Структура познавательно-поисковой деятельности следователя в информационно дефицитных ситуациях

Познавательная деятельность следователя проявляется в решении им системы простых и сложных мыслительных задач, в стратегиях реше­ния проблем, в творческом подходе к ситуациям, требующим позна­вательной активности.

Простые задачи решаются алгоритмически — путем выполнения ряда заранее известных правил. Так, обнаружение и изъятие матери­альных следов, процессуальная их фиксация — пример простой алго­ритмической задачи. Решение сложных задач связано с творческим, эвристическим поиском ответа.

Мышление следователя д.б. оперативным, то есть высокодинамичным интеллектуальным процессом, постоянно корректи­руемым условиями и результатами практической работы. Интеллект должен обладать такими качествами, как критичность, гиб­кость и продуктивность. Наиболее профессионально значимыми качествами интеллекта следователя являются проницательность и рефлексивность — способ­ность понимать людей и предвидеть их возможные действия.

Деятельность следователя по раскрытию и расследованию преступ­лений заключается в восстановлении истинной картины событий по их прямым и косвенным признакам — свидетельствам. Различаются два вида свидетельств (доказательств): прямые и кос­венные. По которым следователь воссоздает, реконструирует событие преступления, объективную и субъективную стороны состава преступления.

Если человек видел убийство и описывает, как оно произошло — это прямое свидетельство (доказательство). В большинстве случаев следователь располагает показаниями свидетелей об образе жизни убитого, о его взаимоотно­шениях с другими людьми, о психическом состоянии накануне гибе­ли, месте и времени убийства и др.

Раскрытие преступления по его следам — это глубоко психологи­зированный процесс знакового, опосредствованного отражения дей­ствительности. Возникновение следов имеет свои закономерности. Материальные следы могут нести информацию об антропологических и функцио­нально-психологических особенностях человека, о последовательно­сти произведенных им действий, о динамических характеристиках его движений — амплитуде, скорости и силе.

Психические следы — образы, так называемые личные доказатель­ства, выявляются методом расспроса. Для этого производятся соот­ветствующие следственные действия: допрос, очная ставка, судебно-психологическая экспертиза. Выявление психических следов имеет свою познавательную специ­фику — они могут быть обнаружены лишь на основе учета факторов, вли­яющих на образование психических образов и их воспроизведение.

Исследуя «психические источники», следователь должен дать им оценку, определить их истин­ность. Для этого необходимо знать психические особенности меха­низмов образования такого рода доказательств.

В отличие от материальных психические следы нестабильны, под­вижны, изменчивы, фрагментарны, имеют тенденцию к «стиранию». Степень закрепленности психических образов зависит от индиви­дуальных особенностей человека, его психического состояния, целей, установок и последующих психических наслоений. Следователь должен помнить, что люди описывают события субъек­тивно — под влиянием личностной и ситуативной апперцепции.

Профессионально направленная наблюдательность, способ­ность к систематизированному сопоставлению фактов, реконструкции явлений по их косвенным признакам, критичность и рефлексивность — таковы особенности мышления следователя.

Отражательно-познавательная структура следственной деятельности

-Получение информации о событии; осуществление проверочных действий=>

-Первичная систематизация информации, выявление типовой сущности события, производство неотложных следственных действий=>

-Формирование вероятностно-информационной модели расследуемого события=>

-Установление скрытых источников информации=>

-Запрос учетно-регистрационной информации

-Процессуальное закрепление информации=>

-Назначение криминалистических экспертиз=>

-Извлечение криминалистической информации первоначальными следственными действиями:

-Всестороннее эмпирическое исследование модели расследуемого события; получение системы доказательств в результате производства всех необходимых следственных действий

-Формирование достоверно-информационной модели расследуемого события. Итоговая оценка доказательств

Мышление следователя долж­но быть доказательственным, верифицирующим, характеризоваться проверяемостью всех сделанных выводов. При этом мыслительная деятельность следователя не является особым ви­дом мышления и подчинена общепсихологическим и логическим за­кономерностям + такие стороны мышления следователя, как доказательственность, объективность, критичность.

Учет доказательственной значимости исходных фактов, их экст­раполяция в реальные жизненные условия, вероятностно-модельный охват расследуемого события, видение разрывов в цепи расследуемо­го события, изыскание способов получения недостающей информации, проверка достоверности фактов и информационных источников — та­ковы основные характеристики следственного познания.

Главная задача познавательной деятельности следователя — полу­чение системы доказательств.

Одним из основных способов получения доказательств является идентификация (от лат. «identifico» — отождествляю). Доказательствен­ная сущность идентификации состоит в том, что она обеспечивает «сведение к одному» и в конечном итоге реализует правовой принцип индивидуализации вины и ответственности. На принципе отождествления основан весь процесс мыслитель­ной деятельности следователя. В связи с этим ведущими приемами становятся сравнение, классификация и систематизация. Идентификация основывается на том, что совокупность признаков любого объекта неповторима, уникальна. Следователь ориентируется на те устойчивые признаки объектов, которые информативны для целей расследования, несут идентификационную информацию.

Сложные следственные задачи отличаются неограниченностью зоны поиска. Их невозможно решить методом последовательного пе­ребора вариантов. Здесь необходим особый механизм мышления — эвристическое мышление: предвидение развития событий, моделирова­ние их механизма на основе актуализации соответствующих сфер пред­шествующего опыта, концептуальных знаний.Мышление следователя при решении сложных познавательно-поисковых задач основывается на гипотезе (версии). Гипо­теза (версия) дает высоковероятностную информацию о наличии су­щественных связей в определенной эмпирической базе, указывает путь познания при данных исходных условиях.

Все окончательные выводы следователя должны быть проверяемы системой удостоверенных фактов. Удостоверить — значит сделать что-либо достойным веры. При этом частные явления осмысливаются, осознаются в свете общепризнанных аксиоматических положений. И чем более типична расследуемая криминальная ситуация, тем боль­шее значение в ее расследовании приобретает дедукция — анализ час­тного случая в свете общеизвестных положений. От частного к общему. Чем специфичнее преступление, тем большее значение приобретает индукция — твор­ческое обобщение частного случая, исследование его причинной обус­ловленности путем сравнения, сопоставления, эксперимента.

В процессе расследования существенное значение приобретает про­фессиональная интуиция следователя. Интуиция (от лат. «intutio» — пристально смотрю) — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, мысленное схватывание сложной ситуации без развернутой системы рассуждений. Быстрота, свернутость мышле­ния, которой характеризуется интуиция, — необходимые качества следователя. Они вырабатываются на основе опыта, глубоких позна­ний как результат длительной интегрирующей деятельности сознания и подсознания в определенном направлении. Свои интуитивные догадки следователь проверяет посред­ством процессуально регламентируемых следственных действий, опира­ясь на всестороннее, полное и объективное исследование доказательств.

Наши рекомендации