Лекция 2. Общее понятие о личности в психологии
Краткое содержание лекции. Определение и содержание понятия «личность». Развитие представлений о личности в психологии. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности.
Определение и содержание понятия «личность».В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем, же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?
Прежде всего, попытаемся дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности.
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Развитие представлений о личности в психологии. В истории исследований личности можно выделить три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.
Первый берет начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX века. Основными проблемами личности в этот период были вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали все то, что есть в человеке, что можно считать его личным: его поступки, поведение, культуру и т.д.
Второй период изучения личности назывался клиническим. В этот период представление о личности, по сравнению с предыдущим, было сужено. В центре внимания врачей-клиницистов оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у психически больного человека. Но также было установлено, что эти особенности умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных они, как правило, гипертрофированы. К ним относятся, например, тревожность, возбудимость, и др. Врачи-клиницисты определяли личность в таких терминах, пользуясь которыми можно было описать вполне нормальную, патологическую и акцентуированную личность (как крайний вариант нормы). Однако такой подход был слишком узким для целостного описания нормальной личности.
Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов были достигнуты существенные успехи, когда надежным методом исследования стал метод научного эксперимента.
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттелом. А.Ф. Лазурский разработал технику методику научного наблюдения и процедуру естественного эксперимента.
Г. Айзенк разработал методы и процедуры математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получились коррелирующие или статистически связанные между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.
Р. Кеттел, воспользовавшись методом Г. Айзенка, ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа. Он выделил и описал ряд реально существующих факторов или черт личности. Р. Кеттел разработал один из первых личностных тестов, названных его именем – «16-ти факторный тест Кеттела» (фактор – обобщенная черта личности). Таким образом, личность стала описываться с точки зрения индивидуально своеобразной совокупности черт.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности. По С.Л. Рубинштейну понятие личностьсовпадает с понятием субъекта как внутреннего условия деятельности. Личность это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
В разработанной Рубинштейном структуре личности представлены психологические модальности трех составляющих единого целого: направленность как мотивационно-потребностная сфера, способности и характер. Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не статичное. В жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.
Для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, важными являются положения:
1) психические свойства личности одновременно проявляются и формируются в действиях и поступках;
2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов: чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится (это вопрос о направленности личности, установках, потребностях, интересах, идеалах); что может личность (это вопрос о способностях, дарованиях, одаренности); что личность есть (это вопрос о характере личности).
Выделив эти аспекты психического облика личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они выступают как единое целое. Например, направленность личности, ее установки порождают поступки, переходят в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей обуславливает успешную работу и стимулирует интерес к ней.
Личность, по А.Н. Леонтьеву, это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях.
Для понимания структуры личности важным является положение А.Н. Леонтьева об иерархическом отношении деятельностей. Соподчинение деятельностей, порождаемых ходом их развития, образует иерархические связи, которые образуют ядро личности. Главными психологическими составляющими деятельностей являются мотивы. Хорошо известна метафора А.Н. Леонтьева о двух рождениях личности. Личность «рождается дважды»: первый раз, когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность. Перовое рождение личности совпадает с кризисом трех лет, когда впервые возникает иерархизация и соподчинение действий, отсрочка удовлетворения. Второе рождение личности связано с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание, опосредствование, когда происходит становление новых механизмов разрешения мотивационных конфликтов, связанных с волей и сознанием.