Группировка картинок по способу действия
Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.
Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими — нельзя.
Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной — шарик с веревочкой, на другой — шарик без веревочки. Затем взрослый показывает ребенку картинку с изображением флажка с древком, спрашивает: "Куда его надо положить?" — и сам кладет под изображение шарика с веревочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без веревочки. После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы он не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие — во втором, т.е. выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане.
Оценка действий ребенка: принятие задания, умение работать по образцу, умение вычленить принцип группировки в речевом плане.
5. Счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане, т.е. уровень развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования:
первый вариант: взрослый кладет перед ребенком 15 палочек и предлагает ему взять пять палочек. Далее ребенку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрывают их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребенку это количество и спрашивает: "Сколько там осталось палочек?" После ответа ребенка взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум палочкам. Не открывая экрана, спрашивает у ребенка: "Сколько там палочек?";
второй вариант: если ребенок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: "В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные — синие. Сколько там было синих карандашей?" При затруднениях проводится обучение.
Обучение:
первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырех, а если ребенок затрудняется, то и до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран совсем убирается);
второй вариант: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребенку решить задачу, используя палочки. Если ребенок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: "У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?"
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание условий задачи, умение выполнять счетные операции по представлению, решать устные задачи.
6. "Найди время года".Задание направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года, т.е. уровня наглядно-образного мышления.
Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.
Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна. Затем спрашивают: "Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима". В случаях затруднения проводится обучение.
Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года — лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: "Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима".
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.
7. "Дорисуй".Задание направлено на выяснение уровня
развития обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воображения.
Оборудование: лист бумаги, на котором нарисовали два круга, цветные фломастеры.
Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились два разных предмета.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков.
8. Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу).Задание направлено на понимание последовательности событий, изображенных на картинке, т.е. уровень сформированности наглядно-образного мышления.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательности действий: 1-я — девочка раздевает куклу; 2-я — девочка купает куклу; 3-я — девочка вытирает куклу; 4-я — девочка надевает на куклу новое платье.
Проведение обследования: перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: "Разложи, что сначала было, что потом и чем все завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано". В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребенок может сам исправлять свои ошибки.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.
9. Рисование (дом, дерево, человек).Методика проведения таже, что и для детей 5-го года жизни.
Оценка действий ребенка: принятие задания, интерес к рисованию, анализ рисунков — основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках.
10. Игра.Задание направлено на выявление уровня развития
сюжетно-ролевой игры.
Оборудование: в игровом уголке находятся кукла, посуда, мебель, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.
Проведение обследования: ребенку предлагают поиграть в игровом уголке, при этом отмечают интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребенка во время игры.
Оценка действий ребенка: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).
Оценка в баллах
1. Включение в ряд:
1 балл — не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, но не понимает условия задачи, ставит матрешки в ряд без учета их размера;
3 балла — принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием;
4 балла — принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.
2. "Лесенка":
1 балл — не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает палочки иначе, чем в образце, не может построить не только по памяти, но и по образцу;
3 балла — принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить сразу не может, после двухкратного повторения образца взрослым способен перейти к самостоятельному способу выполнения задания;
4 балла — принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти (в некоторых случаях работает самостоятельно по образцу).
3. Классификация картинок по функциональному назначению:
1 балл — не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд, потом в другой;
3 балла — принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки;
4 балла — принимает и понимает задание, выполняет классификацию с учетом основного признака, может его обобщить в речевом плане.
4. Группировка картинок по способу действия:
1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — задание принимает, раскладывает картинки без учета основного принципа;
3 балла — задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане;
4 балла — задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях.
5. Счет:
1 балл — действует с палочками, не ориентируясь на задание;
2 балла — принимает задание, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне — может выделить только в пределах трех из множества, счетные операции по представлению не выполняет;
3 балла — принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах пяти — действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет счетные операции по представлению в пределах трех, задачу решить не может;
4 балла — принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путем, выполняет счетные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи.
6. "Найди время года":
1 балл — не понимает цели, перекладывает картинки;
2 балла — принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями, т.е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета;
3 балла — принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времен года с их названиями (зима и лето);
4 балла — принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями.
7. "Дорисуй":
1 балл — не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, но не понимает его условий, пытается изображать свои предметы либо чиркает;
3 балла — принимает задание, понимает его условия, может нарисовать только один предмет либо оба одинаковых;
4 балла — принимает задание, понимает его условия, рисует два разных предмета, используя цветные фломастеры.
8. Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу):
1 балл — не понимает задание, действует неадекватно инструкции;
2 балла — задание понимает, раскладывает картинки без учета последовательности событий, изображенных на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет;
3 балла — принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может;
4 балла — принимает задание, раскладывает картинки в определенной последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом.
9. Рисование (дом, дерево, человек):
1 балл — не принимает задание, карандаш или фломастер не использует по назначению;
2 балла — принимает задачу, рисует только элементы этих предметов, рисует одним карандашом все предметы;
3 балла — принимает задачу, рисует основные части заданных предметов, опуская основные детали (человека рисует без шеи);
4 балла — принимает задание, с интересом его выполняет, задает вопросы, рассказывает, что будет рисовать или что рисует, в рисунках отмечаются основные части и детали, использует различные цвета, у человека выраженно представлен пол.
10. Игра:
1 балл — принимает игру на самом элементарном уровне;
2 балла — принимает задание, действует с игрушками, но действия носят манипулятивный характер, проявляет интерес к игрушкам в воде;
3 балла — принимает задание, действует с интересом с игрушками, может развернуть простой сюжет: кормит куклу, укладывает спать, качает ее в коляске;
4 балла — принимает задание, действует с интересом, может развернуть игру, разговаривает с игрушками, рассказывает, во что он будет играть, ребенок способен удерживать специфическое поведение определенной роли.
Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни
№ | Задание | Выполнение | |
1. 11 | "Найди место фигуре" (матрица фигур) | + | |
2. 22 | "Найди время года" | + | |
3. 33 | Группировка картинок по количественному признаку | + | |
4. 44 | Счет | + | |
5. 55 | "Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре) | + | |
6. 66 | Серия сюжетных картинок (игра с кубиками) | + | |
7. 77 | "Продолжи ряд" (письмо) | + | |
8. 88 | Анализ слова | + | |
9. 99 | Подбор иллюстраций к тексту (день рождения) | + | |
10. 110 | Рисование (дом, дерево, человек) | + |
1. "Найди место фигуре" (матрица фигур).Задание направлено на выявление уровня развития логического мышления.
Оборудование: три квадратные таблицы, разделенные на 36 клеток (шесть рядов по шесть клеток). Верхняя строка таблицы заполнена изображениями треугольников, нижняя — изображениями кругов (фигуры расположены по убывающей величине). В левой и правой графах сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой графе — самые крупные, в правой — самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены.
Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, нарисованные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принцип построения таблицы (сочетание классификации фигур по форме и величине) и найти для каждой фигуры нужную строку и графу.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть одну таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и разной величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свою клетку. После того как ребенок рассмотрел таблицу, взрослый говорит: "А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. У тебя внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице, они отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку". Затем ребенку дают другую таблицу, где внизу нарисованы другие три фигурки. Взрослый говорит: "Найди место в таблице и отметь те клетки, куда нужно поставить фигурки".
Обучение: если ребенок затрудняется в выполнении задания, ему помогают определить место для каждой фигурки, активизируя при этом ориентировочно-познавательную деятельность ребенка. После обучения ему предлагают еще один вариант таблицы для самостоятельного выполнения задания, где необходимо расставить по местам другие фигурки, т.е. отметить нужные места крестиками.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения — самостоятельно или после обучения, результат.
2. "Найди время года".Методика направлена на выявление уровня развития временных представлений, умения ребенка устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением четырех времен года с ярко выраженными специфическими признаками.
Проведение обследования: перед ребенком на столе раскладывают картинки с изображением времен года — зимы, лета, осени, весны. Ребенку предлагают рассмотреть их и спрашивают: "Скажи, какое сейчас время года. Покажи его на картинке. Какое время года наступит потом?" Уточняют знания ребенка о последовательности времен года.
Обучение не проводится. Однако если ребенок не справляется с заданием, его просят найти изображение определенного времени года.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение определить время года в период обследования и соотнести его с изображением на картинке; уровень сформированности временных представлений: обобщенный, элементарный, фрагментарный и отсутствие представлений.
3. Группировка картинок по количественному признаку.Задание направлено на выявление уровня развития наглядного и логического мышления.
Оборудование: парные картинки с изображением предметов, различных по количеству: 1-я пара (на одной — много цветных карандашей, на другой — один карандаш); 2-я пара (на одной — много яблок, на другой — одно); 3-я пара (на одной — много цыплят, на другой — один) и т.д.
Проведение обследования: перед ребенком кладут пару картинок, на которых изображены: на одной — пять цветных карандашей, на другой — один. Ребенку предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: "Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много карандашей) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд". Затем ребенку дают по одной картинке вперемешку и в ход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он клал в один ряд, а какие — в другой.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребенком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить этот принцип в речевом плане.
4. Счет.Задание направлено на выявление уровня развития
количественных представлений, умения выполнять счетные операции в умственном плане, умения принимать и анализировать условия познавательной задачи, т.е. на выявление уровня мыслительных операций.
Оборудование: 20 плоских палочек, экран. Проведение обследования: проводится в два этапа: 1-й этап — ребенку предлагают посчитать устно до 10 и обратно.
Затем спрашивают: "Какое число больше: 5 или 6? Какое меньше: 8 или 9? Какое число стоит между 4 и 6?" 2-й этап — ребенка просят взять из множества палочек только пять. Затем их раскладывают горизонтально перед ним и предлагают следующую игру: "Запомни сколько у тебя палочек. Сейчас я буду уменьшать или прибавлять, а ты должен ответить, что я сделал сначала: если я прибавил, то сколько, если уменьшил, то тоже сколько". Взрослый закрывает экраном пять палочек и убирает две. Экран открывается и ребенку задают вопросы: "Что я сделал — отнял или прибавил? Сколько стало?" Задание повторяется несколько раз, и счетные задания выполняются в пределах восьми.
Обучение: проводится только на 2-м этапе. Если ребенок не отвечает на вопрос: "Сколько я отнял?" — педагог снова показывает пять палочек, уже без экрана отнимает две палочки и снова задает этот же вопрос. После этого задание повторяется с использованием экрана.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание всех вариантов заданий, анализ условий познавательной задачи, умение выполнять счетные операции в умственном плане.
5. "Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре).Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, воссоздающего воображения.
Оборудование: на одном листе — четыре круга, на другом — четыре полукруга, нарисованные в ряд на некотором расстоянии друг от друга, набор цветных фломастеров или карандашей.
Проведение обследования: сначала ребенку дают один лист с изображением четырех кругов и просят их дорисовать так, чтобы получились четыре разных предмета. Затем предлагают другой лист с изображением шести полукругов и просят нарисовать четыре разных предмета, используя цветные фломастеры.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, анализ рисунков.
6. Серия сюжетных картинок (игра с кубиками).Задание
направлено на проверку уровня развития наглядно-образного
мышления.
Оборудование: серия из четырех сюжетных картинок "Игра с кубиками": 1-я — мальчик несет ящик с кубиками; 2-я — мальчик, сидя на ковре, выкладывает кубики из коробки; 3-я — мальчик строит башню; 4-я — мальчик заканчивает строить башню — ставит завершающую деталь.
Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть все картинки, а потом говорят: "Подумай, как из этих картинок составить рассказ? Разложи картинки так, чтобы получился рассказ: его начало, продолжение и окончание". После того как ребенок разложит картинки, независимо от соблюдения последовательности событий (оценка его действий не дается), его просят составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказа ребенок может менять картинки местами. Помощь со стороны экспериментатора не оказывается.
Оценка действий ребенка: понимание ребенком того, что серия картинок объединена одним сюжетом, учитывает ли ребенок, что это событие происходит во временной, логической последовательности (основанием для этого служит правильно подобранный ряд картинок), может ли ребенок отразить это событие и его последовательность в своем рассказе.
7. "Продолжи ряд" (письмо).Задание направлено на выявление уровня развития готовности руки к письму, умение ребенка принять задание и проанализировать образец.
Оборудование: лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на 1-й строчке — четыре палочки; на 2-й строчке — палочки и крючочки; на 3-й — треугольники; ручка.
Проведение обследования: ребенка просят написать на листе бумаги те элементы букв, которые даны в образце, ему говорят: "Продолжай писать".
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ образца, умение писать по образцу.
8. Анализ слова.Задание направлено на выявление умения
ребенка принимать новые познавательные задачи, связанные с
учебной деятельностью.
Проведение обследования: взрослый говорит ребенку: "Я тебе назову слово, а ты посчитай, сколько там звуков". Называет слово "дом" и спрашивает:"Сколько там звуков?" После этого называет слова "стена", "хвост" и спрашивает: "Какой звук второй? Назови третий, первый, четвертый, пятый звуки".
Обучение: если ребенок не может сказать, сколько звуков в слове "дом", взрослый медленно произносит каждый звук и считает их: "Д — один звук, о — два, м — три. В этом слове — три звука. А теперь посчитай, сколько звуков в слове кот". Другие слова в этих случаях для анализа не предлагаются.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение анализировать слова, обучаемость.
9. Подбор иллюстраций к тексту (день рождения).Задание
направлено на выявление взаимоотношений между словом и образом.
Оборудование: три картинки — лесная полянка, улица города, день рождения.
Проведение обследования: ребенку предлагают прослушать текст связного рассказа, отражающий определенный сюжет, и подобрать иллюстрацию, соответствующую прослушанному тексту, а затем обосновать свой выбор.
Текст рассказа: "У Маши был день рождения. К ней в гости пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа принесла шарик. Петя принес кубики. А мама подарила Маше куклу".
Текст читают один раз в медленном темпе, при этом картинки ребенку не показывают. Только после того, как рассказ прочитан, ребенку предлагают выбрать иллюстрацию, соответствующую прочитанному тексту: "Найди картинку, где нарисовано то, о чем я рассказал". После выбора картинки независимо от правильности решения ребенка спрашивают: "Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал?"
Обучение: предлагается повторное прослушивание рассказа.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, сформированность соотношения между словом и образом, результат.