Субъективные причины конфликтов обусловлены индивидуально-психологическими особенностями и непосредственным взаимодействием людей во время объединения их в социальные группы
В основном это обусловлено значительными потерями и искажением информации в процессе коммуникации. Нередко часть информации искажается через ее субъективное восприятие, нечеткую и неправильную трактовку, нехватку времени. Другая часть может намеренно утаиваться собеседником, если ему невыгодно ее сообщать. Много информации в устной форме ее передачи в ходе разговора не усваивается из-за невнимательности или проблемы с быстрым пониманием.
Социально-психологическими факторами конфликтов является психологическая несовместимость, несбалансированное взаимодействие людей.
К возникновению социально-психологических конфликтов приводит также непонимание людьми того, что во время обсуждения проблемы противоположность позиций может быть вызвана не реально расхождением во взглядах оппонентов, а подходом к этой проблеме с разных сторон. Одной из наиболее типичных причин конфликтов, относящихся к этой группе, является внутригрупповой фаворитизм, т.е. предоставление преимущества членам своей группы перед представителями других социальных групп.
Личностные факторы конфликтов обусловлены особенностями психики человека (степени ее возбудимости, эгоцентризма, устойчивости к стрессам, уровнем настойчивости, самооценки и т. п.) .
Нельзя не учитывать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель и его действия, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много «мелочей» и позволяет себе личные выпады, а также он является злопамятным и недоверчивым, всегда публично демонстрирует свои симпатии и антипатии.
Причинами конфликта могут стать также беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как неоспоримого принципа управления, тщеславие и чванство, резкость и грубость в обращении с подчиненными.
Многие конфликты возникают по вине руководителей, которые стремятся находить лазейки и обходить директивы и нормативные акты, продолжая незаметно все делать по-своему. Не проявляя должной требовательности к себе, они превыше всего ставят личный интерес и создают вокруг себя атмосферу вседозволенности. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти правильный выход из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувства других людей порождают конфликт.
Описанные типы объективных и субъективных причин конфликтов наиболее часто встречаются, однако они не исчерпывают всех возможных вариантов.
9. Динамика конфликта: этапы и фазы.
Конфликт как социально-психологическое явление не есть что-то застывшее, конфликт есть процесс и как любому процессу ему присущи начало, соответствующие этапы развития и окончание.
Следует подчеркнуть, что динамику конфликта можно рассматривать как в широком смысле слова, так и в узком.
В широком смысле слова под динамикой конфликта следует понимать смену определенных стадий развития конфликта во времени и пространстве.
В узком смысле слова понимается развитие одной, наиболее острой стадии (этапа) - конфликтного взаимодействия.
Однозначного подхода к рассмотрению проблемы динамики конфликта в конфликтологической науке не существует как по вопросу о количестве этапов (стадий), так и по их содержанию. Л. Д. Сегодеев, выделяя три этапа, разбивает каждый из них на фазы. А.И. Китов выделяет три отличающихся друг от друга основных этапа (стадии). Н.Ф. Фседенко и В.П. Галицкий - шесть этапов. А. Я. Анцупов и С. В. Баклановский выделяют три основных периода, подразделяя периоды на ряд этапов.
На наш взгляд, в динамике конфликта следует выделять два варианта его развития (I, II), три периода, четыре основных этапа и одиннадцать основных фаз.
развития конфликта:
I - Конфликт входит в фазу эскалации;
II - Конфликт минует фазу эскалации.
Периоды развития конфликта:
- Период дифференциации характеризуется разъединением, стремлением отстаивать в большей степени только собственные интересы, использовать активные формы и способы противостояния и противоборства.
- Период конфронтации характеризуется переходом к наиболее жестким силовым способам противоборства.
- Период интеграции характеризуется стремлением учитывать интересы друг друга, поиском путей и способов разрешения конфликта, взаимоприемлемого решения, снижением остроты форм противоборства.
Основные стадии развития конфликта:
А - Предконфликг, скрытый (латентный) этап развития конфликта.
Б - Собственно конфликтное взаимодействие, открытый этап развития конфликта.
В - Завершение (разрешение) конфликта.
Г - Постконфликт, латентный этап конфликта.
А) Основные фазы конфликта на предконфликтном, скрытом (латентном) этапе развития:
1. Возникновение объективной конфликтной ситуации (К сит.) состоит в возникновении объективного противоречия, которое еще не осознано конфликтами, и они не предпринимают никаких действий (Kciit.=«S1»->«0»конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, если условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут взаимно «сняты» субъектами конфликта в результате осознания ситуации в качестве объективной и требующей разрешения.
2. Осознание субъектами («S») конфликта объективной конфликтной ситуации (К сит.) субъекты конфликта осознают конфликтную ситуацию, возникает потребность ее разрешения, но ее восприятие носит субъективный характер. Осознание объективной конфликтной ситуации может быть адекватным (правильным) и неадекватным.
Неадекватное осознание объективной конфликтной ситуации, как правило, имеет двоякого рода последствия. А именно:
1. Оно может способствовать сдерживанию, затягиванию возникновения открытого конфликта. Это происходит в результате недооценки или преуменьшения опасности конфликтной ситуации.
2. Оно может выступить катализатором явного конфликта, способствовать ускорению его перехода в открытую форму противоборства. Это происходит при преувеличении опасности противоречий на стадии осознания объективной конфликтной ситуации.
Различные оппоненты потенциального конфликта могут быть заинтересованы в неадекватной оценке и неадекватном восприятии опасности противоречий и факторов, возникших на этапе осознания объективной конфликтной ситуации, и сознательно вводить в заблуждение других субъектов конфликта. Цели этой дезинформации и дезориентации в оценке опасности конфликтной ситуации, как правило, двойственны. Они могут быть направлены либо на сдерживание будущего противоборства, либо на провоцирование одного из оппонентов конфликта к форсированию противоборства. В первом случае опасность противоречий на этой стадии сознательно преуменьшается, во втором - преувеличивается. Но в любом случае сознательная ложная оценка объективной конфликтной ситуации используется одной из конфликтующих сторон в своих интересах.
Адекватное осознание и оценка объективной конфликтной ситуации является важнейшим условием оптимального ее разрешения, выступает эффективным способом предотвращения возможного открытого конфликтного противоборства. Правильное осмысление противоречий на этой стадии позволяет предпринять меры по их урегулированию еще до начала открытого конфликта. В этой ситуации субъекты конфликта предпринимают попытки разрешения объективной конфликтной ситуации неконфликтными способами.
3. Попытки субъектов f«S» конфликта разрешить объективную конфликтную ситуацию (К сит.) неконфликтными способами происходят преимущественно коммуникационными способами, определением своей позиции, ее аргументированием.
4. Предконфликтная ситуация - осознание конфликтантами угрозы своим интересам, попытки разрешить конфликт неконфликтными способами успеха не принесли.
Б) Основные фазы конфликта на этапе собственно конфликтного взаимодействия:
1 Инцидент (от лат. incidens - случай, случающийся) - действия субъектов конфликта, направленные на единоличное владение объектом конфликта и представляющие угрозу интересам друг друга. Осознание ими угрозы своим интересам и переход к активным формам противодействия друг другу.
Инцидент необходимо отличать от повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может быть и специально спровоцировано, но следует учитывать, что повод еще не конфликт. В отличие от повода, инцидент - это начало конфликта.
Инцидент обнажает позиции сторон и уточняет расстановку сил. Однако в этой фазе развития конфликта реальные силы его субъектов еще не известны в полном объеме, они окончательно не определились, до какой грани в противоборстве смогут дойти. С одной стороны, эта неопределенность сил и ресурсов выступает важным фактором сдерживания развития конфликта на данном этапе. С ДРУГОЙ она же способствует его дальнейшему развитию. Если бы обе стороны имели четкое представление о своих потенциалах, ресурсах, силах и средствах, то многие конфликты были бы предотвращены или разрешены в кратчайшие сроки. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью.
Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях субъектов конфликта. С одной стороны, возникает желание попытаться быстрее разрешить объективную конфликтную ситуацию в свою пользу, а с другой - давлеет страх неизвестности ее конечного исхода.
На этой фазе развития конфликта его субъекты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в соответствующие юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше сторонников и средств давления на другого. В ход пускаются не только общепринятые формы противоборства, но и формы, связанные с различными видами насилия, вплоть до вооруженного. Это, как правило, приводит к эскалации конфликта.
2. Эскалация (от латинского «scala» - лестница) - стадия развития конфликта, которая характеризуется резкой интенсификацией динамики противоборства субъектов конфликта. При этом последующие разрушительные их воздействия друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Если конфликт вошел в фазу эскалации, его деструктивные функции, как правило, преобладают над конструктивными. Эта фаза в своем развитии проходит ряд этапов:
1-й этап - резкое сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности - переход к более примитивным, агрессивным формам противоборства;
2-й этап - вытеснение адекватного восприятия оппонента образом «врага». Он становится доминирующим в информационной модели конфликта;
3-й этап - рост эмоционального напряжения;
4-й этап - переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;
5-й этап - рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов, их поляризация. Интересы оппонентов становятся биполярными;
6-й этап - применение насилия в качестве аргумента, связанного с внутренней компенсацией утраченного престижа, снижением самооценки, возмещением ущерба;
7-й этап - потеря первоначального предмета разногласий;
8-й этап - расширение границ конфликта, его генерализация (переход к более глубоким противоречиям);
9-й этап - вовлечение в конфликт новых участников.
На 1 и 2 этапах эскалации конфликта возникает страх потерять возможность для совместного решения проблемы, нарастает психическое напряжение.
На 3 этапе, собственно начало эскалации, сложный взгляд на реалии конфликта заменяется упрощенными подходами, которые легко поддерживаются на эмоциональном уровне. Реальные проблемы конфликта теряют значимость - центральными становятся личностные качества противоборствующих сторон.
На 4 этане функционирование психики субъектов конфликта сужается до оценки ситуации только в черно-белых тонах.
Начиная с 5 этапа, наблюдаются признаки поступательной регрессии, проявляющиеся в абсолютизации негативной оценки оппонента и положительной себя. Сила и насилие приобретают обезличенные формы. Оппонент как «враг» обезличивается и обесценивается и лишается каких-либо человеческих черт.
Необходимо подчеркнуть, что это касается как межличностных, так и групповых конфликтов любого уровня. Так как инициаторы конфликта могут формировать и поддерживать эти процессы при помощи соответствующего манипулятивного воздействия как на индивидуальное, так и массовое сознание участников конфликта.
Необходимо учитывать, что в процессе эскалации происходит регрессия сознательной сферы психики участников конфликта. Этот процесс носит характер цепной реакции.
3.Сбалансированное противодействие характеризуется тем, что стороны продолжают противодействовать друг другу, но интенсивность противоборства снижается. Стороны осознают, что силовыми методами конфликт не разрешить, но действий, направленных на разрешение конфликта другими способами, не предпринимают.