Описание диагностических ситуаций на третьем году жизни
Ситуация 1. «Индивидуальная игра».
Цель: определение уровня самостоятельной процессуальной игры ребенка.
Организуется ситуация «Уход за куклой». На маленьком детском столике располагаются атрибуты игры, соответствующие сюжету.
Игровой материал:
1) реалистические игрушки:
1—2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок);
набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож);
предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка);
кроватка.
2) неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, палочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.
Процедура проведения диагностической пробы. Проба проводится в знакомом ребенку помещении. Взрослый присаживается рядом с малышом, показывает ему игрушки, вместе с ним разглядывает, называет их, давая ребенку возможность освоиться в ситуации. Иногда ребенок не сразу начинает процессуальную игру. Возможно, ему необходимо время для того, чтобы рассмотреть игрушки, поманипулировать ими. Убедившись, что ребенок чувствует себя комфортно, взрослый предлагает ему поиграть с игрушками, а сам располагается неподалеку от него таким образом, чтобы не мешать малышу играть, но иметь возможность наблюдать за его действиями и присоединиться к ним в случае необходимости.
Показатели игры фиксируются в течение 10 минут с начала первого игрового действия.
Если в течение минуты ребенок не начинает играть, а ограничивается манипуляциями, взрослый может задать 1—2 наводящих вопроса, стимулирующих игру ребенка. Например, его можно спросить, есть ли в чашечке чай, или сказать, что кукла (мишка, собачка) хочет кушать и просит, чтобы ее покормили. Разворачивающаяся после таких подсказок игра может оцениваться как самостоятельная. Если же ребенок не реагирует на наводящие вопросы, продолжает манипулировать игрушками, взрослый переходит к следующей пробе.
В случае, когда малыш сразу же вовлекает взрослого в процессуальную игру, взрослый также меняет порядок проб и начинает диагностику с ситуации «Совместная игра».
Ситуация 2. «Совместная игра»
Цель: определение уровня совместной игры ребенка со взрослым, выявление зоны ближайшего развития игры.
Игровой материал — тот же.
Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый присаживается рядом с ребенком и, обращаясь к кукле, спрашивает, не хочет ли она покушать. Ответив от ее лица, что она проголодалась, взрослый предлагает ребенку вместе с ним покормить куклу. Получив его согласие, взрослый начинает играть, стараясь вовлечь ребенка в совместное занятие, задавая наводящие вопросы, предлагая варианты игры, обращаясь к малышу от имени куклы и т. д.
Случается, что ребенок не использует в игре предметы-заместители, ограничиваясь игрой с реалистическими игрушками. Для диагностики игры важно выяснить, способен ли ребенок совершать действия замещения. В этом случае взрослому следует наводящими вопросами стимулировать их поиск. Например, он может разыграть такую сценку. Обращаясь к кукле, он говорит: «Лялечка, ты хочешь конфетку?» Затем берет руку куклы и протягивает ее ребенку со словами: «Да, я очень люблю конфеты, дай мне, пожалуйста, конфетку». Взрослый озабоченно разглядывает стол, перебирает возможные предметы-заместители и приговаривает: «Где же у нас конфетка?» Затем обращается к ребенку: «Ваня, давай найдем конфетку для Лялечки. Что может быть конфеткой?» Как правило, ребенок охотно присоединяется к поиску и сам или с помощью взрослого находит подходящий предмет. После этого нужно покормить «конфетой» куклу, изобразить ее удовольствие и поблагодарить ребенка.
Если ребенок играет молча, может возникнуть проблема с интерпретацией тех или иных действий. Это относится прежде всего к использованию предметов-заместителей. Например, если малыш накрывает тарелкой лежащую на столе куклу, это может быть как случайной манипуляцией, так и замещением (тарелка может служить одеялом). В таких случаях взрослый должен поинтересоваться у ребенка, что он делает. Вопрос следует задавать в косвенной форме. Например, если малыш только тем и занят, что режет ножом пластмассовые детали конструктора, не следует спрашивать у него: «Что ты сейчас делаешь?» Лучше обратиться к ребенку таким образом: «Ты что-то режешь ножом, наверное, готовишь еду для куклы? Ей интересно, что же ты готовишь.» Ответ ребенка поможет понять, какого рода действие он совершает. Если он скажет, что режет, к примеру, морковку, его действие соответствует параметру «использование предметов-заместителей». В данном случае не важно, что взрослый своим вопросом, возможно, подтолкнул ребенка к более четкому осознанию действия, главное, что ребенок понял и принял вопрос. Если же он не знает, что ответить, или говорит, что режет кубик, то данное действие не учитывается в качестве замещающего. Однако подобные вопросы не следует задавать слишком часто, чтобы не отвлекать ребенка, не нарушать его свободную игру. В процессе игры взрослый не должен полностью брать инициативу в свои руки, ему следует оставлять ребенку возможность действовать самостоятельно, наблюдая при этом, использует ли он полученный опыт в своей игре.
Вторая проба длится также 10 минут.
Данные наблюдений вносятся в протокол. (Форма протокола приведена ниже.)
Протокол регистрации параметров процессуальной игры
на третьем году жизни
Фамилия, имя ребенка Возраст Дата обследования
Параметры игры | Показатели параметров | Ситуации | |
«Индивидуальная игра» | «Совместная игра» | ||
Потребность в игре | Инициативность | ||
Длительность игры | |||
Эмоциональное состояние в ходе игры | |||
Характер игровых действий | Вариативность игровых действий | ||
Речевая активность в ходе игры | |||
Воображение | Использование предметов-заместителей | ||
Принятие игровой инициативы взрослого | Принятие игровой инициативы взрослого | Не фиксируется | |
Примечания |
Шкалы оценки параметров процессуальной игры
на третьем году жизни
Параметры игры | Показатели параметров | Критерии оценки показателей игры | Баллы | ||
Потребность в игре | Инициативность | Отсутствует: ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого | |||
Слабая: первые игровые действия совершаются по инициативе взрослого, собственные инициативные действия единичны | |||||
Средняя: ребенок начинает играть по собственной инициативе, но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого | |||||
Высокая: ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты | |||||
Длительность игры | Отсутствие игры: в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается с взрослым по другим поводам и т. д.) | ||||
Кратковременная игра: большую часть времени ребенок занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут | |||||
Средняя длительность: процессуальная игра перемежается манипуляциями с предметами, периоды игры и манипуляций приблизительно равны | |||||
Длительная игра: большую часть времени ребенок занят процессуальной игрой | |||||
Эмоциональное состояние в ходе игры | Равнодушное: игрушки не вызывают эмоционального отклика, мимика невыразительна, игровые действия небрежны или ленивы | ||||
Спокойное: эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры — неспешный | |||||
Оживленное: ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны | |||||
Характер игровых действий | Вариативность действий | Отсутствует: ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу) | |||
Слабая: ребенок совершает только 2—3 вида игровых действий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки) | |||||
Средняя: ребенок опробует 2—3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2—3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее) | |||||
Высокая: ребенок постоянно разнообразит игровые действия, каждый раз внося в них элементы новизны, варьируя порядок (например, готовит несколько блюд, раскладывает их в разную посуду, перекладывает, помешивает, режет накалывает, очищает, дует и т. д.); включает в игру более 3 видов игровых действий (например, готовит еду; «ест» сам, кормит куклу, мишку; умывает, купает, причесывает их; укладывает спать, переодевает; моет и вытирает посуду и т. д.) | |||||
Речевая активность | Отсутствует: ребенок играет молча | ||||
Слабая: ребенок произносит несколько отдельных слов, обращенных к кукле или взрослому (например: «на», «пить», «ляля», «чашка») | |||||
Средняя: ребенок по ходу игры обращается к кукле и взрослому с более развернутыми, 2—3-словными высказываниями (например: «надо кушать», «пей чаек», «пора спать») или комментариями («буду варить», «она хочет гулять») | |||||
Высокая: ребенок постоянно и развернуто обращается к персонажам игры и взрослому, объясняя смысл и порядок своих действий, планирует их последовательность, комментирует (например: «тарелки поставим вот так, это Машина, а это моя», «вот вам картошка горячая, еще нельзя есть, подуть надо и шкурку снять», «сейчас будем кушать, потом пойдем гулять», «сейчас тебе заколочку заколю», «девочка хочет кашку, вот она, кашка, сварилась», «видишь, она супчик поела, молодец» и т. д.) | |||||
Воображение | Использование предметов-заместителей | Отсутствует: ребенок играет только реалистическими игрушками (например, кормит куклу ложкой, чистит зубы зубной щеткой); замещениям взрослого не подражает | |||
Редкое: ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует 1—2 разученных ранее и типичных для данного возраста замещения (например, кормит куклу палочкой вместо ложки, дает ей шарик вместо конфетки) | |||||
Частое: ребенок постоянно включает в игру разнообразные предметы-заместители, легко меняет значение одного и того же предмета (например, использует шарик в качестве конфетки, яйца, яблока, картошки, сосиски; палочку — в качестве ложки, ножа, соски, дорожки, градусника; кубик — в качестве хлеба, печенья, плиты, раковины), меняет привычную функцию предмета (например, использует ложку как сковороду, тарелку — как одеяло для маленькой куклы, чашку — как шляпу) | |||||
Принятие инициативы взрослого | Фиксируется только во 2 пробе | Отсутствие: ребенок не проявляет интереса к игре взрослого, не отвечает на его инициативу, продолжает манипулировать предметами | |||
Слабое (пассивное): ребенок спокойно или с интересом наблюдает за игрой взрослого, но не присоединяется к ней, после показа совершает несколько подражаний и переходит к манипуляциям с предметами | |||||
Среднее: ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого, после показа подражает его действиям | |||||
Активное: ребенок сразу же с удовольствием присоединяется к игре взрослого, игра становится совместной | |||||
Анализ результатов и составление заключения
Выделяются 3 уровня развития процессуальной игры ребенка: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень
При высоком уровне развития процессуальной игры показатели всех параметров в обеих ситуациях имеют высокие баллы.
У ребенка с высоким уровнем процессуальной игры ярко выражена потребность в игре с сюжетными игрушками. Он с удовольствием включается в игру, играет долго, увлеченно и не отвлекаясь. Его инициативность высока как в индивидуальной, так и в совместной со взрослым игре.
Репертуар игровых действий богат и разнообразен. Ребенок постоянно придумывает новые варианты использования предметов, гибко варьирует их. Игра сопровождается развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. В действиях ребенка можно наблюдать зачатки планирования, которые выражаются в проговаривании предполагаемой последовательности событий, в поиске подходящих атрибутов игры, в опережающих действия высказываниях.
Ребенок использует предметы-заместители, что чрезвычайно обогащает игру и свидетельствует о хорошо развитом у него воображении. Во второй половине третьего года ребенок не только вводит в игру традиционные способы замещения, но и придумывает свои, подчас оригинальные, замещения, демонстрирует гибкость в изменении функций знакомых предметов, за которыми закреплен известный им способ действий. К концу раннего возраста ребенок может самостоятельно брать на себя несложные роли, отступать от навязываемого игрушками сюжета и разыгрывать собственный.
Средний уровень
Данному уровню соответствуют средние оценки большинства показателей игры.
У ребенка хорошо выражена потребность в игре. В целом он проявляет интерес к ней, может достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекается на манипуляции, которые занимают приблизительно такое же время, как и игра. Для того чтобы игра не иссякала, ребенку необходима стимуляция взрослого. Игровая инициатива, как правило, ниже в ситуации индивидуальной игры и повышается в ходе совместной игры.
Состав игровых действий более однообразный, высказывания редки и немногословны.
Использование в игре разных вариантов действий, включение в нее предметов-заместителей свидетельствуют о хорошем уровне воображения. Вместе с тем использование предметов-заместителей встречается в этой группе редко, они не отличаются разнообразием и оригинальностью. Ребенок предпочитает играть с реалистическими игрушками.
Низкий уровень
Этот уровень характеризуется слабой степенью выраженности всех параметров игровой деятельности.
В потребностно-мотивационной сфере это проявляется в том, что сюжетные игрушки очень слабо стимулируют игровую инициативу ребенка, он предпочитает заниматься манипуляциями с предметами. Незначительное число игровых действий совершается ребенком без особого интереса, он скорее механически воспроизводит разученные ранее действия, быстро отвлекается.
Характер игровых действий у ребенка с низким уровнем игровой деятельности однообразен, вариативность действий выражена слабо. Это особенно ярко проявляется в индивидуальной игре. Как правило, ребенок в процессе игры не пользуется речью: не обращается к куклам, не комментирует своих действий, не обращается с игровой инициативой ко взрослому.
Как правило, дети с низким уровнем игры не включают в нее предметы-заместители даже после показа взрослого. Это свидетельствует о недостаточном развитии воображения.
Дополнительные данные о состоянии игровой сферы могут быть получены на основании диагностики принятия ребенком игровой инициативы взрослого. Этот параметр позволяет определить зону ближайшего развития процессуальной игры.
По данному параметру могут быть зафиксированы три уровня (состояния):
1) хорошо выраженная готовность к обучению. Такой вывод делается тогда, когда ребенок по собственной инициативе не разворачивает процессуальную игру, но охотно принимает инициативу взрослого, подражает его действиям, присоединяется к ним, быстро схватывает принцип замещения и использует его в игре; в последующей самостоятельной игре повторяет то, что делал ранее вместе со взрослым, и начинает разнообразить игру. Данному уровню соответствуют оценки параметра в 2—3 балла;
2) слабовыраженная готовность к обучению. Данный уровень фиксируется в случаях, когда ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого, сразу после показа игровых действий по просьбе взрослого повторяет некоторые из них, в том числе и замещения, но быстро переходит к привычным манипуляциям с предметами и в дальнейшем не разворачивает процессуальной игры. Параметр оценивается 1 баллом;
3) отсутствие готовности к обучению игре. Этот уровень отмечается тогда, когда ребенок не обращает внимания на игру взрослого, отказывается от совместных игровых действий, не принимает их и не понимает смысла действий замещения. Параметр этого уровня оценивается 0 баллов.
Возрастные нормативы уровня развития игровой деятельности
При составлении общего заключения необходимо учитывать, что процессуальная игра претерпевает значительные изменения на протяжении всего раннего возраста, поэтому нельзя оценивать игру ребенка в начале третьего года жизни так же, как в конце этого возрастного периода. Исходя из этого, предлагаются следующие возрастные нормы уровней процессуальной игры для детей в возрасте от 2 до 3 лет.
2—2,5 года
Возрастной нормой является средний уровень самостоятельной игры ребенка и хорошо выраженная готовность к обучению игре.
Низкий уровень самостоятельной игры считается отставанием от нормы, но при хорошо выраженной готовности ребенка к обучению этот уровень не должен вызывать большой тревоги. С помощью специально организованных совместных игр ребенка со взрослым низкий уровень достаточно легко поднять до нормы.
Низкий уровень самостоятельной игры и отсутствие готовности к обучению или ее слабая выраженность являются показателем более существенного отставания от нормы и должны привлечь пристальное внимание психолога и педагога. Необходимо провести дополнительные наблюдения за игрой ребенка в привычной для него обстановке, а также сопоставить полученные данные с результатами диагностики других сфер его развития.
2,5—3 года
Возрастной нормой для этого периода является высокий уровень самостоятельной игры ребенка и хорошо выраженная готовность к обучению.
Средний уровень самостоятельной игры означает небольшое отставание от нормы и при хорошем состоянии зоны ближайшего развития может быть легко преодолен с помощью специально организованных сюжетных игр и забав.
Низкий уровень самостоятельной игры отражает существенное отставание от нормы и в сочетании с отсутствием готовности к обучению требует выявления психолого-педагогических причин задержки.
Отсутствие процессуальной игры как в первом, так и во втором полугодии третьего года жизни считается грубой задержкой.
Проанализировав данные диагностического обследования, психолог составляет заключение об уровне развития у ребенка процессуальной игры. (Форма заключения приведена ниже.)
Поскольку данная диагностика предполагает установление уровня развития в каждом возрасте двух (а от 2 до 3 лет — трех) сфер, целесообразно составлять общее заключение об уровне психического развития ребенка. Ниже приводятся образцы таких заключений.
Заключение об уровне развития процессуальной игры
на третьем году жизни ребенка
Фамилия, имя ребенка Возраст Дата обследования
Потребность в игре с сюжетными игрушками
Инициативность (отсутствует, слабая, средняя, высокая)
Длительность игры (отсутствие, кратковременная, средняя, длительная)
Характер игровых действий
Вариативность (отсутствует, слабая, средняя, высокая)
Речевая активность (отсутствует, слабая, средняя, высокая)
Воображение
Использование предметов-заместителей (отсутствует, редкое, частое)
Принятие игровой инициативы взрослого (отсутствие, слабое, среднее, активное)
Заключение (содержит вывод об уровне развития процессуальной игры ребенка: нормальный, задержка, грубая задержка — с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и показателей, а также возможных причин задержки)
Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии игровой деятельности, в случае необходимости - направление к соответствующим специалистам).