Психологические особенности больных — олигофренов
Олигофрения (oligophreniae: греч. oligos малый + phrēn — ум, разум) — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний, характеризующихся врожденным или рано приобретенным (в первые три года жизни) слабоумием, которое выражается в недоразвитии психики, преимущественно интеллекта, и отсутствием прогредиентности. т.е. прогрессирующего нарастания дефекта личности.
Термин был введен Крапелином в 1915 году. Это распространенное заболевание. Органическое заболевание, оно практически не обратимо.
Умственная неполноценность встречается и при других болезнях (шизофрения, эпилепсия и др.). В олигофрении - это главный синдром и разница в причинах, патогенезе (механизмах).
Это довольно распространенное заболевание. В сельской местности почти в 2 раза чаще, в городе – 3-4 человека на 1000 человек.
Существует различные виды О.
1. По этиологии (причинам)
- эндогенные – генетически обусловленные
- экзогенные – под влиянием внешней среды
Считается, что на 75% - генетика, но чаще считается, что эти факторы действуют вместе.
- достовернонаследованные
- вероятнонаследованные
2. По времени возникновения поражения:
- пренатальные – до родов
Некоторые факторы, которые действуют до рождения
а) Хромосомные мутации и хромосомные аномалии
б) Несовместимость иммунологической системы матери и плода
в) Генные мутации
г) Внешние по отношению к плоду различные болезни матери (СПИД, сифилис, краснуха, гепатит, интоксикация, алкоголь, курение.
Нр., Алкогольный синдром плода – 3 новорожденных на 1000. IQ <68 единиц.
д) Физические воздействия внешней среды – ультразвук, излучение и т.д.
е) Длительное голодание плода в результате плохого питания матери.
- принатальные – при родах – любое повреждение при родах
- постнатальное – после родов до 3-х лет – голодание, травмы, отравления и т.д. в возрасте до 3-х лет.
Американцы (Комер) считают, что повреждение может наступить вплоть до 17 лет.
3. По глубине умственной отсталости выделяют 3 уровня олигофрении:
1. идиотия
2. имбецильность
3.дебильность
Идиотия — самое тяжелое слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления: IQ — ниже 20. 1-2 % от всех олигофренов. У таких больных реакции на обычные раздражители отсутствуют либо бывают неадекватными. Восприятия, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь ограничивается звуками, отдельными словами; больные не понимают обращенную к ним речь. Дети, страдающие идиотией, не овладевают статическими и локомоторными навыками (в связи с чем многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с большим опозданием. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей. Какая-либо осмысленная деятельность, в т.ч. простые навыки самообслуживания, невозможны. Предоставленные самим себе больные остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями (раскачиванием, стереотипными размахиваниями руками, хлопанием в ладоши и т.п.). Они нередко не отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны и связаны только с чувством удовольствия или неудовольствия, что выражается в виде возбуждения или крика. Легко возникает аффект злобы — слепая ярость и агрессивность, нередко направленные на себя (кусают, царапают, наносят удары). Часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадает под руку, упорно мастурбируют. Глубокое недоразвитие психики нередко сопровождается грубыми дефектами физического развития. Жизнь их проходит на инстинктивном уровне. Встречаются и относительно более легкие формы идиотии. Больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания; JQ определяется в пределах 20—50. В Международной классификации болезней различают имбецильность резко выраженную (JQ равен 20—35) и умеренно выраженную (JQ равен 35—50). У имбецилов обнаруживаются довольно дифференцированные и разнообразные реакции на окружающее. Их речь косноязычна, с аграмматизмами. Они могут произносить несложные фразы. Развитие статических и локомоторных функций происходит с большой задержкой, больные осваивают навыки самообслуживания, например самостоятельно едят. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Некоторые имбецилы в состоянии овладеть порядковым счетом, знают буквы, усваивают простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом выявляются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость. Эмоции у них бедны и однообразны, психические процессы тугоподвижны и инертны. На перемену обстановки они дают своеобразную негативную реакцию. Личностные реакции более развиты: они обидчивы, стесняются своей неполноценности, адекватно реагируют на порицание или одобрение. Не обладая инициативой и самостоятельностью, легко теряются в непривычных условиях и нуждаются в надзоре и опеке. Следует учитывать повышенную внушаемость имбецилов, их склонность к слепому подражанию.
Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах возможно их социальное приспособление; JQ равен 50—70. Дебилы в отличие от имбецилов нередко обладают довольно развитой речью, в которой, однако, выражены подражательные особенности, пустые обороты. В поведении они более адекватны и самостоятельны, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость. У них выявляются слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным для них затруднителен. Дебилы обучаемы в школе, при этом обнаруживаются медлительность и инертность, отсутствие инициативы и самостоятельности. Они овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается. Эмоции, воля и другие свойства личности при дебильности более развиты, чем при имбецильности. Характерологические особенности представлены гораздо шире. Условно по темпераменту можно выделить торпидных (заторможенных, вялых, апатичных) и эротичных (возбудимых, раздражительных, злобных) дебилов. При дебильности отмечаются слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание последствий своих поступков, импульсивность поведения, повышенная внушаемость. Несмотря на это нередко дебилы неплохо приспосабливаются к жизни. Отставание в развитии отчетливее выступает в раннем детском возрасте, когда заметно запаздывание ходьбы, речи и других психических функций. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее заметным. Учитывая широкий диапазон отставания и темпа психического развития, многие практические врачи и дефектологи различают выраженную, среднюю и легкую дебильность, почти неотличимую от нижней границы нормального интеллекта.
4. По ведущему синдрому. При разных синдромах – разное лечение (Исаев).
- астенический вариант – истощаемость внимания и памяти, мышления, работоспособности + истощение эмоциональной сферы.
- атонический – никакой инициативы или бесцельное беспокойство, суетливость, дурашливость, развязность, цинизм.
- равномерно недоразвиты все стороны психики
В отличие от других видов слабоумия нет динамики, но лечение должно быть длительным, многолетним, без пауз. Воздействует на нежелательные симптомы – медикаментозное (уменьшение мышечного тонуса, снижение беспокойства, повышение тонуса коры).
Олигофрению следует отличать от такого расстройства, как задержка психического развития (ЗПР). Это разнообразная группа расстройств - вариантов отставания психического развития, которое не представляет собой общего психического недоразвития (олигофрении). Основной особенностью ЗПР является неспособность школьников к своевременному и качественному овладению элементарными школьными знаниями. Такие школьники очень быстро становятся неуспевающими. Если с ними не работать, то может развиться
отрицательное отношение к школе, учебе. Дети часто убегают из школы, дома, частые конфликты. Это может закончиться личностной дезорганизацией. Кроме интеллектуального отставания, личностная и эмоциональная патология.
Причины ЗПР разнообразны. Основная – неправильное воспитание. Детям, которым не хватало внимания и тепла, не могут различать свои чувства, их чувства неадекватны.
Можно так же выделить следующие виды:
1. ЗПР - связанная с общим недоразвитием речи
2. ЗПР — связанная с дефектами зрения
3. ЗПР — связанная с дефектами слуха
4. при семейно — бытовой распущенности
5. приДЦП
У этих детей, в отличие от олигофренов, изменения обычно обратимы.
Важно правильно построить обучение, чтобы учитывались все особенности. Очень показательны обучающие методики, в которых такие дети быстро прогрессируют. У таких детей речь обеднена, узкий общий кругозор. Среди личностных качеств наблюдается замкнутость, отгороженность, зависимость от социума, конформность, повышенная тревожность, неуверенность в себе.
На первом плане недоразвитость абстрактного мышления, понятийность, степень конкретности связан с глубиной слабоумия.
Нужно помнить, что к снижению мышления прибавляется недоразвитость эмоциональной сферы, моторики, восприятия и памяти.
Олигофрения диагностируется в двух возрастных группах:
- до школы
- перед армией
В патопсихологическом эксперименте в первую очередь изучают интеллектуальную сферу. Главное недостаточность понятийного, абстрактность мышления.
1. Методика «классификации». Объединение в группы идет по конкретным ситуациям, не могут укрупнять группы. Показывает предельную конкретность мышления (раскладка, название групп, укрупнение групп).
2. «Исключение 4-го лишнего». Не может выделить существенных связей. Показывает конкретность и ситуативность. Нр., портфель, чемодан, очки, дамская сумка
3. «Определение понятий». Дают многословные длинные определения на основе несущественных признаков. Родовые признаки обычно не указываются.
4. «Сравнение понятий». Не могут установить общее, выделяются несущественные признаки.
5. «Формирование искусственных понятий». Не могут их формировать. Особенно трудно объединить 2 признака и игнорировать третий.
6. «Аналогии». Не умеют устанавливать логические отношения
7. «Пиктограммы». При трудных абстрактных понятиях испытуемый отказывается рисовать или рисует очень плохо.
8. «Понимание пословиц и метафор». Трудны, т.к. не улавливают переносный смысл, т.к. не может отвлечься от ситуации или формальное истолкование.
9. Устанавливание последовательности событий - не могут разложить картинки (3-5) по развитию сюжета.
Во всех методиках, где есть словесное описание: чем глубже дебильность, тем беднее лексика.
10.«Уровень притязаний» (выбрать определенные задания, в зависимости от предыдущих успехов - неудач).
При олигофрении в этих методиках самооценка не вырабатывается. Бездумно берут любые карточки, нет эмоциональной реакции на неудачу. Внимание неустойчиво, его объем узок.
11.«10 слов» Обычно никогда не удается добиться полного запоминания.
Чем глубже дебильность, тем ярче выражены недостатки памяти (чаще страдает опосредованная память). Важно использовать методики в обучающем варианте.