Шкала ситуативной тревожности (ст)
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Суждение | Ответ | |||
нет, это | пожалуй, | верно | совер- | |
не так | так | шенно верно | ||
1. Я спокоен | ||||
2. Мне ничего не угрожает | ||||
3. Я нахожусь в напряжении | ||||
4. Я внутренне скован | ||||
5. Я чувствую себя свободно | ||||
6. Я расстроен | ||||
7. Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8. Я ощущаю душевный покой | ||||
9. Я встревожен | ||||
10. Я испытываю чувство внутреннего | ||||
удовлетворения | ||||
11. Я уверен в себе | ||||
12. Я нервничаю | ||||
13. Я не нахожу себе места | ||||
14. Я взвинчен | ||||
15. Я не чувствую скованности, напря- | ||||
женности | ||||
16. Я доволен | ||||
17. Я озабочен | ||||
18. Я слишком возбужден и мне не по | ||||
себе | ||||
19. Мне радостно | ||||
20. Мне приятно |
ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно, определенную цифру. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Суждение | Ответ | |||
никогда | почти | часто | почти | |
никогда | всегда | |||
1. У меня бывает приподнятое настро- | ||||
ение | ||||
2. Я бываю раздражительным | ||||
3. Я легко могу расстроиться | ||||
4. Я хотел бы быть таким же удачли- | ||||
вым, как и другие | ||||
5. Я сильно переживаю неприятности | ||||
и долго не могу о них забыть | ||||
6. Я чувствую прилив сил, желание ра- | ||||
ботать | ||||
7. Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||
8. Меня тревожат возможные трудности | ||||
9. Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
10. Я бываю вполне счастлив | ||||
11. Я все принимаю близко к сердцу | ||||
12. Мне не хватает уверенности в себе | ||||
13. Я чувствую себя беззащитным | ||||
14. Я стараюсь избегать критических си- | ||||
туаций и трудностей | ||||
15. У меня бывает хандра | ||||
16. Я бываю доволен | ||||
17. Всякие пустяки отвлекают и волну- | ||||
ют меня | ||||
18. Бывает, что я чувствую себя неудач- | ||||
ником | ||||
19. Я уравновешенный человек | ||||
20. Меня охватывает беспокойство, ког- | ||||
да я думаю о своих делах и заботах |
Ключ
Шкала СТ | ||
Номер суждения | Ответ | |
4 32 1 | ||
4 32 1 | ||
12 3 4 | ||
12 3 4 | ||
4 32 1 | ||
12 3 4 | ||
12 3 4 | ||
Шкала ЛТ | ||
Номер суждения | Ответ | |
4 32 1 | ||
12 34 | ||
12 34 | ||
4 32 1 | ||
4 32 1 |
Окончание
Шкала ЛТ | |||
Номер суждения | Ответ | ||
12 3 4 | |||
12 3 4 | |||
4 32 1 | |||
12 3 4 | |||
12 3 4 | |||
12 3 4 | |||
12 34 | |||
12 34 | |||
4 32 1 | |||
12 34 | |||
12 34 | |||
4 32 1 | |||
12 34 | |||
Сумма ЛТ = | |||
Шкала СТ | |||
Номер суждения | Ответ | ||
4 32 1 | |||
12 3 4 | |||
4 32 1 | |||
4 32 1 | |||
12 3 4 | |||
12 34 | |||
12 34 | |||
4 32 1 | |||
4 32 1 | |||
12 34 | |||
12 34 | |||
4 32 1 | |||
4 32 1 | |||
Сумма СТ = | |||
Итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая; 31—44 балла — умеренная; 45 и более — высокая.
4.5.6. Изучение свойств нервной системы учащихся*
Свойства нервной системы человека не являются, строго говоря, определяющим фактором в выборе профессии, поскольку любой человек обладает широкими компенсаторными возможностями по отношению к тем своим свойствам, которые затрудняют ему выполнение конкретной деятельности. Приспосабливаясь к условиям трудовой деятельности, человек вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, позволяющий успешно выполнять одну и ту же работу людям с различными свойствами нервной системы. Однако в тех случаях, когда учащийся испытывает склонности одновременно к нескольким профессиональным областям и затрудняется в окончательном выборе, изучение свойств его нервной системы может помочь педагогу (консультанту) рекомендовать учащемуся ту профессиональную область, к условиям труда в которой он привыкнет быстрее и легче.
* См: Методы изучения профессионально важных качеств школьников // Методические рекомендации. М., 1988.
При изучении свойств нервной системы обычно говорят о том или ином типе темперамента. Мы используем в материале методики характеристики различных типов темперамента, однако нашей задачей является изучение свойств нервной системы детей, поскольку анализ данных свойств более актуален для соотнесения с содержанием и условиями труда в конкретной профессии.
Предлагаемая методика разработана (используя предложения А.А.Полежаева) на основе вынужденного выбора школьником одного варианта поведения из четырех, предлагаемых ему в каждом пункте задания. Школьник выбирает тот вариант поведения (характеристики), который, на его взгляд, наиболее соотносим с его поведением. Каждый из предлагаемых вариантов соответствует одному из типов темперамента, что позволяет после выполнения задания определить степень выраженности отдельных типов темперамента у школьника, и отсюда, — характеристику свойств его нервной системы.
Процедура методики
Процедура рассчитана на проведение методики с классом, однако аналогичную процедуру можно использовать и по индивидуальной работе с учащимся.
Оптимальным является вариант работы, при котором для каждого учащегося имеется текст задания и бланк ответов. Если эти материалы отсутствуют, то учащиеся вначале чертят у себя в тетради бланк ответов к методике (в этом случае лучше заранее подготовить соответствующий чертеж на классной доске), а затем преподаватель (консультант) зачитывает текст методики.
После того как учащиеся получат листки с заданием и бланком ответов (или начертят бланки ответов у себя в тетради), им дается следующая инструкция: «Предлагаемая методика даст возможность узнать о некоторых особенностях твоей нервной системы: ее силе, подвижности, уравновешенности. Для этого нужно внимательно и вдумчиво работать с текстом методики. В каждом из предлагаемых пунктов методики описаны четыре варианта поведения твоих сверстников в различных ситуациях. Нужно выбрать из них один (и только один), который больше всего напоминает тебе собственное поведение. Далее в бланке для ответов найди номер выбранного тобой варианта поведения и поставь крестик в клетку с этим номером. Будь внимателен: на каждой строчке в бланке ответов должен стоять один крестик. После заполнения бланка ответов подсчитай количество крестиков в каждом из столбцов и поставь его внизу в графе «Итого».
Инструктирование и выполнение задания должно занять не более 15 минут. Педагог должен следить за выполнением задания, не допускать высказываний вслух, так как они могут влиять на отношение учащихся к приведенным примерам поведения. Методика может проводиться как с классом, так и индивидуально с каждым учащимся.
Обработка и интерпретация результатов
После того как учащиеся подсчитают количество крестиков в каждом столбце и проставят его в графе «Итого», преподаватель определяет степень и характер выраженности свойств нервной системы у учащихся на основе выраженности у них отдельных типов темперамента, используя характеристики свойств нервной системы по каждому из типов темперамента. Каждый из столбцов слева направо соответствует следующим типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Сангвиникхарактеризуется силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов; он, как правило, способен на длительную и напряженную работу, легко перестраивается с одного вида деятельности на другой, точно рассчитывает свои силы и обладает хорошей координацией движений.
Флегматикхарактеризуется силой и инертностью (малоподвижностью) нервных процессов; он способен на длительную и напряженную работу, но с трудом перестраивается с одного вида деятельности на другой.
Холерикхарактеризуется подвижностью и неуравновешенностью нервных процессов, он быстро переключается с одного вида деятельности на другую, легко включается в новую по содержанию работу, но одновременно не умеет распределять свои силы; ему свойственна низкая точность движений и т.п.
Меланхолик характеризуется слабостью нервных процессов, быстрой истощаемостью, невысокой работоспособностью при высокой интенсивности труда, большой впечатлительностью и ранимостью и т.п.
При этом в чистом виде какой-то один из типов темперамента встречается очень редко, обычно наблюдается проявление такого поведения, которое можно отнести к двум или даже трем типам темперамента (но ни в коем случае не ко всем четырем!).
У учащихся может встречаться различная выраженность того или иного типа темперамента. Если в какой-то графе имеется восемь и более крестиков, то соответствующий тип темперамен-
та у учащегося выражен ярко. Однако этот случай встречается достаточно редко. Чаще бывает так, что большее количество крестиков оказывается сосредоточенным в каких-то двух графах. При этом возможны два варианта:
а) примерно одинаковое их количество в обоих графах (например: 5-5-2-0, 6-5-1-0, 5-4-2-1 и т.п.). В таком случае можно говорить об одинаковой выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента;
б) преобладающее количество крестиков в одной из граф (7-4-1-0, 6-3-2-1, 7-5-0-0 и т.п.). При этом можно говорить о выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента с преобладанием одного из них.
Возможен также вариант, при котором основное количество крестиков достаточно равномерно распределяется между тремя графами (4-4-4-0, 4-3-4-1, 5-4-3-0 и т.п.). В данном случае можно говорить лишь о том, что у школьника не проявляется выраженности оставшегося четвертого типа темперамента.
Исследователь должен учитывать, что в некоторых случаях (например при равномерном распределении крестиков между графами: 3-3-3-3, 4-3-3-2) результаты могут быть обусловлены тем, что школьник не понял инструкцию или сознательно уклоняется от выполнения задания.
В этом случае необходимо выяснить, в чем дело и, в случае необходимости, провести исследование еще раз.
После определения степени выраженности отдельных типов темперамента у школьников можно сделать вывод о проявляемых свойствах нервной системы по определенному алгоритму. Он заключается в следующем: необходимо учесть степень выраженности каждого из проявляемых типов темперамента и на основе сравнительного анализа выделить наиболее характерные проявления нервных процессов у конкретного школьника.
Например, достаточно частым является распределение типа 6-4-2-0, т.е. наиболее ярко проявляются черты сангвиника и менее ярко — черты флегматика. Отчасти проявляются также черты холерика. Выделяя характеристики каждого из указанных типов темперамента и учитывая силу их выраженности, приходим к заключению о том, что в данном случае проявляется сила и уравновешенность нервных процессов. Подвижность нервных процессов в данном случае никак не проявляется.
Другой пример. При распределении типа 4-2-6-0, т.е. когда наиболее ярко проявляются черты холерика, более слабо — сангвиника и отчасти — флегматика, мы можем прийти к заключению о
том, что в данном случае проявляется подвижность нервных процессов, а уравновешенность и сила практически не выражены.
Если методика проводится с классом, то преподаватель должен проконтролировать, насколько правильно смог каждый учащийся определить характеристики своих нервных процессов и, в случае необходимости, помочь им в этом.
После определения характеристик нервных процессов каждым учащимся преподаватель может выявить, в каких областях профессиональной деятельности данные характеристики имеют значение, как нужно их учитывать при выборе профессии. Здесь необходимо иметь в виду, что не существует «хорошего» и «плохого» типа темперамента. Человек с любыми характеристиками своей нервной системы может найти такую профессиональную область, в которой он сможет добиться успеха. Однако некоторые области профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к человеку, в том числе и к характеристикам его нервной системы. Эти требования необходимо учитывать при подготовке школьников к обоснованному выбору профессии.
Данные требования целесообразно рассмотривать, соотнося их с видами работ в каждой из пяти основных областей профессиональной деятельности.
Для профессий типа «человек—техника» можно выделить следующие профессиональные области, в которых будут иметь значение характеристики нервных процессов человека. Прежде всего это группы профессий, в которых необходим высокоточный ручной труд: сборка мелких механизмов, обработка сложных деталей на станках с ручным управлением и т.д. Для этих профессий предпочтительным свойством нервных процессов человека является уравновешенность, что позволяет осуществлять строгий контроль за своими действиями, уменьшить вероятность ошибки при работе с различными механизмами.
Далее в этом типе профессий можно выделить группы профессий, труд в которых является по своему содержанию «операторским», т.е. предполагает постоянную и быструю переработку поступающей информации и такую же быструю реакцию на те или иные сигналы. Это прежде всего профессии диспетчера (например диспетчер наземной службы Аэрофлота), контролера за протеканием различных технологических процессов, а также профессии, связанные с управлением различных видов транспорта. Строго говоря, все эти виды профессий относятся одновременно в той или иной степени и к типу профессий «человек—знаковая система», поскольку предлагают переработку знаковой информации. Для этих групп про-
фессий предпочтительной характеристикой является высокая подвижность нервных процессов, позволяющая осуществить быстрый переход с одного типа реакций на другие.
Группа профессий, связанных с однообразным, монотонным трудом (здесь вряд ли можно говорить о ее принадлежности к тому или иному типу профессий, такие профессии можно выделить для любого типа), также предъявляет определенные требования к характеристикам нервных процессов человека. В том случае, когда монотонный труд сочетается с высокой его интенсивностью, наиболее предпочитаемым свойством человека является сила его нервной системы, позволяющая длительное время справляться с требованиями работы.