ВОПРОС 18. Структура индивидуальности в подходе В.С. Мерлина
Мерлин Вольф Соломонович - отечественный психолог. Родился в семье учителя. Работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950 г. - докторскую. С 1954 г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979 г. как заведующий, затем - профессор кафедры психологии.
Начал в качестве психофизиолога. Занимался проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности.
Сочинения. Очерк психологии личности. 1958; Очерк теории темперамента. М., 1964; Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968; Лекции по психологии мотивов. 1970.
В.С.Мерлин - основываясь на системном подходе определяет интегральную индивидуальность, как целостную систему индивидуальных свойств человека, которая имеет 3 уровня:
систему индивидных свойств организма (биохимичеческие, общесоматические, нейродинамические свойства);
систему индивидуальных психических свойств (психодинамические и психические свойства личности);
систему социально-психологических свойств (социальной роли в группе и коллективе, социальной роли в социально-исторических общностях).
Индивидуальный стиль деятельности |
Устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Возможность разных индивидуальных стилей деятельности заключена в существовании «зоны операциональной неопределенности», допускающей выбор разных способов осуществления деятельности. Интенсивность мотивации какой-либо деятельности определяет наличие и степень выраженности индивидуального стиля деятельности. Он позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. В то же время индивидуальный стиль деятельности может быть неоптимальным с точки зрения эффективности деятельности. |
По мнению В.С. Мерлина, в интегральной индивидуальности, представленной различными уровнями системы «человек — общество», системообразующую функцию выполняет индивидуальный стиль деятельности:
между биохимическими и нейродинамическими параметрами индивидуальности — индивидуальный стиль жизнедеятельности (режим питания);
между нейродинамикой и психодинамикой — индивидуальный стиль активной двигательной деятельности;
между личностью и социальной ролью в коллективе индивидуальный стиль деятельностного (игрового, организаторского, учебного) общения.
Вводя понятие индивидуального стиля деятельности в качестве системообразующего фактора, В.С. Мерлин полемизирует с А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Оба, как известно, занимались разработкой принципа единства сознания и деятельности.
СХЕМА
ВОПРОС 19. Структура индивидуальности в подходе Э.А. Голубевой
Эра Александровна Голубева, доктор психологических наук, профессор. Родилась в г. Кызыле Тувинской АССР в 1927 г. в семье военнослужащего, комиссара. После окончания с отличием отделения психологии при философском факультете МГУ она поступила в аспирантуру и в 1955 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию.
СХЕМА
Э. А. Голубева показывает структуру индивидуальности и личности, в которой природное и социальное, организм и личность составляют единое целое
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Организм личность
побуждения
потребности мотивация интересы,
эмоциональность склонности
св-ва нервной сист., темперамент интроверсия -
общие чел. и живот. активность экстраверсия
только чел. св-ва способности актуализирован.
нервной системы саморегуляция призвания
прижизненно характер целеустрем-сть
сформированные побуждения
системы временных
связей