Среда как междисциплинарное понятие

Термин «среда» (milieu) был введен философом-позитивистом И. А. Тэном, который исследовал генезис выдающихся способностей, для обозначения противоположного врожденным качествам человека полюса — социальных, духовных, культурных условий жизни их обладателей. Одновременно это понятие стало использоваться и в экологии (от греческого «эйкос», что означает «дом») для описания совокупности природных условий жизни различных видов (environment). Оба термина переводятся на русский язык идентично. В культуре понятие «среда» (например, образовательная среда, развивающая среда) используется скорее как метафора [118].

Остановимся на некоторых характеристиках среды как естественнонаучного понятия. Поскольку основным показателем благополучия в живом мире является количество потомства, то среда описывалась так называемым логистическим уравнением:

51

dN/dt=rN(K–N)–mN, где r и m — постоянные рождаемости и смертности, а K — «несущая способность» окружающей среды. В зависимости от «несущей способности», включающей в себя в основном наличие личной территории и питание, вид либо увеличивает свою численность, либо сокращает ее. То есть качество среды для всех видов соотносится с потребностями живых существ и уже в этом смысле не является исключительно объективным.

Среда может быть стабилизирующей и движущей: в стабилизирующей морфология и поведение вида приспособлено к существующим условиям, а появление новообразований маловероятно. В движущей среде часть популяции оказывается в зоне дезадаптации, а у оставшейся начинают вырабатываться и закрепляться новые эволюционно значимые качества. Поскольку для человеческого вида вымирание или укрепление связано не только с физическим, но и с культурным воспроизведением, «несущая способность» среды включает в себя также социально-культурные параметры, такие как доступность образования, количество рабочих мест, психологический микроклимат. Эти параметры не связаны напрямую с природным равновесием: так, например, отмечалось, что войны способствуют увеличению количества гениальных открытий, в то время как в стабилизирующей среде потребность в них существенно ниже.

Научные предпосылки средового подхода можно обнаружить в различных дисциплинах. Экология рассматривает среду как целостную саморегулирующуюся систему, в которой не отдается предпочтений интересам отдельного вида. Этологи также изучают психические проявления как обусловленные условиями проживания и задачами приспособления, но при этом в основном обращают внимание на жесткие конструкции поведения — инстинкты и поведенческие программы. Социология рассматривает среду как условие и результат взаимодействия людей, осуществляя связь между объективными и субъективными переменными (в частности, благодаря работам О. Конта и Р. Соммера возникло новое научное направление — проксимика, предметом которой является видоизменение деятельности и общения в различных пространственно-территориальных условиях). Социология породила один из вариантов средового моделирования — социальную инженерию (несколько утопическое направление прикладной социологии, занимающееся конструированием гармоничных сообществ).

52

Глубокий анализ особенностей современной среды обитания человека представлен в работах К. Лоренца [92]. Отмечая тот факт, что в природе господствует гомеостазис и очень мало систем с положительной обратной связью, Лоренц констатировал, что при нарушениях функционирования положительная обратная связь начинает преобладать. Остановимся на двух (из восьми) обстоятельствах жизни современного человека, которые представляют собой средовые нарушения. Во-первых, это перенаселение Земли, вынуждающее каждого человека защищаться от избыточных социальных контактов и возбуждающее агрессивность вследствие скученности, приводя к возрастанию общего недружелюбия пропорционально плотности населения. Во-вторых, это опустошение естественного жизненного пространства, разрушающее природную внешнюю среду и убивающее в человеке уважение к природе. «Откуда возьмется у подрастающего человека благоговение перед чем бы то ни было, если все, что он видит вокруг себя, является делом рук человеческих, и притом весьма убогим и безобразным?», — пишет Лоренц [92, с. 14]. И лишь относительно недавно экологическое сознание стало изменяться, отходя от инструментально-потребительского отношения ко внешнему миру к сохраняющему, синергичному, доверяющему способности среды как сложной системы к самоорганизации. Иллюзия управления природой приводит к появлению серьезных психологических проблем (например, родительство при искусственном оплодотворении или клонировании).

Таким образом, многие негативные особенности современного человека объективно вызваны содержанием среды и, конкретнее, цивилизации, в которой он живет. «...Средообразование в силу своей невежественности по отношению к человеку, незнания его истинных качеств и потребностей способно оказывать в основном отрицательное влияние на людей», — отмечают эстонские исследователи [160, с. 28]. Однако ресурсы управляемого средообразования также не должны переоцениваться; они должны всего лишь осознаваться и приниматься во внимание. «Осознанное средообразование может содействовать профилактике недоразвития, если знать, какие факторы среды и в каком специфическом возрасте имеют влияние на процесс развития», — отмечал К. Лийк [88, с. 72]. Как мы увидим ниже, возможности средового моделирования в силу недоучета сложности самоорганизующейся

53

системы «человек в среде» ограничены, и попытки создать гармоничное сообщество средствами социально-архитектурной инженерии оказались утопичными.

Наши рекомендации