Лекция № 1 - Предмет задачи, взаимосвязь с другими науками
Основные вопросы, проблематика, предмет, задачи, цели и методы конфликтологии
Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.
Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.
Исторически сложилось так, что начало изучения конфликтов в науке связано с социальными конфликтами. Так, Р. Дарендорф в 1962 году выдвинул теорию социального конфликта, получившую название «конфликтная модель общества». Он утверждал, что наличие конфликтов в социальных процессах естественно и необязательно угрожает системе. Конфликт присущ всем уровням и сферам жизни социальных систем и не может рассматриваться. Ни как девиантное поведение, ни как патология; конфликт не является альтернативой порядку. В связи с этим было предложено выделить три уровня анализа социальных конфликтов:
а) Философско-социальный уровень,который предполагает изучение социального конфликта как определенного этапа развития социального противоречия. Этот уровень представляет собой общую методологическую основу, определяющую направленность исследований социального конфликта на всех других уровнях;
б) Социологический уровеньпредполагает изучение причин и динамики конфликтов больших общностей – слоев, групп;
в) Индивидуально-психологический (личностный) уровеньпредусматривает изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте.
- Предметом конфликтологииявляются не сами по себе конфликты, а конфликтное взаимодействие участников, а также причины и способы разрешения различных конфликтов.
Основными задачамиконфликтологии, как науки являются:
1. Изучение основных прикладных аспектов конфликтов разного рода, составляющих предмет специальной конфликтологии;
2. Изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечением математических моделей и компьютерной техники;
3. Разработка систем контроля и диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения;
4. Определение предмета и содержания самого понятия конфликта;
5. Анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений;
Для решения перечисленных задач конфликтология использует разнообразные методы,которые условно можно разделить на четыре группы:
1) Методы изучения и оценки личности:
1.1. наблюдение;
1.2. опрос;
1.3. тестирование»;
2) Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах:
2.1. наблюдение;
2.2. опрос;
2.3. социометрический метод;
3) Методы диагностики и анализа конфликта:
3.1. наблюдение;
3.2. опрос;
3.3. анализ результатов;
3.4. метод экспертного интервью;
4) Методы управления конфликтами:
4.1. структурный метод;
4.2. метод картографии.
Особое внимание следует уделить определению места конфилктологии в системе наук.
Взаимосвязь предмета конфликтологии с другими науками |
Конфликтология имеет тесную связь с философией, социологией, общей психологией, политологией, историей и экономической теорией, этикой, правоведением. Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена в двух аспектах, а именно:
1. Конфликтология опирается на принципы познания, выработанные в рамках философии и других наук, они позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. К таким принципам относятся:
1.1. Принцип всеобщей связи;
1.2. Принцип детерминизма;
1.3. Принцип развития;
1.4. Принцип системного подхода;
1.5. Принцип социально-деятельностного контекста;
1.6. Принцип личностного подхода;
1.7. Принцип дополнительности;
2. Конфликтология творчески использует методы исследования других наук. Наряду с этим можно отметить и обратное влияние конфликтологии на смежные науки. Например, изучение конфликтологических проблем в сфере межличностных отношений стимулирует решение многих псиъхологических, социологических, правовых и нравственных проблем, в частности проблем межличностного общения, социально-психологического климата, психологической совместимости.
Изученный материал позволяет сделать вывод:
- Конфликтология представляет собой относительно новую, бурно развивающуюся отрасль социальной психологии. Эта самостоятельная наука имеет свой специфический предмет исследования, задачи, методы исследований. Она использует достижения смежных наук и сама влияет на развитие социально-ориентированных исследований.
· Лекция №2 - Исторические условия возникновения конфликтологии
Эволюция (развитие) конфликтологических взглядов от древнейших времен до современности |
Проанализируем эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие исторические периоды:
1. Древнейшие времена. Одно из первых упоминаний о конфликте принадлежит китайскому философу Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Источником конфликтов он считал социальное неравенство людей. Отсюда вытекает, что необразованность и невоспитанность простых людей ведет к нарушению человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости и далее к столкновению интересов, т.е. конфликту. Представители античной философии внесли заметный вклад в изучение конфликтов. Так, Гераклиту (520-460 гг. до н.э.) принадлежит идея о том, что столкновение и единство противоположностей является всеобщим и универсальным способом развития. В связи с этим, он оправдывал войну, как способ разрешения социальных конфликтов. В отличие от него, Платон (427-347 гг. до н.э.) осуждал войну, рассматривая ее как величайшее зло. У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) можно найти идеи о том, что государство является инструментом примирения людей. Демократ (460-370 гг. до н.э.) в качестве основной причины конфликтов выделял зависть.
2. Средние века.Конфликтологические взгляды ученых того времени носили преимущественно религиозный характер. Так, например, Аврелий Августин (354-430 гг. до н.э) подчеркивал единство человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Отсюда следовал вывод о предопределенности конфликтов на почве столкновения религиозных и общечеловеческих представлений. Фома Аквинский (1225-1274) также придерживался взглядов о царстве философского познания и богословия, о человеческом бытии и жизни Бога, о светской и духовной власти.
3. Эпоха Возрождения.Конфликтологические взгляды этого периода отражали идею о развитии и величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Восприятие человеческих проблем постепенно освобождалось от власти религиозного сознания. Таких взглядов придерживались Николай Кузанский (1401-1464), Николай Коперник (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Никколо Макиавелли (1469-1527). Последнего считают автором первых научных трудов по конфликтологии.
4. Новое время и эпоха Просвещения.Эта эпоха характеризовалась мощным экономическим и культурным подъемом европейских стран. Такой подъем создал предпосылки для перехода к системному подходу в познании явлений окружающего мира, в том числе и в исследовании конфликтов. Наиболее яркие конфликтологические идеи того времени содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778)Ю Адама Смита (1723-1790). Например, Ф. Бэкон применил системный подход к анализу причин социальных конфликтов внутри страны. Т. Гоббс разработал теорию естественного состояния общества, как «войне всех против всех».
5. Первая половина XIX векахарактеризовалась, как период расцвета классической немецкой философии, представители которой – Иммануил Кант (1724-1804), Георг Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872) внесли заметный вклад в теоретическое исследование конфликтов, имеющих социальную природу. В этот период были сформулированы идеи о вечном мире (И. Кант) и о войне, как средстве нравственного очищения (Г. Гегель).
6. Вторая половина XIX веказанимает исключительное место в становлении конфликтологии, как самостоятельной научной теории. Это обстоятельство обусловлено возникновением и оформлением таких отраслей научного знания, как экспериментальная психология, социология, марксистская философия. Поэтому наиболее значительные конфликтологические идеи содержались в трудах Вильгельма Вундта (1832-1920), Огюста Конта (1798-1857), Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Кроме них, необходимо отметить труды Карла Клаузевица (1780-1831), Георга Зиммеля (1858-1918), Питирима Сорокина (1889-1968) и Зигмунда Фрейда (1856-1939). В целом, развития конфликтологии в этот период было обусловлено следующими основными факторами:
1. К этому времени в науке накоплен достаточно большой объем информации по проблемам конфликта. Научные знания о причинах и динамике конфликта содержались в основных трудах многих выдающихся мыслителей прошлых эпох;
2. Этот период характеризовался сильнейшими социальными потрясениями – войнами, экономическими кризисами, социальными революциями. Внимание общества и науки к исследованию социальных проблем было повышенным;
3. В этот период возникает ряд новых научных концепций, которые коренным образом
Причины возникновения конфликтологии в начале 20 века (Теоретические и социально-исторические причины)
В целом общий диапазон представлений ученых относительно роли и места конфликта в динамике жизни общества представляет довольно разнообразное сочетание: одни ученые рассматривают конфликт, как второстепенное явление в общей структуре развития общества, другие же рассматривают развития общества исключительно через конфликт.
Рассмотрим основные научные положения, которые привели к возникновению конфликтологии как науки.
- Ранняя социологическая модельконфликта исходила из идеи универсальности законов живой природы, проявляющейся в аналогии между животным миром и человеческим сообществом. В рамках этой модели конфликт рассматривается как одна из форм борьбы между людьми. Наиболее законченное описание процессов борьбы и ее роли в животном мире принадлежит Чарльзу Дарвину (1809-1882). Он отстаивал идею естественного отбора, в основе которого лежит борьба за существование, обеспечивающая выживание наиболее приспособленных особей. Теория естественного отбора была разработана Ч. Дарвином совместно с Альфредом Уоллесом (1823-1913). Главный труд Дарвина назывался «Происхождение видов путем естественного отбора» (1831-1836). Однако, не все ученые разделяли точку зрения на человеческие проблемы, как на аналог борьбы за существование в животном мире. Так, русский философ Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) подчеркивал относительность борьбы за существование и важную роль взаимной помощи в процессе эволюции человека. Австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838-1910) считал, что «людям от рождения присуща взаимная ненависть», следовательно конфликтность является необъемлемой человеческой чертой, а сами конфликты неустранимы из жизни общества. Австрийский социолог Густав Ратценхофер (1842-1904) рассматривал конфликт в качестве основного фактора исторического процесса, причем на первый план он выдвигал различия в интересах людей. Американский исследователь Уильям Самнер (1840-1910) считал естественный отбор и борьбу за существование неизбежными и универсальными условиями социальной жизни. Коренными причинами конфликтов он считал стремление людей к удовлетворению потребностей в голоде, сексе, общественном признании, а также стремление избавиться от страха перед божествами. Американский социолог Альберт Смолл (1854-1926) в основу изучения конфликтов ставил интересы людей, которые он предлагал считать основной единицей социологического анализа. Основным социальным конфликтом в обществе он считает конфликт интересов.
- Социологическая модель конфликта К. Маркса.Карл Маркс (1818-1883) является предшественником современной конфликтологии. Его основные идеи, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели общества, связаны с принятием классовой борьбы, возникающей в обществе, в связи с тем, что оно разделено на враждующие классы, а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. По Марксу, конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и имеют свое начало в отношениях собственности и ее распределения.
- Модель социального конфликта Г8 Зиммеля.Немецкий философ Георг Зиммель (1858-1918) считается одним из основоположников современной социологии в целом и конфликтологии в частности. Он выделил некоторые формы взаимодействия, которые лежат в основе всех социальных явлений. Такими формами, по его мнению, были конкуренция, конфликт, договор, авторитет. Центральной идеей Зиммеля было положение о социализации конфликта, т.е. факторе, содействующем сближению и объединению людей. Таким образом, им впервые были разделены понятия конфликта и борьбы и обоснована идея о конструктивном разрешении конфликтов. Вместе с тем, Зиммель выделял в качестве основной причины конфликта отношения враждебности между людьми, которые противоположны отношениям симпатии. Труды перечисленных ученых оказали существенное воздействие на разработку основных научных положений современной конфликтологии.
Подробное описание и становление современной конфликтологии как науки
Оформление конфликтологии как современной отрасли научного знания произошло под влиянием идей немецкого социолога Ральфа Дарендорфа (род. 1929) и американского ученого Людвига Козера. Ими была предложена так называемая «конфликтная модель» общества, используемая в качестве концептуальной основы современных представлений о конфликте. В качестве основной причины социальных конфликтов они выделяли не отношения собственности, а перераспределение власти. Сформулированы более десяти позитивных функций конфликта, включены в сферу рассмотрения динамики конфликта организационные взаимодействия между людьми. Таким образом, впервые была сделана попытка «вписать» конфликт в идею общественного порядка. Определение конфликт, принадлежащее Л. Козеру, до сих пор является одним из самых распространенных в западной конфликтологии:
«Социальный конфликт может быть определен, как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника» (Л. Козер, 1968). Это определение конфликта универсально и может быть приложено к самым разнообразным конфликтным явлениям – от межгосударственных до межличностных.
Кроме того, Л. Козер развивал в своих трудах многоаспектный взгляд на конфликт, он исследовал условия, факторы возникновения конфликтов, их остроту, длительность и функции. Разработанная им концепция получила название «конфликтного функционализма». В рамках этой концепции впервые была сформулирована идея о позитивных функциях конфликта.
Американские психологи К. Боулдинг и Дж. Бернард развивали концепцию конфликтного функционализма и обогатили ее методологическими подходами к изучению и описанию конфликтных явлений разного рода.
В результате их трудов конфликтология начала складываться как особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.
Ощутимый вклад в развитие современной конфликтологии внесли отечественные ученые.
Основные этапы развития науки конфликтологии в России
В развитии отечественной конфликтологии можно выделить три этапа:
а) Первый этап (до 1924 г).Конфликт изучается в рамках философии, правоведения, психологии, но не выделяется, как самостоятельный предмет исследования.
б) Второй этап (1924-1989 гг.).Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление. Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии и даже в математике. Затем исследование конфликта продолжается в философии, педагогике, истории и политологии. Однако, в силу идеологических соображений, считается, что проблема конфликта при социализме неактуальна.
в) Третий этап (1990-настоящее время).Конфликтология начинает выделяться в самостоятельное учение, наблюдается увеличение ежегодного количества публикаций (от 165 до 290 у год), диссертационных работ, создаются научные центры и группы по исследованию и регулированию конфликта, издаются научные сборники, научные работы.
Исследования отечественных конфликтологов сосредотачиваются на следующих направления:
– Обоснование конфликтологической парадигмы, ориентирующей массовое сознание на понимание позитивной роли конфликта (Л.А. Петровская, А.А. Гостев, Я.Л. Коломинский);
– Раскрытие роли конфликтологии в анализе социальных взаимодействий как теории разрешения противоречий современного общества (А.И. Донцов, А.Г. Здравомыслов, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.И. Леонов. Б.Д. Парыгин);
– Обоснование общих методологических ориентиров экспертизы, прогнозирования и регулирования социальных конфликтов (Б.И. Хасан, В.С. Мерлин, С.М. Емельянов, Т.А. Полозова);
– Прояснение природы конфликтов и основных механизмов их развертывания (Н.В. Гришина, Е.С. Кузьмин, А.Л. Свенцицкий).
В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:
- Теоретическое признание конфликта в качестве закономерной характеристики социальных систем позволило перейти к более глубоким его исследованиям и решению задач управления конфликтами. Конфликтология оформилась как отдельная научная отрасль, имеющая междисциплинарный характер. Этому способствовало развитие конфликтологических начал в смежных областях науки;
- Современная конфликтология исходит из понимания конструктивной сущности конфликта, поэтому сосредотачивает внимание на исследовании разнообразных форм, причин и условий возникновения конфликтов, а также способов управления ими;
- В отечественной науке развитие конфликтологии было затруднено из-за господствовавших длительное время взглядов о бесконфликтном развитии общества. Изменение ситуации привело к резкому росту исследований в области конфликтологии.