Тема 6. Процедура экспертизы образовательных технологий

Тема 1. Теоретические основы организации психологической экспертизы.

1. Законодательная база организации психологической экспертизы.

2. Требования к эксперту и подготовка экспертов.

3. Модель экспертной деятельности практического психолога образования.

Задания:

1. Проанализируйте требования, предъявляемые к эксперту. Соотнесите эти требования со своими личностными и профессиональными характеристиками. Спрогнозируйте трудности, которые могут у вас возникнуть при участии в экспертной группе в статусе эксперта.

2. Подберите диагностические методики для выявления профессиональных качеств эксперта и подготовьтесь к их организации на практическом занятии.

Литература:

1. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 128 с.

2. Мкртычян Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. - Н.Новгород, 2002.

Тема 2. Методический аппарат психологической экспертизы.

1. Требования к методам психологической диагностики, применяемым в психологической экспертизе.

2. Специфика выбора методик психодиагностического исследования в экспертной работе психолога.

3. Классификация методов и методик психологической экспертизы.

Задания:

1. Напишите эссе на тему: «Экспертная деятельность — особый тип исследовательской деятельности».

2. Составьте классификацию методов психологической экспертизы

3. Разработайте план-конспект экспертной оценки методами коллективной работы группы («мозговой атаки», «сценариев», «деловых игр», «совещаний», «суда» и т.д.)

Литература:

1. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании. - М.: Академия, 2002. - 112 с.

2. Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза. Методология и смысл. – М.: Смысл, 2008.

3. Мкртычян Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. - Н.Новгород, 2002.

Тема 3. Психологическая экспертиза детских игр и игрушек.

(4 часа)

1. Сущность психологической экспертизы детских игр и игрушек.

2. Проблема разработки критериев оценки игр и игрушек с позиций их психологической безопасности и развивающего характера.

3. Содержание и процедура экспертизы.

Задания:

1. Разработайте критерии оценки игрушек с позиций их психологической безопасности и развивающего характера.

2. Подготовьте экспертный лист для организации процедуры экспертизы.

Литература:

1. Смирнова Е.О. Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок. // http://mgppu.ru/lektoriy/31.03.10a.php

2. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий. Анализ и экспертиза в образовании //Психологическая наука и образование. - 1997, № 2 // http://www.psyedu.ru/view.php?id=308.

3. Яниковская Н.А. Психологическая экспертиза игр. – М., 2009.

Тема 4. Психологическая экспертиза образовательных программ.

(4 часа)

1. Критерии психологической экспертизы образовательных программ.

2. Проблемы экспертизы образовательных программ.

3. Форма предоставления результатов экспертизы.

Задания:

1. Выберите образовательную программу и проанализируйте ее с точки зрения следующих критериев:

· Гармоничность образовательных программ.

· Учет компонентов разностороннего развития личности.

· Сбалансированность программы.

· Формирование компонентов индивидуальной культуры (логической, гуманитарной, экологической, творческой, физической и др.).

· Соотношение нового и стереотипного.

· Линейность и мозаичность обучения и т.д.

2. Подберите методы диагностики психологической готовности детей к обучению по данной программе.

Литература:

1. Введение гуманитарной экспертизы образовательных программ /Науч. рук. темы Д.А.Леонтьев. - М., 2004. // http://www.prpc.ru/expert/pr_02.

2. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий. Анализ и экспертиза в образовании //Психологическая наука и образование. - 1997, № 2 // http://www.psyedu.ru/view.php?id=308.

Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова – М., 2000.

Тема 5. Психологическая экспертиза опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.

(4 часа)

1. Принципы экспертизы опытно-экспериментальной деятельности.

2. Цели экспертизы.

3. Критерии экспертизы инновационной деятельности

Задания:

1. Разработайте критерии экспертизы опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.

2. Подготовьтесь к организации деловой игры «Экспертный совет».

Литература:

1. Введение гуманитарной экспертизы образовательных программ /Науч. рук. темы Д.А.Леонтьев. - М., 2004.// http://www.prpc.ru/expert/pr_02.

Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова – М., 2000.

3. Белоусова С.А. Психологическая экспертиза опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.- Челябинск, 2005 // http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=51234

Тема 6. Процедура экспертизы образовательных технологий

(4 часа)

1. Методы и средства экспертизы образовательных технологий.

2. Содержание и процедура экспертизы.

Задания:

1. Выберите аспект организации педагогического процесса ДОУ, в котором вы считаете себя компетентными. Продумайте содержание работы экспертной группы по экспертизе данного аспекта.

2. Составьте проект экспертного заключения по выбранной теме.

Литература:

1. Введение гуманитарной экспертизы образовательных программ /Науч. рук. темы Д.А.Леонтьев. - М., 2004. // http://www.prpc.ru/expert/pr_02.

2. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий. Анализ и экспертиза в образовании //Психологическая наука и образование. - 1997, № 2 // http://www.psyedu.ru/view.php?id=308.

Наши рекомендации