечений согласных: (туль) – стул;

· вставки согласных в слог: лимон – (лимонт).

4. Уподобление слогов: абрикосы – (кококосы).

5. Персеверации-(били… били… билитекарь)

6. Антиципации ( замена предшествующих звуков последующими) : (нананасы)-ананасы.

7. Контаминации (смешение элементов слов ): (в холодильнице) –в холодильнике и хлебнице.

Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонетических) и моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стойкий характер.(Т. Б. Филичева , Г. В. Чиркина.)

Этапы работы:

1. Констатирующий

2. Формирующий

3. Контрольный

1. Констатирующий этап – проводилось обследование состояния слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией.

2. Формирующий этап – формирование слоговой структуры через систему игровых упражнений.

3. Контрольный этап – анализ и обработка полученных контрольных результатов, отслеживание динамики.

Организация констатирующего эксперимента.

В констатирующем эксперименте принял участие 8 детей в возрасте 5-6 лет МДОУ № 358 «Лесная полянка» Чкаловского района г. Екатеринбурга.

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией.

Задачи:

1. Выбрать методику обследования слоговой структуры слова;

2. Отобрать и систематизировать содержание заданий с учётом возрастных особенностей;

3. Проанализировать полученные результаты.

Обследование слоговой структуры слов проводилось по методике Г.В.

Бабиной с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальных возможностей и возраста.

Экспериментальные задания разработаны на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).

Изучение слоговой структуры проводилось в следующей последовательности:

1. Выявление особенностей спонтанного произношения слов различной слоговой сложности. Материалом исследования служат: односложные, двусложные, трёхсложные слова без стечений и со стечениями согласных звуков (в начале, в середине, в конце). А также многосложные слова без стечений и со стечениями согласных звуков.

2. Выявление особенностей отраженного проговаривания слов сложных по структуре и малочастотных (односложные, двусложные, трёхсложные, многосложные слова без стечения согласных и односложные, двусложные, трёхсложные, многосложные слова со стечениями согласных звуков в начале, середине и конце слова).

3. Выявление особенностей многократного отражения воспроизведения слов различной слоговой сложности с опорой на предъявляемый образец и буз опоры на эталон.

4. Выявление особенностей состояния слогового состава слова в словосочетаниях и предложениях. Использовались слова различной степени сложности.

Экспериментальные задания.

Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности.

Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов.

Ведущий прием – называние предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это.

Задание 1 Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал :

дом, дым, мак, кот, бык, кит.

Задание 2 Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал :

Слова типа сгсг –муха , лиса, вода, вата, коты;

Сгсгс – петух, банан, диван, хомяк, вагон.

Задание 3 Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

А) слова со стечениями согласных звуков в начале слова: гном, хлеб, стул, блин, внук;

Б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова: бант, танк, зонт, бинт, винт.

Задание 4: Произнесение двусложных слов со стечениями согласных.

Речевой и картинный материал:

Слова со стечениями согласных звуков на стыке согласных:

утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;

слова со стечениями согласных в начале слова :

гномы, слоны, шкафы, столы, знаки;

Задание 5 : Произнесение трехсложных слов без стечения согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

Слова со стечениями согласных звуков: панама, кубики, лисята, машина, лопата.

Слова типа :сгсгсгс –котенок, помидор, колобок, бегемот, барабан.

Задание 6 Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

автобус, апельсин, виноград, конфета, карандаш;

цыпленок, яблоко, будильник, клубника, скакалка.

Задание 7 Произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

Слова без стечений согласных: Буратино, черепаха, самолеты, гусеница, макароны.

Слова со стечениями согласных: полотенце, сковородка, космонавты, учительница, воспитательница.

Задания на отраженное проговаривание слов сложных по структуре и малочастотных.

Предлагаются с целью установления характера искажений слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми.

Ведущий прием – повторение слов за логопедом со зрительной опорой на картинки.

Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».

Задание 1 Отраженное произнесение односложных слов без стечения согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

мох, мех, пух, бак, Бим.

Задание2 Отраженное произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

ива, боты, дети, дома, киты;

газон, гамак, дымок, кабан, салат.

Задание 3 Отраженное произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал :

два, двор, лифт, мост, куст.

Задание 4Отраженное произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков .

Речевой и картинный материал :

слова со стечениями согласных на стыке слогов – овца, тыква, нитки, миска, индюк, кувшин, солдат;

слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова – клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка;

слова с несколькими стечениями согласных звуков: конверт, пингвин, верблюд, Москва, актриса.

Задание 5 Отраженное произнесение трехсложных слов без стечения согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

слова типа СГСГСГ – дорога, ворона, сорока, ворота, малина;

слова типа СГСГСГС – воробей, петушок, соловей, василек, потолок.

Задание 6 Отраженное произнесение трехсложных слов со стечениями

согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

слова с одним стечением согласных звуков – комната, гантели, аптека, осьминог, охотник;

слова с двумя стечениями согласных звуков – Незнайка, квартира, продукты, футболист.

Задание 7 Отраженное произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

слова без стечений согласных звуков : водолазы, чемоданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны, ящерица, раковина, пианино;

слова со стечениями согласных звуков: холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсовод, велосипедист.

Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов.

Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

Задание 1 Многократное повторения слова с опорой на предъявляемый образец.

Инструкция: « Послушай, повтори три – четыре раза»

Речевой материал: банан, хлеб, медведь, пингвин, воробей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица и др.

Задание 2 Многократное повторения слова без опоры на эталон.

Инструкция : « Посмотри, назови, повтори несколько раз»

Речевой и картинный материал : лимон, винт, овца, кактус, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, гусеница, учительница и др.

Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте.

Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.

Задание1 Завершение словосочетаний и предложений.

Инструкция: « Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка.»

Речевой и картинный материал:

А)добавление слова без изменения его грамматической формы: « Желтый … (лимон), Катина … (панама), плывет …( пароход ), колючий …(кактус), отважный …(солдат), длинноносый …(Буратино)».

Б) добавление слова с изменением его грамматической формы: « Я рисую…(гусеницу), мы кормили …(Бима), мы полетим на…(самолете),я положу письмо в…(конверт), я хочу быть …(космонавтом), я мечтаю о …(велосипеде).

Задание2 Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.

Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».

Речевой и картинный материал: Бим дома; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится;

Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.

Наши рекомендации