Нейропсихологические исследования 5
Исследование интеллектуальных процессов
- Интерпретация содержания сюжетных картинок (симультанных и серийных).
Понимание морали пословиц, поговорок и метафор.
o Куй железо, пока горячо.
o Не всё то золото, что блестит.
o Цыплят по осени считают.
o Волков бояться - в лес не ходить.
o Один в поле не воин.
o Любишь кататься - люби и саночки возить.
o Слово не воробей: вылетит-не поймаешь.
o Кончил дело - гуляй смело.
o Как аукнется, так и откликнется.
- "Четвертый лишний" (предметный)
И.: "Какой из этих предметов лишний?" После того как ребенок ответил правильно, экспериментатор спрашивает: "Как одним словом назвать три оставшихся предмета или сказать о них одним предложением?"
"Четвертый лишний" (вербальный).
И.: та же, что и в пункте "а", с той лишь разницей, что исключается лишнее слово.
o Кошелёк, портфель, чемодан, книга.
o Часы, весы, очки, термометр.
o Иней, пыль, дождь, роса.
o Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.
o Самолёт, гвоздь, пчела, вентилятор.
o Бочка, бабочка, жук, очки.
o Роза, шуба, книга, яблоко.
- Аналогии
Простые и сложные аналогии (предметные). ВАРИАНТ 1.
ВАРИАНТ 2.
ВАРИАНТ 3.
Простые и сложные аналогии (вербальные)
СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ
- Сравнение понятий. И.: "Что общего и что разного у яблока и вишни?" или "Чем похожи и чем отличаются трамвай и автобус?".
- Выделение существенных признаков
И.: "Выбери в скобках те слова, без которых основное слово не может существовать".
- Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
- Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
- Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
- Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)
- Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)
- Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
- Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
- Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)
- Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
- Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)
- Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
- Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
- Тест Кэттела.
И.: "Найди справа (экспериментатор показывает) подходящее изображение для пустого квадрата". Очевидно, что приведенные эталоны не выравнены по сложности и предназначены для разных возрастных категорий.
Проведение нейропсихологической диагностики (при всей кажущейся ее простоте) - кропотливый, тщательно продуманный процесс.
Практически никогда с первого раза он не протекает так, как хотелось бы: то не успеваешь что-то записать, то ребенок начинает упрямиться и категорически протестовать против каких-либо (как правило, малодоступных ему)проб. Иногда даже бывает так, что через некоторое время после того, как ребенок ушел, понимаешь, что не исследовал самое главное для его типа развития. Хотя, казалось бы, провел полное нейропсихологическое обследование. Для предотвращения такого рода эксцессов необходимо как минимум (и не только на первых порах) подготовить протокол, заполнение которого структурирует процесс обследования и существенно облегчит вам работу.