Формирование лексико-грамматического строя речи
Планируя работу по развитию лексики и грамматики, необходимо учитывать закономерности формирования словаря в онтогенезе, его особенности у детей с речевой патологией.
Основные направления обучения:
1) Систематическая работа по расширению словарного запаса в процессе развития представлений о предметах, явлениях и со6ытиях окружающей действительности.
2) Уточнение конкретных понятий.
3) Формирование предметной соотнесенности слов, выделение действии, признаков и Т. Д.
4) Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
5) Подготовка к овладению грамотой.
Работа по расширению словарного запаса и грамматических категории осуществляется и логопедом и воспитателем. В словарь детей помимо слон, обозначающих конкретные предметы, признаки,
Действия, вводятся синонимы, омонимы , антонимы; детей знакомят с многозначностью слов. Обогащению словаря и развитию грамматического строя речи в огромной степени способствует обучение детей навыкам словообразования и словоизменения.
При лексическом подходе логопед и воспитатель решают задачи
коррекционного воздействия в рамках одной лексической темы. При лексикограмматическом подходе' воспитатель знакомит на занятиях по развитию речи в др, видах деятельности со словарем по темам, определенным программой воспитания и обучения а логопед, используя разноо6разныи речевой материал, работает над формированием грамматических категорий.
Грамматические Темы логопед записывает в тетрадь связи для воспитателя. Воспитатель включает грамматические задания в занятия по развитию речи, в игры, осуществляет систематический контроль за правильным употреблением форм слона в потоке речи. Предлагаются следующие лексико-грамматические темы, над которыми работает воспитатель и логопед (табл. 6).
Таблица 6
Лексико-грамматические темы для работы логопеда и воспитателя
по предупреждению аграмматизМов
Словоизменение | Словообразование |
• имеиителы4ый падеж имен существительных | • образование существительных с уменьшитеЛьно‑ |
единственного И МНОЖОСТВВННОГО числа | ласкательными суффиксами |
• винительный падеж существительных | • 06РДВОВВНИВ относительных прилагательных от |
• родительный падеж существительных ед. числа | сущеСтвиТВЛыЭых |
• дательный падеж существительных ед. числа | • Обраэ0ВВНИВ притяжательных прилагательных |
• творительный падеж существительных ед. числа | • образование глаголов движения с помощыо |
без предлога | приставок |
• предложный падеж существителы ьых | • приставочные глаголы |
• предпожно-падежные конструкции | • образование сложных слов |
• согласование СуществитеЛьНОГ0 с | • образование сравнительной и превосходной |
прилагательным | степени прилагВТВЛЬНых |
• падежные формы множественного числа | • работа над родственными словами |
СущеСТВИТВЛьныХ и прилагательных | • образование прилагательных от наречий |
• ИменИТВЛы1ый падеж мужского и женского рода прИЛдгВТВЛЬныХ | • образование наречий от прилагательных |
• именительный падеж среднего рода прилагателыных | |
• падежные формы множественного числа | |
СущеСТВИТВЛы1ых и прилагательных | |
• образование притяжательных прилагательных | |
• употребление глаголов 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа | |
• глагол настоящего времени ед. в мн. числа | |
• прошедшее время глагола | |
• изменение глагола по родам, лицам, числам | |
• совершенный и несовершенный вид глагола | |
• глаголы будущего времени | |
• Повелителыiсе наклонение глагола | |
• согласование существительных с числитеЛЬНЫМИ пДВВ» И аПЯТьв | |
• согласование существителыных с собиратель‑ ными и порядковыми числительными | |
• употребление существительных с предлогами | |
• употребление местоимений с предлогами | - |
\\
Детей учат понимать формы слова и их связи в предложении, от- вечать на вопросы и составлять предложения по моделям. Мы предлагаем вариант планирования работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, составленный логопедами Санкт-Петербурга (приложения 17, 18); рекомендации к анализу занятий педагога (приложение 19).
Развитие связной речи
Очной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы е детьми с ОНР является обучение их связной речи. Дети должны научиться грамотно и последовательно излагать свои мысли, пользоваться и диалогической и монологической речью, Т. е. они должны овладеть навыками речевого общения, речевой коммуникации.
Для того чтобы дети могли планировать развернутые высказывания, выделять смысловые звенья художественного текста, последовательно передавать в своем рассказе те или иные события, правильно пользоваться грамматическим оформлением речи, необходимо целенаправленно активизировать и развивать психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), тесно связанные с формированием связной речи.
В. П. Глухов выделяет основные задачи при обучении детей грамматически правильной связной речи.
· Коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний.
· Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения.
· Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.
Подробно методики обучения связной речи детей с ОНР описаны авторами В. П. Глуховым, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т Б. Филичевой, Т А. Ткаченко, Н. И. Кузьминой, В. И. Рождественской, В. И. Балаевой и др. Это и обучение детей составлению рассказов по наглядному восприятию, описательных рассказов, рассказов и сказок по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок, творческих рассказов, пересказу художественного произведения, заучиванию стихов и Т. Д.
Помимо традиционных методов, приемов можно использовать кукольный театр (кукол дети могут сшить с родителями), пальчиковый театр, фланелеграф, приемы игровой сказкотерапии. Работа с куклами способствует развитию мелкой моторики пальцев, умению выразительно манипулировать персонажами, подражать их голосу, интонации, вести диалог. Восторг от общения со сказкой, от сознания того, что «у меня получилось», благотворно влияет на эмоциональный фон ребенка. С другой стороны - зависимость каждого члена действа друг от друга вырабатывает у детей дисциплинированность и ответственность.
Очень интересной работой, способствующей развитию речи, является комментированное рисование. Детям предлагается:
Представьте себе долину. Справа и слева возвышаются два холма. Между ними течет извилистая река. Над рекой склонилась плакучая ивушка. За рекой стоит дом. Из трубы струится дым. От реки к дому вьется тропинка. Ло тропинке идет девочка (дать ей имя). Она встречает папу. Они собака Шарик сидят в лодке. Лодка подплывает к берегу.
Под диктовку взрослого ребенок рисует или изображает схематично текст. По ходу рисования он отвечает на вопросы: где течет речка? (речка течет между холмами). Что склонилось над рекой? (над рекой склонилась плакучая ивушка) и Т. Л. После того как ребенок изобразил все, что ему предложил педагог, он составляет последовательный рассказ. Такая работа способствует не только развитию умения составлять рассказ, Но и употреблению предложно-падежных конструкций.