Психодиагностика в клинике

Как вы знаете, клиника явилась одной из важнейших сфер приложения психодиагностики. Исторически это касается, прежде всего, психических и нервных больниц. Основной задачей психолога в психоневрологической клинике является выявление психопатологических симптомов, которые трудно обнаружить при собственно медицинском, врачебном исследовании. Например, некоторые такие нарушения в начальной стадии шизофрении или при ее форме удается выявить только с помощью патопсихологических методик. Можно сказать, что психодиагност дает врачу возможность более точно дифференцировать норму и психическую патологию, а в случае патологии - ее характер и уровень психического дефекта. Однако, и это необходимо подчеркнуть, что медицинский диагноз никогда не устанавливается только на основании выделенных в ходе психодиагностики патологических признаков. Выявленные в процессе психодиагностики симптомы служат лишь одним из доводов в клинико-диагностическом процессе, который осуществляется врачом на основе целого комплекса определенных симптомов.

Одним из важнейших показателей успешной психотерапии и лечения в целом является изменение отношения больного к своей болезни. Вам уже известно, что в настоящее время достаточно широк круг заболеваний, которые принято называть психосоматическими. К ним относятся, например, язвенная и гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет и ряд других. Специфичность такого рода заболеваний заключается в том, что на возникновение и протекание заболевания решающую роль оказывают различные психические факторы (уровень тревожности, стрессоустойчивости и т.д.).

В ходе заболевания у больного складывается преобладающий тип отношения к болезни,который определяется тремя факторами:

1) природой самого заболевания;

2) типом личности, в котором важнейшую роль играет тип акцентуации характера;

3) отношением к данному заболеванию в той социальной микросреде, к которой принадлежит больной.

Помощь здесь могут оказать специально разработанные диагностические опросники, наиболее удачным из которых является личностный опросник Бехтеревского психотерапевтического института (ЛОБИ). Он по своей структуре близок к ПДО и также разработан под руководством профессора А. Е. Личко. В основу опросника положена концепция "психология отношений", разработанная в отечественной психологии такими авторами, как Лазурский, Франк и Мясищев. В ходе обследования диагностируется сложившийся под влиянием болезни характер отношений к самой болезни, ее лечению, врачам и медперсоналу, окружающим, работе или учебе, одиночеству и будущему, а также своему состоянию (сон, настроение, аппетит и т.п.).

С помощью ЛОБИдиагностируется 13 типов отношений.

1) гармоничный - трезвая оценка состояния и стремление содействовать успеху лечения;

2) тревожный - беспокойство и мнительность, жажда дополнительной информации о болезни;

3) ипохондрический - стремление рассказывать окружающим о болезни и преувеличение своих страданий; сочетание желания лечиться и неверия в успех;

4) меланхолический - удрученность, депрессия вплоть до суицидальных мыслей;

5) апатический - полное безразличие к своей судьбе и утрата интереса ко всему;

6) неврастенический - поведение раздражительно и нетерпеливо;

7) обсессивно-фобический - боязнь опасностей, связанных с болезнью, причем чаще воображаемая, чем реальная;

8) сенситивный - чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни;

9) эгоцентрический - "уход в болезнь", требование от окружающих исключительной заботы о себе;

10) эйформический - отношение к болезни и лечению и надежда, что само "все обойдется";

11) анозогнозический - активное отбрасывание мысли о болезни;

12) эргопатический - "уход из болезни в работу";

13) паранолльный - уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла.

Ценность данной методики состоит не только в диагностике типа имеющегося у больного на момент обследования типа отношения к болезни, но прежде всего, в помощи врачу в выборе определенной тактики лечения, воздействии на больного, персонал и ближайшее окружение.

ТЕМА 19.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

В СФЕРАХ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И КОЛЛЕКТИВА

Краткое содержание лекции:психодиагностика сферы отношений личности. Понятие межличностных отношений: деловые и личные взаимоотношения. Четыре уровня совместимости. Чувство притяжения и симпатии. Репертуарные методы диагностики совместимости в супружеских парах. Диагностика самоотношений. Отношение к партнеру по браку. Отношение к собственным детям. Отношение к сослуживцам.

Психологическая совместимость. Любовь, семья. Взаимоотношения с ребенком. Ребенок и его отношение к членам семьи. Подростки, школа. Коллектив, малая группа – индивидуализация подхода.

Определение индивидуальных особенностей реагирования на состояние фрустрации и реагирование в конфликтной ситуации. Методики Розенцвейга и Томаса.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Вопрос 1. Психодиагностика сферы отношений личности:деловые и

личные взаимоотношения.

Вопрос 2. Четыре уровня совместимости.

Вопрос 3.Диагностика самоотношений.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

2. Архипова И.В., Минская Ю.А., Фирсова Т.А. Психологический практикум (проективные методики): Учеб. метод. пособие. Самара, 2002.

3. Гуревич М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992. 80 с.

4. Зиверт Х. Тестирование личности. 2-е изд. Пер. с нем. М., 1998.

5. Психология индивидуальных различий: Тесты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.

6. Славинская Ю.В. Психические состояния лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы / Дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2002.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Пер. с нем. М., 1986.

8. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 2001.

Вопрос 1

Психодиагностика сферы отношений личности:

Наши рекомендации