Глоссарий (краткий словарь терминов). Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие
Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.
Адаптационный конфликт (лат. Adapto – приспособляю, conflictus – столкновение) – конфликт, возникающий вследствие нарушения оптимального для организма человека процесса психофизиологической, психической, психологической или социальной адаптации при воздействии определенных условий окружающей среды.
Активность– понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. Социальный смысл активности определяется ее направленностью и мотивами. По этому критерию активность подразделяется на позитивную и негативную.
Антагонист– человек, который жестко, непримиримо и даже враждебно отстаивает свои интересы в конфликте, не настроен ни на какие уступки, придерживается крайних взглядов, воспринимает оппонента как личного «врага»; в конфликте придерживается стиля противоборства (или соперничества).
Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение человека к другому человеку (группе людей), проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.
Арбитр – лицо, наделенное полномочиями «третейского судьи» в конфликте; обладает более значительным влиянием на конфликтное взаимодействие по сравнению с посредником.
Аффект (лат. аffectus – душевное волнение, страсть) – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
Блеф – тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально существующих сил и средств, с целью запугивания оппонента.
Виды (типы) конфликтов – варианты конфликтных столкновений, различаемые по факторам совместной деятельности людей (источникам возникновения, формам взаимодействия, направленности общения, функциям и пр.)
Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.
Внутригрупповой конфликт – столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий либо несоблюдением норм группового поведения.
Внутриличностный конфликт – внутреннее противоборство человека как следствие функционального дискомфорта в сфере рационального и эмоционального, необходимости выбора между желаемым и должным, выгодным и опасным, интересным и скучным, кризиса мотива или их реализации. Или – конфликт внутри психического мира личности, который представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.
Враждебность –психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.
Генезис конфликта– момент зарождения, возникновения и последующий процесс развития конфликта.
Границы конфликта – внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение. Можно сказать, что это внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъективные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).
Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.
Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.
Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.
Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик: знание состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, ײсценарияײ развития взаимодействия, - и последующего управленческого влияния на противостоящие стороны.
Динамика конфликта – движение конфликтного столкновения или ход развития конфликта по этапам и фазам.
Завершение конфликта – устранение объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.
Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.
Интерес – реальная причина социальных действий.
Источники конфликтов – стечение неблагоприятных обстоятельств, воздействующих на поведение людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуре, убеждениях и нравственных ценностях.
Инцидент – столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт. Другими словами, это – формальный повод или стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон в конфликте.
Классификация конфликтов – группировка, систематизация конфликтных столкновений, деление их по существенным признакам, типам и видам (в частности, по сферам проявления, причинам возникновения, формам взаимодействия, коммуникативной направленности, продолжительности, составу участников, способам разрешения, последствиям).
Компромисс – это стратегия поведения субъектов в конфликте, стиль поведения и способ разрешения конфликтов, ориентированный на определенные взаимные уступки.
Конгруэнтность – адекватная эмоциональная реакция личности на конфликтную ситуацию.
Конкуренция – один из видов социального конфликта (особый вид борьбы), целью которого является получение прибыли, доступа к дефицитным благам и другой выгоды.
Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.
Конфликт – социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Или – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.
Конфликтная ситуация – исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, групповом поведении, межличностных отношениях. Это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.
Конфликтогены – слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и др. отрицательные эмоциональные состояния.
Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения. Или можно сказать и так – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.
Конфронтация – стиль поведения в конфликтных ситуациях…
Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).
Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.
Ложный конфликт – субъект (субъекты) воспринимают ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для конфронтации нет.
Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Маргиналы – не приспособленные к социальным условиям люди.
Медиатр – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.
Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника-медиатора.
Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.
Межролевой конфликт – ситуация противоборства между требованиями разных социальных ролей, исполняемых личностью.
Мотивы – истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к социальному конфликту.
Насилие – в узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм; в широком смысле под насилием понимаются любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.
Ненависть – стойкое отрицательное чувство человека, направленное на явление, противоречащее его потребностям, интересам, ценностям.
Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними.
Несовместимость межличностная – взаимное неприятие (антипатия) партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на несовпадении (противостоянии) ценностных ориентаций, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик индивидов.
Неформальная организация – спонтанно возникаемая общность людей, на основе личного выбора.
Неудовлетворенность – негативное восприятие (оценка) тех или иных факторов, событий, складывающихся обстоятельств, тенденций развития и т. д.
Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.
Объект конфликта – конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта (то, из-за чего возник конфликт). Объект конфликта некоторые исследователи рассматривают и как предмет конфликта.
Переговоры – способ преодоления конфликтного противоречия, заинтересованный диалог с целью урегулирования конфликта.
Поведение конфликтное – действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Другими словами – это агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.
Позиция– это то, о чем заявляют субъекты конфликта.
Посредник – отдельное лицо или организация, содействующее примирению конфликтующих сторон, достижению согласия между ними по урегулированию конфликта.
Предконфликтная ситуация – рост социальной напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями.
Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, или создаваемый продуктивным воображением.
Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной (фр. praeventus - предупреждающий) форме.
Приспособление – стиль поведения в конфликтных ситуациях..
Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его.
Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.
Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей и побуждений на других.
Противоборство – действие, направленное друг против друга.
Профилактика конфликтов –
Разрешение конфликта – вид деятельности субъектов управления, связанной с завершением конфликта. Завершение конфликтного столкновения по доброй воле его участников, достижение ими определенного согласия по спорной проблеме. Снятие противоречий, вызвавших конфликт, и установление нормальных отношений между противоборствующими сторонами.
Ранг – звание, чин, разряд, категория. В конфликтологии определяется по принципу ײвысшийײ – ײнизшийײ и предполагает, заведомо, более или менее выгодную позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне.
Регрессия (в психике человека) – негативный защитный механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация остается и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода во вне, направляется на разрушение самой личности.
Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону смягчения последствий.
Ресоциализация – вынужденная (насильственная) интеграция индивида или социальной группы в другую культуру.
Риск– ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий в случае неудачи.
Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.
Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.
Сила – в социальном конфликте это – возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента (противника).
Случайный конфликт – это конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств.
Смещенный конфликт – это конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта.
Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Социализация– процесс усвоения индивидом (группой) образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
Социальная напряженность – психологическое состояние людей, причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий. Наиболее характерными формами проявления социальной напряженности являются групповые эмоции.
Социальное партнерство – один из методов регулирования трудовых отношений и конфликтов путем достижения взаимоприемлемых соглашений между сотрудниками и руководством через взаимные уступки и конфликты.
Спор – разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем.
Способ разрешения конфликта – совокупность характерных приемов (уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс), отличающих стиль поведения, образ действий по устранению причины конфликтного столкновения.
Стагнация– потеря способности к развитию.
Статус социальный – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким. Это – общее положение не только личности, но, может также быть и социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Стиль конфликтного поведения – манера общения и образ действий участника конфликта, способ осуществления интересов.
Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.
Субъект конфликта – участник (сторона, оппонент) конфликтного столкновения, преследующий свои интересы и обладающий определенной силой, рангом.
Типология конфликтов – классификация конфликтных столкновений по формам проявления в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, этнической, религиозной, военной, юридической, семейно-бытовой и др.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т.д.
Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции, предложенная Э. Берном (Родитель, Взрослый, Ребенок).
Уклонение – стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов.
Управление конфликтом – целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп.
Урегулирование конфликта – снятие остроты противоборства сторон, которое не устраняет причин конфликта.
Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации; определенная направленность проявлений психики и поведения субъекта; готовность к восприятию будущих событий.
Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.
Установка социальная – предрасположенность, готовность действовать определенным образом в определенных ситуациях.
Уступка– стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве как несуществующего для себя и значимого для соперника.
Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несуществующего как для себя, так и для соперника.
Функция конфликта – выражение социального (позитивного или негативного) назначения конфликтного столкновения, зависимости между ним и другими явлениями общественной жизни.
Эволюция конфликта – процесс постепенного, непрерывного развития конфликта от простых – к более сложным формам.
Экстернал – человек, склонный приписывать всему, происходящему в его жизни, внешние причины (судьба, случай, окружающая среда).
Эмоциональный конфликт – столкновение, разногласие между людьми, вызванное личным восприятием происходящего, чувственной реакцией на поведение окружающих, расхождением взглядов.
[1] Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989. – С. 201.
[2] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 361.
[3] Кант И. Соч. в 6 Т.- М, Т. 6. - С. 266.
[4] Понятием социал-дарвинизм обозначают представления, в соответствии с которыми человеческое общество интерпретируется прежде всего в системе биологических понятий, опирающихся на законы естественного существования.
[5] Мэй Р. Истоки экзистенциального направления // Экзистенциальная психология. Экзистенция. – М., 2001. – С.130.
[6] Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Страх и трепет. – М., 1993. – С. 264.
[7] Там же. - С. 265.
[8] Там же. – С. 269.
[9] Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М., - 1999. - С.81.
[10] См.: Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирование. Технологии разрешения. – М., 1991. – С. 114.
[11] Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М., 1996. - С. 32.
[12] Цой Л. Н. . Существующие подходы к исследованию, анализу, типологии и классификации конфликтов (дискуссии с современниками) // Социальный конфликт. – 2000.- №3. – С.5-6.
[13] Лещев С. В. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное - М., 2002. – С.39.
[14] Фромм Э. Революция надежды // Психоанализ и этика. – М.,1988. – С.381.
[15] Фромм Э. Там же. С. 382.
[16] См.: Денисов С.Ф, Денисова Л.В. Праведность и законопослушность: о сущности спора Иова с Саваофом // Историко-философский ежегодник. – 2003. Екатеринбург: Изд-во уральского университета. – С.3-15.
[17] Иов. 13: 23–24.
[18] См: Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С.58-59.
[19] См: Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М., 1995. – С. 13, 106, 114-125.
[20] См: Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М., 1998. – С. 13, 16.
[21] Юридическая конфликтология. Под ред. В. Н. Кудрявцева. – М., 1995. – С.89.
[22] Цой Л. Н. Существующие подходы к исследованию, анализу, типологии и классификации конфликтов (дискуссии с современниками) // Социальный конфликт. – 2000.- №3. – С.28-29.
[23] См.: Межнациональные конфликты: место и роль ОВД в межнациональных конфликтах: Cборник материалов научно-практической конференции. – М., 1992.
[24] Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000. – С54.
[25] Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2001. - С. 94—95.
[26] Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. – Киев, 1991. – С.37-47.
[27] Емельянов СМ. Указ. соч. С. 124 - 126.
[28] Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены и механизмы защиты. М., 1997. С. 59.
[29] Емельянов СМ. Указ. соч. С. 154—155
[30] Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Указ. соч. - С.221-223.
3 1 Фролов С. С. Основы социологии. М., 1997. С. 143.
3 2 Интервью с Р. Коузом на учредительной конференции Международного общества новой институциональной экономики в Сент Луисе. //Квартальный бюллетень клуба экономистов. Вып.4. / Минск, 2000. С. 16.
3 3 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С. 17,18.
3 4 Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М.. 1998. С. 31.
3 5 Селигмен Б. Основные направления современной экономической мысли. М., 1968. С. 65.
3 6 Радаев В. В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы. Экономическая социология. Т. 2, №3, 2001.www.ecsoc. msses. ru С. 10 – 11
[31] См. : Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1996