Тема 2.4. Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста
Цель и задачи изучения темы:
1. Знакомиться с общими вопросами изучения детей младенческого и раннего возраста
2. Раскрыть различные подходы к диагностике детей младенческого и разного возраста (по О.В. Баженовой, Л.И. Аксеновой, А.А. Лисеева, Н.Ш. Тюриной, Е.В. Шкадаревич, Н.В. Серебряковой, Г.В. Скобло, Е.А Стребелевой и др.)
3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы
Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы
Методические указания: после обсуждения ниже представленных вопросов предполагает экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.4., раздел 2)
Вопросы для подготовки к семинару:
- Общие вопросы изучения детей младенческого и раннего возраста.
- Исследование нарушений психического развития младенцев с помощью методики О.В. Баженовой: цель исследования, этапы проведения обследования, линии развития, обработка результатов, характеристика выделенных типов нарушения.
- Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет (методика Л.И. Аксеновой, А.А. Лисеева, Н.Ш. Тюриной, Е.В. Шкадаревич): цель и задачи программы; социальный, медицинский и психолого-педагогический блоки, составляющие структуру программы; основные функциональные области (линии развития); этапы проведения обследования; требования к проведению процедуры обследования; обработка результатов обследования и составление профиля развития ребенка.
- Специфика психопатологического исследования ребенка раннего возраста (методика Г.В. Скобло): этап симптомологической диагностики, этап синдромологической и нозологической диагностики.
Базовый учебник:
Учебно-методическая литература:
1. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СП-б., 2006.
2. Кожевникова Е.В. и др. Междисциплинарная оценка при раннем вмешательстве // Дефектология. 1999, № 4.
3. Левченко И.Ю. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, Забрамной. М., 2003.
5. И.А. Шаповал. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.
Семинар № 3
Тема 2.6. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития
Цель и задачи изучения темы:
1. Познакомиться с механизмами формирования системных нарушений при различных вариантах психического дизонтогенеза
2. Раскрыть обязательность использования принципа комплексности при дифференциальной диагностике
3. Формировать представление о сходных картинах развития при различных структурах дефекта, о дифференциально-диагностических критериях основных и дополнительных методов психолого-педагогического изучения ребенка, используемых для отграничения сходных состояний
4. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы
Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы
Методические указания: ответы на вопрос 3 предполагают привлечение материалов самостоятельной работы (задание № 1,2 тема 2.6., раздел 2)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Механизмы формирования вторичных (системных) отклонений при различных нарушениях развития.
2. Принцип комплексности обследования как базовый при дифференциальной диагностике отклонений в развитии.
3. Возможные варианты сходных картин развития при нарушениях различного генеза и критерии их разграничения: отграничение умственной отсталости от
- раннего детского аутизма
- преходящих интеллектуальных нарушений органического происхождения (церебрастении, синдрома гиперактивности)
- органической деменции
- эпилептической деменции
- состояний недоразвития речи (моторной и сенсорной алалии)
- симптоматической дислексии
- психического инфантилизма
- соматогенной астении
- психопатий (расстройств личности)
- семейно-бытовой и педагогической запущенности.
Базовый учебник:
Учебно-методическая литература:
1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СП-б., 2003.
2. Коровин К.Г. Дифференциальная диагностика – традиции и «новаторство» // Дефектология, 1997, № 6.
3. Лях Г.С., Марусева А.М. Об ошибочной диагностике алалии у детей с нейросенсорной тугоухостью // Дефектология. 1978, № 6. С. 22.
4. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями развития // Дефектология. 1996, № 5.
5. Роговин М.С., Симановский А.Э. Значение исследований психического дефекта для дифференциального диагноза эпилепсии и олигофрении // Дефектология. 1986, № 2. С.10.
6. Рожкова Л.А., Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики // Дефектология. 2001, № 4. С.3.
7. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. С.62-85.
Семинар № 4
Тема 2.7. Планирование на основе проведенного обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми
Цель и задачи изучения темы:
1. Познакомиться с содержанием коррекционно-развивающей работы с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста
2. Раскрыть цели, задачи, направления, организацию, психотехники психокоррекционных технологий познавательного, личностного и межличностного развития детей с общим психическим недоразвитием, с задержанным психическим развитием, поврежденным психическим развитием, с детским церебральным параличом.
3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы, составлять блок-схемы
Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы 1-2, блок-схемы для вопросов 3-6
Методические указания: ответы на вопросы 3-6 предполагают привлечение материалов самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.7., раздел 2)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Характеристика комплексной коррекционно-развивающей программы «Ступеньки» Н.В. Серебряковой.
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Психокоррекционные технологии для детей с психическим недоразвитием.
4. Психокоррекционные технологии при задержке психического развития.
5. Психокоррекционные технологии для детей с поврежденным психическим развитием.
6. Психокоррекционные технологии для детей с церебральным параличом.
Базовый учебник:
Учебно-методическая литература:
1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. СП-б., 2005.
3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. С-Пб., 2003.
4. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами нарушений // Дефектология. 2000, № 1. С. 66.
5. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. М., 2007.
Семинар № 5