Темперамент в системе личностных свойств
Индивидуальная психика человека может быть охарактеризована по меньшей мере с двух сторон; по содержанию и динамике. Содержание психики — ее качественная сторона, охватывающая смысловые конструкции, мотивы, цели, ценности, отношения и все остальные свойства и черты, которые формируются в результате взаимодействия человека с предметным миром, социальной средой.
Говоря о динамике психики, обычно имеют в виду скорость, легкость возникновения, интенсивность и направленность психических процессов в разных обстоятельствах: при длительной напряженной работе, утомлении, возбуждении, стрессе и др.
Среди фундаментальных формально-динамических характеристик, по мнению большинства ученых, выделяются две: общая психическая активность и эмоциональность. Основными показателями общей активности, включая двигательную и речевую, выступают темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, выносливость и др.
Общая активность и эмоциональность обнаруживают себя в более высокоорганизованных психических структурах — интеллекте (общих способностях) и характере. Например, скорость или пластичность могут рассматриваться как показатели и темперамента, и интеллекта в плане быстроты развертывания и перестройки обобщенных когнитивных структур при психической деятельности
В зарубежной психологии свойства темперамента часто отождествляются со свойствами личности. Г. Айзенк рассматривает темперамент как один из основных факторов структуры личности, ге-иотипическое ядро каждого свойства.
Р. Кеттелл вводит отдельные свойства темперамента в черты личности. Показатели экстраверсии, к примеру, отчетливо прослеживаются в факторах А (замкнутость — общительность), Н (робость — смелость), F (радостность — подавленность), Q, (конформизм). Одновременно в каждый фактор входят разные психодинамические свойства: фактор F, в частности, включает в себя экстраверсию — интроверсию, импульсивность, эмоциональную стабильность (Cattell et al., 1970).
Темперамент в данном случае предстает как некая собирательная и обобщенная качественная характеристика личности в целом, осуществляющая тотальную регуляцию поведения человека.
Наблюдается и противоположная тенденция — игнорировать роль темперамента в развитии и структуре личности. В гуманистических теориях К. Роджерса, А. Маслоу свойства темперамента выступают лишь как экспрессивные проявления свойств личности.
Отечественные психологии разделяют понятия «темперамент», «характер» и «личность». Темперамент наряду с характером исспособностями включают в качестве особых единиц в структуру личности( Русалов В.М.,1979), либо относят его к «надструктурным образованиям» относительно характера и способностей (Платонов, 1972). С. Л. Рубинштейн ( И )98) и В. Н. Мясищев (1995) относят свойства темперамента к свойствам точности, характеризующим ее динамическую сторону.
Наиболее полно взаимоотношение свойств личности и свойств темперамента исследовалось представителями пермской психологической школы под руководством В. С. Мерлина. По их мнению, темперамент не входит в структуру личности. Он тесно связан со стилевыми (инструментальными) свойствами личности, отношениями, представляющими собой эмоционально-когнитивную и эмоционально-конативную (моти-вационно-волевую) стороны сознания, а также со свойствами самосознания (самооценкой). От одного и того же свойства темперамента — в частности, экстраверсии — интроверсии — зависит несколько различных, иногда противоположных по содержанию, отношений личности к людям. В то же время одно и то же отношение (например, агрессивное) может зависеть от экстраверсии — интраверсии и экстрапунитивности, то есть от нескольких свойств темперамента.
По выражению В. С. Мерлина, связи между свойствами личности и свойствами темперамента имеют многозначный характер. Они могут наблюдаться у одних людей и не проявляться у других.
Многозначность связей между темпераментом и другими свойствами личности указывает на то, что темперамент образует чувственную основу личности, однако не предопределяет ее жестко и однозначно. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения. Одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. К примеру, на основе импульсивности могут сформироваться смелость, отвага и решительность спасателя, воина, пожарника или разнузданность, низкая терпимость, жестокость и агрессивность преступника.
В зависимости от жизненного пути человека, его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может приводить к разным следствиям. В одном случае это будет уязвимость, болезненная ранимость, робость и застенчивость; в другом - душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем - чувствительность в смысле сентиментальности.
С. Л. Рубинштейн (1998) считал темперамент динамической характеристикой личности во всех ее действенных проявлениях и чувственной основой характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.
Многозначность не означает, что систему свойств темперамента невозможно изучить. При значительных расхождения во взглядах большинство психологов согласны относительно критериев, по которым можно определить, имеет ли данное свойство отношение к темпераменту.
Свойства темперамента. По мнению В.М. Русалова (1979 г.) к темпераменту относятся психологические свойства, которые:
1) не зависят от содержания деятельности и поведения, т. е. отражают их формальный аспект и относительно независимы от смысла, мотива, цели и т. д.;
2) характеризуют меру динамического (энергетического) напряжения и отношения человека к миру, к другим людям, к самому себе, к деятельности;
3) универсальны, проявляются во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
4) рано проявляются в детстве;
5) устойчивы в течение длительных периодов жизни человека;
6) высоко коррелируют со свойствами нервной системы и других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т. д.);
7) передаются по наследству.
Названия и количество свойств темперамента сильно варьируют в зависимости от понимания структуры темперамента и его места в структуре личности.
Г. Айзенк (Eysenk, 1990) выделил два главных свойства темперамента: характеризующее индивида со стороны активности, «открытости» внешнему миру, и с точки зрения эмоциональной устойчивости. Показатель каждого из свойств располагается на полярной шкале экстраверсия — интроверсия и эмоциональная стабильность — лабильность (или нейротизм) (табл. 17.1).
Экстравертам он приписывал двигательную и речевую активность, общительность, жизнерадостность, раскованность поведения, стремление к новым впечатлениям. Интровертам — наоборот, замкнутость, заторможенность движений и речи, преобладающее негативное настроение, слабую тягу к новым впечатлениям.
Индивиды с высоким уровнем нейротизма характеризуются резкой сменой настроения, обидчивостью, раздражительностью. На противоположном полюсе находятся эмоционально устойчивые индивиды, отличающиеся постоянством настроения, уверенностью в себе, высокой сопротивляемостью к негативным воздействиям. Типы темперамента Г. Айзенк соотносит с гиппократовскими:
• экстраверсию и эмоциональную устойчивость — с сангвиником;
• экстраверсию и эмоциональную лабильность — с холериком;
• интроверсию и эмоциональную устойчивость — с флегматиком;
интроверсию и эмоциональную лабильность — с меланхоликом.
Я. Стреляу остановил свое внимание на других аспектах измерения темперамента: энергетическом и временном. Со стороны энергетического уровня его характеризуют два свойства—реактивность и активность. Реактивность отражает величину ответных реакций человеческого организма на воздействия, активность же описывает особенности интенсивности и длительности поведенческих актов, обеспечивающих оптимальный уровень активации. Эти свойства обратно пропорциональны.
Временной аспект темперамента описывают пять свойств:
• скорость реакции — время, проходящее с момента появления стимула до начала ответной реакции, и скорость выполнения сложных последовательностей действий;
• подвижность — способность переключаться с одной деятельности на другую;
• последействие реакции — время продолжения реакции после того, как действие стимула прекратилось;
• темп — количество реакций в единицу времени и ритмичность, т. е. регулярность реакций.
Как энергетические, так и временны е характеристики темперамента могут проявляться в самых разных сферах. К примеру, реактивность — в силе и интенсивности эмоциональных реакций, активность — как социабельность и т. п. (Strelau, 1978).
В. Д. Небылицын (1976) обозначил три ведущие составные части темперамента:
• общую активность индивида;
• моторику;
• эмоциональность.
Каждая из них, в свою очередь, обладает сложным строением и разными формами психологических проявлений.
Общая психическая активность индивида — тенденция личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степень общей активности каждого человека находится где-то между двумя полюсами. Один из них — вялость, инертность и пассивное созерцатсльство. Другой полюс — мощная энергия, стремительность действий и постоянный подъем. При этом качественные характеристики активности, по мнению В. Д. Небы-лицына (1982), определяются особенностями интеллекта и свойствами личности.
Двигательный, или моторный, компонент темперамента — группа качеств, ведущую роль в которой играют связанные с функцией двигательного аппарата признаки. Это быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Особое внимание обращается на речевую моторику. Темп речи, ее тон, скорость и ряд других показателей легче других поддаются наблюдению и поэтому часто служат основой для суждения о темпераменте их носителя. Эмоциональность — наиболее сложный и обширный комплекс свойств и качеств, определяющих возникновение, протекание и прекращение разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основными показателями служат впечатлительность, импульсивность и эмоциональная стабильность.
По мнению В. Д. Небылицына и В. М. Русалова, именно эти три основных компонента темперамента создают единство побуждения,действия и переживания, которое дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образовании личности — ее направленности, ха рактера, способностей и др. (Руса лов, 1982).
В. С. Мерлин и его последова тели (Щебетенко, 1994) экспери ментальным путем выделили следующие показатели темперамента как психодинамического уровня интегральной индивидуальности человека:
Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение, восприятие) показывает, какова должна быть сила внешних воздействий, чтобы у человека возникла какая-либо психическая реакция, и как быстро она возникает. Так, одна и та же степень неудовлетворенности одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. По всей вероятности, сензитивность говорит о впечатлительности и чувствительности человека.
Эмоциональная возбудимость обнаруживается в том, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения какой-либо эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
Психодинамическая тревожность, в отличие от тревожности ожиданий, или личностной тревожности, проявляется в склонности человека переживать самые различные ситуации как угрожающие и испытывать неопределенный страх, беспокойство, не направленные на какой-либо предмет, человека или явление.
Темп реакций, или психический темп, — скорость протекания различных психических реакций и процессов (речь, движение, скорость запоминания, находчивость и т. п.).
Активность волевой целенаправленной деятельности. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергичностью человек воздействует па внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении своих целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении целей, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. п., для чего нужна энергия воли.
Реактивность, или импульсивность, — степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (резкий и неожиданный звук, критическое замечание, обидное слово, угроза и т. д.).
Соотношение активности и реактивности. Свойство показывает, отчего в большей степени зависит деятельность, поведение и общение человека — от случайных внешних и внутренних обстоятельств (настроение, желания) или от целей, намерений, стремлений, убеждений. Резистентность (от лат. rcsistentia — сопротивление, противодействие) — степень сопротивления утомлению, неблагоприятным условиям, работоспособность. Функция этого свойства заключается в сопротивлении всем внешним и внутренним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.
Психодинамическая общительность, или гаррулитарность (ах лат. garrulatio — болтовня), в отличие от общительности как свойства личности, регулирует динамику коммуникативной активности человека: частоту установления социальных контактов (интенсивность общения), широту круга общения (экстенсивность общения) и пр.
Интроверсия (отлат. intro — внутри и verso — направлять) как субъ-ективация и противоположное ей качество — экстраверсия (отлат. extra — вне, снаружи и verso — направлять) как объективация. Об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависят реакции, деятельность и поведение человека: от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интравертированность), или от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность). Функция интроверсии как субъективации заключается в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами, представлениями и понятиями.
Ригидность (от лат. rigidus — твердый) и противоположное ей качество — пластичность, или флексибильность (отлат. flexio — сгибание). Определяет, насколько инертно поведение человека, его суждения, привычки (ригидность) или, наоборот, насколько легко и гибко он приспосабливается к внешним воздействиям, изменяющимся условиям жизни.
С. Л. Рубинштейн (1998) считал, что центральными звеньями в многообразных проявлениях свойств темперамента являются те, которые выражают динамические особенности деятельности во всем многообразии ее психического содержания. В таком случае на первый план выходят впечатлительность человека и его импульсивность.
Впечатлительность характеризуется стой и устойчивостью того воздействия, которое впечатлен ис оказы вает па человека. Одни легко ранимы и чувствительны к каждому впечатлению; другие — «бесчувственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних сильное или слабое воздействие впечатления распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у людей разного темперамента различна и устойчивость впечатления: у одних оказывается очень нестойким, другие не могут долго от него освободиться. Впечатлительность — это всегда индивидуально различная аффективная чувствительность. Она связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.
Импульсивность характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, и устойчивостью, с которой сохраняют действенную силу. Импульсивность включает обусловливающие ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость. Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.
Исходя из соотношения впечатлительности и импульсивности как основных свойств темперамента каждый из классических его типов может быть определен следующим образом:
• холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью;
• сангвинический — слабой впечатлительностью и большой импульсивностью;
• меланхолический — сильной впечатлительностью и малой импульсивностью;
• флегматический — слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.
Включаясь в развитие характера, проявления темперамента претерпевают изменения. Поэтому одни и те же исходные свойства могут привести к различным чертам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующих условиях у человека с нервной системой слабого типа может сформироваться сильный характер, а черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания не обязательно говорит о холерическом темпераменте, а может быть недостатком воспитания. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.
Среди подростковых и детских практических психологов и педагогов распространена классификация свойств темперамента американских исследователей А. Томаса и С. Чесе. Они понимают темперамент как стиль поведения и относят к его свойствам любые стилевые характеристики, не связанные с мотивацией деятельности и успешностью ее выполнения. У детей первых лет жизни наблюдаются следующие девять независимых факторов темперамента:
1) уровень активности — моторные характеристики, подвижность во время кормления, купания и т. д., соотношение пассивного и активного поведения в течение дня и т. д.;
2) ритмичность — степень предсказуемости времени появления поведенческих реакций (например, проявлений голода) и продолжительность функций во времени (длительность сна);
3) приближение или удаление — особенности эмоциональных и моторных реакций на новые стимулы;
4) адаптивность — реакция на новую или меняющуюся ситуацию;
5) интенсивность, или энергетический уровень, реакции независимо от ее качества и направленности;
6) порог реактивности — уровень стимуляции, необходимый для появления реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности;
7) настроение — соотношение состояний радости и неудовлетворенности, а также реакции, квалифицируемые как расположение к окружающим;
8) отвлекаемостъ — эффективность действия новых стимулов для изменения поведения;
9) длительность внимания и настойчивость — продолжительность некоторой деятельности и способность продолжать деятельность, несмотря на трудности ее осуществления (Chess, Thomas, 1972).
Несмотря на то, что А. Томас и С. Чесе описывают лишь поведенческие проявления, совершенно очевидна их связь с психодинамическими характеристиками личности. Поэтому предложенные параметры вполне могут быть сопоставлены с другими приведенными перечнями свойств темперамента.
Перечисленные показатели образуют специфические соотношения, характеризующие тот или иной тип темперамента.