Механизм трансформации установок
Объектом целенаправленного психологического влияния являются установки. Этот механизм наиболее исследован экспериментально и описан в современной социальной психологии.
Установка– неосознаваемое состояние внутренней готовности людей на специфическое для них проявление чувств, интеллектуальной и волевой активности, динамики и характера общения, предметно-практической деятельности, соответствующее имеющимся у них потребностям.
Структура установка включает в себя три компонента: когнитивный (знание об объекте установки), аффективный (отношение к объекту установки) и поведенческий (поведение по отношению к объекту установки). Когнитивная составляющая установки включает в себя убеждения, представления, мнения, все когниции, образованные в результате познания социального объекта. Аффективные реакции представляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки. Поведенческая составляющая социальной установки представлена не только непосредственным поведением (некоторыми реальными, уже осуществленными действиями), но и интенциями (намерениями). Поведенческие интенции могут включать в себя различные ожидания, стремления, замыслы, планы действий ‑ все, что только намереваетсясделать человек. Сама же установка выступает как суммарная оценка (оценочная реакция), включающая в себя все перечисленные компоненты. Необходимо подчеркнуть, что все элементы структуры установки взаимосвязаны и представляют собой систему реакций, специфичную для каждой конкретной личности. Поэтому изменение одного компонента может вызвать изменение какого-либо другого. Тем самым изменение когниций предположительно может изменять намерения или даже реальное поведение человека в отношении некоего социального объекта. Более всего эта проблема рассматривается в таких теоретических ориентациях, как необихевиоризм и когнитивизм (подробнее они будут рассмотрены в теме 2).
Изменение социальной установки может происходить в результате убеждающей коммуникации посредством изменения когниций. Например, в ходе убеждающей коммуникации (через средства массовой коммуникации) могут быть изменены установки человека на происходящие события или исторические факты, установки на известных политических деятелей и т.д.
Одним из самых известных направлений эмпирических исследований изменения установок средствами убеждающей коммуникации являются исследования, проводившиеся в 50-х годах XX в. в Йельском университете (США) и связанные с именами К. Ховланда и его коллег И. Джаниса, Г. Келли, М. Шерифа и др. Для изменения установок использовался принцип научения. При этом убеждающее сообщение трактовалось как стимул, а происходящее под его воздействием изменение социальной установки ‑ как приобретенная реакция. Установки человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки. Устойчивость и «прочность» изменения установки будет также зависеть от того, каким путем осуществлена обработка информации, т.е. от процессов внимания, понимания, принятия.
Изучение изменения аттитюдов (социальных установок) в социальной психологии связано не только с теориями убеждающей коммуникации, но и с так называемыми теориями когнитивного соответствия, созданными в 50-х годах XX столетия Ф. Хайдером, Т. Ньюкомом, Л. Фестингером, Ч. Осгудом и П. Танненбаумом [цит. по: Андреева, 2001]. Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Если убеждения человека вступают в противоречие, он начинает испытывать напряжение и дискомфорт. Для снятия этого неприятного состояния человек пытается установить согласованные и ненапряженные отношения между когнициями, изменив одну из них.
Аффективные компоненты тесно взаимосвязаны в структуре установки с когнитивными компонентами. Одной из особенностей установок является то, что в них проявляется согласованностькогниции с аффектами, т.е. реализуется так называемый принцип конгруэнтности настроения [Андреева, Богомолова, Петровская, 2001]. В частности, этот принцип проявляется в том, что позитивное аффективное состояние приводит к более позитивным и оптимистичным социальным суждениям и, наоборот, негативные аффекты вызывают пессимистические мысли. Создание хорошего настроения способствует благоприятным суждениям и активизирует позитивные установки к другим людям и явлениям действительности. Еще одним механизмом изменения установок через воздействие на аффективную сферу является установление ассоциативных связей между структурными компонентами разных аттитюдов. Например, если очень уважаемый ведущий телевидения (на которого существует позитивная установка) с удовольствием представляет нового, пока не известного нам человека, на «новичка» будет сформирована позитивная установка.
Само поведение человека может влиять на его социальные установки, изменяя старые или формируя новые. Как это происходит, может быть объяснено с помощью трех теорий – теории самопрезентации и социальной драматургии, теории когнитивного диссонанса и теории самовосприятия [Майерс, 1997].
Еще в 50-е годы XX в. социальный психолог И. Джанис приступил к важным исследованиям, посвященным проблеме изменения установок под влиянием исполнения ролей. Очень часто изначально заданное ролью поведение становится основанием для изменения убеждений и формирования новых установок человека. В реальной жизни человек, изменяя свой социальный статус, зачастую вынужден изменять свои аттитюды для «поддержки» нового ролевого поведения, чтобы выглядеть привлекательно в собственных глазах и перед другими людьми. С помощью исполнения чужой роли можно добиться более терпимого отношения к противоположной точке зрения, поскольку в процессе ее проигрывания человеку часто приходится публично отстаивать мнение, с которым он был изначально не согласен. Возможность ролевого поведения вносить изменения, в частности, в аттитюды человека активно используется в ролевой игре — одном из базовых методов социально-психологического тренинга. Ролевая игра, требующая от человека активного конструирования своей роли и импровизации, способна более эффективно изменять установки, чем пассивное восприятие убеждающих сообщений. Влияние ролевого поведения на человека может объясняться тем, что в процессе проигрывания, исполнения роли начинает действовать самоубеждение. Когда человек сам осознает свои мысли и чувства, они становятся более значимыми, более актуальными для него и лучше запоминаются [Зимбардо, Ляйппе, 2000].
В исследованиях изменения социальных установок под влиянием поведения, проведенных в рамках теории когнитивного диссонанса, был выявлен эффект недостаточного оправдания. «Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности» [Андреева, Богомолова, Петровская, 1978, с. 117]. Изменение установки как средство уменьшения диссонанса может произойти, в частности, в тех случаях, когда человек утверждает что-то, во что сам не верит, или когда он совершает нечто, противоречащее нравственным нормам или его представлению о себе. Подобные поступки могут приводить к изменению социальных установок, но при условии, что у человека нет внешнего оправдания его поведения, и он вынужден обратиться к внутреннему оправданию (т.е. собственно к изменению своих установок).
Однако существует еще одно объяснение, почему поведение определяет установки человека. Одним из самых серьезных стал вывод, сделанный Д. Бемом. Он разработал теорию самовосприятия, поставив основной вопрос: как люди узнают о собственных установках и об установках других людей? В теории утверждалось, что люди формируют суждения о собственных установках, равно как и о собственных предпочтениях и личностных диспозициях, анализируя свое поведение. Точно так же они поступили бы, строя аналогичные суждения о других людях: через наблюдение за их действиями. Эффект самовосприятия проявляется тогда, когда у человека отсутствует четко определенная установка относительно какой-либо проблемы, например, потому что он редко сталкивается с подобными явлениями или встречается с чем-то новым. Поэтому наблюдение за поведением дает ему возможность определить его причину, т.е. сформировать соответствующую установку. Процесс самовосприятия, сопровождающийся формированием установок, будет разворачиваться лишь тогда, когда наши установки слабы или не определены вовсе, кроме того, если отсутствует возможность приписать причины собственного поведения каким-либо ситуационным факторам или внешним обстоятельствам. В этом случае в ходе самоатрибуции человек начинает «осознавать» свои установки с целью нахождения причин или смысла своего поведения. То есть процесс самоатрибуции в данном случае служит для объяснения человеку его собственного поведения.
Особенностью стереотипов и установок является их недостаточная осознанность. Чтобы не стать объектом нежелательного влияния, человеку необходимо осознавать свои стереотипы и установки и управлять ими. Оказывать конструктивное влияние также способен лишь человек, свободный от «личностных» пристрастий, догм, предрассудков, стереотипов; не имеющий комплексов превосходства, самодостаточности, власти; обладающий творческим сознанием.
Практическое занятие
«Осознание личных стереотипов и установок и управление ими»
Студенты заранее получают домашнее задание: 1) составить перечень идей, принципов, привычек, которым они наиболее привержены, невозможность следовать которым вызывает напряжение; 2) подобрать притчу, сказку, анекдот, случай из жизни, иллюстрирующий проявление какого-либо стереотипа или установки в жизни людей.
Работа осуществляется в четыре этапа.
На первом этапе группа разбивается на подгруппы: по 4-5 человек в каждой.
Инструкция: «Сейчас в ходе обсуждения в малых группах составьте общий для вашей группы перечень тех идей, принципов, привычек, которым вы особенно привержены, невозможность реализации которых вызывает у вас напряжение. Не стремитесь к обобщениям; пусть те принципы, привычки, которые войдут в список, будут достаточно конкретны».
На выполнение этого задания отводится 30-40 минут.
На втором этапе каждая подгруппа зачитывает свой список принципов и привычек. Преподаватель на доске записывает то, что подготовила каждая подгруппа. В ходе этой работы постоянно возникает обсуждение, студенты говорят о том, какое влияние на самочувствие, поведение, жизнь оказывает их приверженность тем или иным принципам.
ПРИМЕРЫ идей, принципов, привычек:
- всегда надо выполнять обещанное;
- запланированное должно быть выполнено;
- любовь к порядку, чистоте;
- нельзя проявлять бестактность;
- нельзя брать деньги в долг;
- нельзя публично говорить о своих чувствах;
- я обязан откликаться на все просьбы родственников и знакомых;
- важные дела надо доводить до конца и делать их очень хорошо и т.п.
После того как общий перечень составлен, группа переходит к третьему этапу работы.
Инструкция: «Прочитайте внимательно составленный нами перечень и отметьте в нём, во-первых, две идеи, принципа или привычки, которым вы на самом деле привержены, но до сих пор это не осознавали, и, во-вторых, две, которые у вас были, но теперь уже не действуют на вас так сильно, как раньше».
После того, как все выполнят это задание, преподаватель предлагает каждому участнику назвать две идеи, принципа или привычки, приверженность которым обнаружена во время работы над общим перечнем, а также те идеи, принципы, привычки, которые уже не оказывают на человека столь сильного влияния. При этом можно предложить рассказать, что помогло преодолеть ранее существовавшую жёсткую идентификацию.
На четвёртом этапе работы каждый из студентов рассказывает подготовленные дома притчи, сказки, анекдоты, случаи из жизни. Группа определяет, иллюстрацией какой установки или стереотипа является каждая из прослушанных историй.
П р и м е ч а н и е. Можно использовать сборник восточных притч Н. Пезешкиана «Торговец и попугай». – М., 1993.
Завершается работа групповой дискуссией. Студенты обсуждают вопросы: 1) каким образом наши неосознаваемые стереотипы и установки могут сделать нас объектом чужого негативного влияния; 2) как влияние, оказываемое нами на других людей, зависит от наших доминирующих стереотипов и установок; 3) как нам относиться к своим стереотипам и установкам.
П р и м е ч а н и е. Можно обратиться к списку иррациональных идей А.Эллиса, делающих человека объектом манипуляции (тема 5).
Студенты приходят к выводам, что наиболее сильно саморазвитию мешают те идеи, принципы, привычки, которым человек особенно привержен, невозможность следовать которым вызывает напряжение, дискомфорт. Аналогичные состояния возникают в том случае, когда этим принципам, стереотипам не следуют, не соответствуют другие люди. Поэтому влияние, оказываемое ими, носит не развивающий, а разрушительный характер. Наличие у человека большого числа таких привычек и стереотипов является свидетельством недостаточной осознанности его опыта, что делает его объектом различного рода негативных воздействий. Конечно, дело не в том, чтобы полностью отказаться от привычек, стереотипов, шаблонов мышления и поведения, а в способности осознавать их и управлять теми, которые тормозят развитие и препятствуют эффективному взаимодействию.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Какое определение современная психология даёт понятию «психологическое влияние»? В чём различие между понятиями «личное» и «личностное» влияние?
2. Покажите на примерах, что психологическое влияние может обладать созидательной и разрушительной силой.
3. Что общего между понятиями «власть», «лидерство» и «психологическое влияние»?
4. Докажите, что в личности человека существует противоречие между двумя потребностями «оказывать влияние» и «сопротивляться чужому влиянию». Как оно может быть разрешено?
5. Приведите примеры использования людьми влияния в разных областях жизни с целью добиться внимания, силы, отмщения, покоя.
6. Проанализируйте конкретную ситуацию личного общения с кем-то из значимых для Вас людей (родителями, родственниками, друзьями, преподавателями и др.). Выделите используемые Вами и Вашим партнёром психологические и непсихологические средства влияния. Оцените их эффективность.
7. Приведите собственные примеры различных видов влияния.
8. Какие стереотипы и установки мешают человеку быть самим собой, т.е. более свободным в действиях и решениях?
9. Приведите примеры управления стереотипами людей через специальное создание условий сложности ситуации, дефицита времени, эмоционального возбуждения, наличия отвлекающих внимание объектов, которые лишают человека возможности контролировать своё поведение и делают его пассивным объектом влияния.
10. Проведите исследование психологического воздействия средств массовой информации на убеждения, стереотипы и установки людей.
11. Какие механизмы изменения установок людей экспериментально исследованы и описаны в современных теоретических направлениях ‑ необихевиоризме и когнитивизме?
12. Как следует поступать со своими стереотипами и установками, чтобы не стать объектом нежелательного психологического влияния?
Литература
- Учебник для вузов. ‑ СПб.: Питер, 2002.
- Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. ‑ М., 2006.
- Майерс Д. Социальная психология. ‑ СПб.: Питер, 1997.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. ‑ М.:МГУ, 1978.
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1997.
- Андреева Г. М, Богомолова Н. Н, Петровская Л. А.Зарубежная социальная
- психология XX столетия. ‑ М., 2001.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов, учителей. ‑ М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. ‑ М.: Аспект Пресс, 2001.
- Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. ‑ СПб.: Питер, 2000.
- Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. – М., 1996.
- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Майнгардт Т. Личное влияние. – Город: Ферро-Логос, 1992.
- Макшанов С.И., Хрящёва Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб., 1996.
- Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Хрестоматия Психология влияния. ‑ СПб.: Питер, 2000.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002.
ТЕМА 2
_____