Дополнительная информация

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ЗАПОМИНАНИЮ МАТЕРИАЛА.

1. Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации.

2. Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени.

3. Попытайтесь воспроизвести запоминаемый материал без подсказок.

4. Попытайтесь систематизировать, классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками.

5. Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др.

6. Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем эмоционально нейтральный.

Тема. Мышление и речь.

Задание № 1. Используя справочную литературу, дайте определение выделенным видам мышления.

В зависимости от стандартности – нестандартности решаемых задач и операционных процедур различаются:

Алгоритмическое мышление_________________

______

Дискурсивное мышление_____________________

______

Эвристическое мышление____________________

______

Творческое мышление_______________________

______

По характеру протеканияпознавательных процессов разделяют:

Интуитивное мышление______________________

______

Аналитическое мышление.___________________

______

Задание № 2. Определите вид мышления.

1. «…мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами» (Б.Т.Теплов) …………………………………………….. .

2. Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов зрения ……………………………………..

3. Вид мышления, направленный на решение практических задач …………………………………. .

4. …………………………………………………………мышление неотрывно от

прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.

5. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ ……………………………………… .

6. Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением ………………………………………….. .

Задание № 3. Тест на тему «Мышление и речь»

Вариант 1

Инструкция: вставьте пропущенные слова.

1. Мышление – процесс ……………….. и …………………. отражения окружающей действительности

Инструкция: выберите правильный вариант ответа.

2. Вид мышления непосредственно связанный с восприятием окружающей действительности:

А. словесно-логическое

Б. наглядно-образное

В. наглядно-действенное

Г. интуитивное.

3. Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:

А. 2-3 года

Б. 4-6 лет

В. 7-8 лет

Г. 9-10 лет.

4. По характеру результатов мышления выделяют:

А. теоретическое, практическое

Б. репродуктивное, творческое

В. критическое, некритическое.

5. Сравнение, абстракция - это:

А. виды мышления

Б. формы мышления

В. операции мышления

Г. функции мышления.

6. Мысленное расчленение предметов, явлений для выделения соответствующих элементов – это:

А. обобщение

Б. конкретизация

В. анализ

Г. классификация.

7. Расчленение сложного объекта на составляющие части или характеристики – это:

А. анализ

Б. сравнение

В. синтез

Г. абстракция.

8. Выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности:

А. понятие

Б. суждение

В. дедукция

Г. умозаключение.

9. Система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис:

А. речь

Б. язык

В. предложение

10. Речь, в которой активно используется мимика, жесты:

А. вербальная

Б. невербальная

В. внешняя

Г. внутренняя.

11. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается- это:

А. понятие

Б. суждение

В. умозаключение

Г. силлогизм.

Вариант 2

Инструкция: выберите правильный вариант ответа.

1. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:

А. наглядно-образным

Б. наглядно-действенным

В. словесно-логическим

Г. абстрактным.

2. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:

А. наглядно-образного

Б. наглядно- действенного

В. индуктивного

Г. словесно-логического.

3. Теоретическое и практическое мышление различают:

А. по типу решаемых задач

Б. по характеру обобщений

В. по активности субъекта

Г. по ведущему анализатору.

4. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:

А. сравнением

Б. абстрагированием

В. синтезом

Г. анализом.

5. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:

А. обобщение

Б. сравнение

В. классификация

Г. абстрагирование.

6. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам – это:

А. анализ

Б. синтез

В. обобщение

Г. классификация.

7. Широта мышления – это его:

А. вид

Б. уровень

В. форма

Г. качество.

8. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность являются существенными характеристиками мышления:

А. понятийного

Б. наглядно-образного

В. наглядно-действенного

Г. практического.

9. Логический переход в процессе мышление от общего к частному называется:

А. индукцией

Б. дедукцией

В. понятием

Г. суждением.

10. Функция речи, заключающаяся в передаче информации.

А. регулирующая

Б. коммуникативная

В. обозначающая

Г. планирующая.

Наши рекомендации