СРС-4. Тема: Методика проведения тренинга эффектвиной самопрезентации для молодых педагогов г.Севастополя (10 ч.; 5 баллов)
Цель: ознакомиться с методикой тренинга и сформировать умения разработки программы и проведения тренинга в будущей профессиональной деятельности.
Задание 1.Ознакомиться с методическими материалами.
«Программа тренинга эффективной самопрезентации может быть рассмотрена с позиции любого известного Вам коммуникативного тренинга, тренинга эффективного общения, тренинга уверенности в себе, тренинга лидерства, тренинга влияния и противостояния влиянию для профессионалов, испытывающих трудности социального взаимодействия и личного влияния.
В общем виде цель программы может быть определена как повышение уровня личной эффективности и осознанности в сфере самопрезентационного поведения молодых педагогов.
Программа основана на практическом осмыслении изложенного выше теоретического материала и является попыткой ответить на социальный запрос в области углубленного совершенствования умений в социально значимых межличностных и деловых коммуникациях современной школы.
Основная целевая аудитория, для которой предназначен предлагаемый вариант программы, — это молодые педагоги современной школы.
В ходе тренинга решаются следующие задачи:
1 Теоретическое и практическое освоение концепций эффективной самопрезентации и формирования позитивного имиджа в сфере общения.
2. Развитие уверенности в себе различными способами:
• выявление скрытых личностных резервов через осознание и осмысление основных барьеров осуществления публичного и социального взаимодействия и работа с ними;
• осознание возможности контроля над производимым впечатлением.
Поэтому одной из задач тренинга является выведение на уровень осознания и осмысления основных барьеров осуществления публичного и социального взаимодействия и работа с ними.
Программа тренинга эффективной самопрезентации включает в себя 4 блока - комплекс практических и теоретических информационных модулей, видеозанятий, часть которых может быть модифицирована с учетом специфики профессиональной деятельности аудитории. Участники в процессе тренинга отрабатывают свое самопрезентационное поведение в различных коммуникативных ситуациях повышенной социальной значимости. .). В отличие от обычного коммуникативного тренинга, основной анализ игр и упражнений производится в русле понимания тактик и стратегий своего и чужого самопрезентационного поведения.
По времени проведения программа рассчитана на три дня, время занятий — с 10.00 до 13.00.
Методы и приёмы
1) Использование приемов аттракции (при отработке навыков вступления в контакт и завершения общения).
2) Отработка умений вызвать симпатию у партнера по общению.
3) Отработка навыков позитивной самопрезентации в стратегии «самопродвижение».
4) Отработка навыков публичного выступления с элементами аттракции и самопродвижения.
Задание 2. Ознакомьтесь с вариантом первого дня работы тренинга с молодыми педагогами
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
«КОНТАКТ И САМОПРОДВИЖЕНИЕ»
Цель. Изучение основных представлений, связанных с управлением производимым впечатлением в процессе делового и межличностного взаимодействия, влиянием феномена «первое впечатление».
Задачи: отработка навыков вступления в контакт, связанного с непосредственной и опосредованной самопрезентацией, развитие индивидуальной концепции самопродвижения.
Порядок проведения. Тренинг начинается традиционно — с самопрезентации тренера, введения правил взаимодействия в группе, обсуждения формы обращения друг к другу и представления участников группы, а также перечисления ими своих личностных качеств, помогающих и мешающих эффективной самопрезентации. С целью создания обстановки, способствующей рефлексии собственного образа в глазах других, проводится упражнение «Первое впечатление» с последующим анализом барьеров восприятия и социальных стереотипов.
В целях осмысления участниками концепции аттрактивного поведения проводится дискуссия, в результате которой на обсуждение и групповой анализ выносятся основные критерии успешности самопрезентации. Во время выступлений одних участников другие, в качестве наблюдателей, анализируют их поведение с точки зрения увлекательности и убедительности.
Структурно обучение участников проходит с чередованием информационных и практических блоков: сначала — реальный материал для обсуждения, полученный в игре или дискуссиях, подача теоретического материала для информации, а затем — практическая отработка пройденной теории. Так, после получения информации о тактиках и стратегиях самопрезентации, особенностях их проявления в поведении людей участники в процессе проигрывания различных ролевых ситуаций учатся ощущать преимущества и риски использования каждой тактики. Все упражнения снимаются на видео и подвергаются специальному анализу по заданным критериям. Это является чрезвычайно важным, так как каждый участник имеет возможность получить не только аудиальную, но и визуальную обратную связь, что позволяет сформировать адекватное восприятие своего образа в глазах другого.
Первый день тренинга включает в себя заданияна теоретическую и практическую отработку следующих навыков непосредственной и опосредованной самопрезентации:
• вступление в контакт;
• аттрактивное поведение;
• навыки «самопродвижения».
Все вышеперечисленные навыки отрабатываются на реально встречающихся ситуациях в профессиональной деятельности участников группы (упражнения «Важное собеседование в ГУО», «Я вхожу в класс», «Понравься детям...», «Понравься директору...», «Первое общение с ребёнком по его просьбе»). Кроме навыков непосредственной самопрезентации, участникам дается задание на отработку навыков опосредованной самопрезентации.
Основная задача первого дня тренинга — создание каждым участником тренинга индивидуальной концепции самопродвижения, осознание возможности произвольного контроля за имиджеформирующей информацией и повышение уверенности при инициировании контактов с другими людьми. Возможно также введение в программу тренинга индивидуальной диагностики особенностей самопрезентации участников группы.
День завершается оценкойучастниками тренинга своей удовлетворенности содержанием работы и собой, получением письменного домашнего задания — построить свою «Стену уверенности».
Задание 3. Соберите копилку упражнений, информационных материалов, ролевых игр и т.д. для первого дня тренинга, аналогичных указанных мною (5 заданий).
Форма отчетности:краткий рукописный конспект, печатные материалы, данные вопросы включены в тестовый контроль по содержательному модулю.
Хрестоматия
Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. – К.: ИМСО МО Украины: НВФ «Студцентр», 1999. –
С. 120-124.
«Тактики и стратегии самопрезентации»
Известный западный исследователь Б. Шленкер (В. Schlenker), рассматривая самопрезентацию как многоцелевую деятельность, пишет, что ее изучение включает в себя два типа исследований:
1) Исследования, в которых рассматривается то, как люди, будучи субъектами деятельности, стараются сформировать отношения (аттитьюды) и поведение аудитории через представление «Я-информации».
2) Исследования, в которых рассматривается то, как люди, слов, но «мишени», реагируют на самопрезентационную деятельность других (6).
Согласно В. Шленкеру, самопрезентация не является только поверхностной, обманчивой или манипулятивной деятельностью, она может также включать в себя «...попытку представить аудитории приближающийся к идеалу образ» кого-либо. Обычно этот образ отражает слегка измененную и улучшенную Я - концепцию, но он является тем, во что „актер" искренне верит сам» (6, с. 493). По мнению Шленкера, самопрезентация в осознанном или неосознанном виде представляет полимодальную характеристику: «...самопрезентация осуществляется, исходя из множества мотивов; она присутствует среди друзей, и даже в интимных ситуациях; она имеет место и в длительной взаимосвязи, такой как брак. Но она не обязательно включает в себя сознательное внимание и контроль» (6, р. 495).
С точки зрения практического применения теоретических знаний в области практической психологии последнее утверждение явилось для нас основополагающим при разработке тренинговой программы по улучшению умений самопрезентации, поскольку в ее рамках обращается внимание не только на осознаваемые моменты предъявления себя окружающим, но и на неосознаваемые мотивы, поведение и поступки людей, осуществляющих самопрезентацию.
Исследователи (Е. Goffman, J. Tedeschi, М. Leaiy & R. Kowalski, R. Baumeister, E. Jones, B. Schlenker, M. Weigold, K. Gentry и др.) выделяют ряд ключевых мотивов, лежащих в основе процесса самопрезентации:
• поддержание чувства собственной уникальности;
• демонстрация своей принадлежности к определенной среде;
• утверждение желательной «Я-концепции» и укрепление самооценки;
• получение социальной, материальной выгоды;
• повышение привлекательности, получение одобрения и уважения;
• сохранение и увеличение власти, влияния.
Подчеркнем, что большинство исследователей ведущим мотивом самопрезентации считают потребность в получении социального одобрения. При этом, как было отмечено многими исследователями (B. Schlenker, D. Myers и др.), не все самопрезентационное поведение предназначено для предъявления социально одобряемой идентичности. Люди могут часто проявлять в общении агрессивность или слабость для достижения определенных целей (здесь можно вспомнить концепцию Э. Шострома с его двояким пониманием манипулятивного поведения, обозначаемого как «собака-снизу» и «собака-сверху»).
Несмотря на универсальность мотивов самопрезентационного поведения, наблюдаются значительные индивидуальные различия в осуществлении самопрезентации. Представители публичных профессий (актеры, политики, журналисты и др.) в большей степени осознают процесс контроля над производимым впечатлением, в других же сферах подобный контроль и его осознание менее выражены. Кроме профессиональных особенностей самопрезентации, существуют также тендерные и возрастные различия этого процесса, которые оказывают влияние на особенности стиля коммуникации, выбор самопрезентационных тактик и стратегий, на психологическом содержании которых мы остановимся ниже.
Ни одно социальное взаимодействие не обходится без презентации себя, своих личностных или профессиональных качеств (кстати, не является исключением и деятельность ведущего тренинговой группы). Оказываясь в ситуации межличностного общения, каждый из нас немедленно становится субъектом самопрезентации. Независимо от осознанности своих поведенческих действий, мы предъявляем партнеру по общению информацию о себе посредством различных символических знаков (внешнего вида, окружающего пространства — офиса, дома, социальных символов престижа и статуса — марка автомобиля, телефона и др.), а также своим вербальным и невербальным поведением (1) (рис. 4)
Автоматически, с момента начала общения наш партнер, воспринимая как осознанно, так и частично, и неосознанно, эту информацию, становится объектом нашей самопрезентации. Таким образом, самопрезентация является средством управления впечатлением, которое мы производим на других людей.