Профессиография. Принципы составления профессиограмм
В 1920-1930-х гг. в России эмпирическое изучение профессий проводилось в двух основных направлениях. Первое предполагало обстоятельное описание и психофизиологический анализ профессий для решения задач профотбора, профконсультации, профобучения, рационализации рабочего места, профилактики утомления (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бернштейн, А. К. Гастев, С. Г. Геллерштейн, Н. Д. Левитов, И. Н. Шпильрейн и др.). Второе направление ориентировалось на классификацию профессий с целью их проектирования (С. Г. Геллерштейн, А. Ф. Лазурский, И. Н. Шпильрейн и др.).
Сложившиеся приемы и принципы оформились в специальный подход — профессиографию,под которой понимают описательно-техническую и психофизиологическую характеристику различных видов профессиональной деятельности.
В результате профессиографии составляются профессиограммы— свод знаний (социально-экономических, технологических, психофизиологических) о профессии и организации труда, а также психограммы профессий.
Психограмма— психологический «портрет» профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых данной профессией.
Некоторые исследователи полагают, что психограмма должна:
1) отражать необходимые и некомпенсируемые свойства, предъявляемые к любому среднему работнику;
2) отражать желательные свойства, определяющие возможность достижения высшего уровня профессионализма. Наиболее полная реализация этих требований обеспечивается при акмеологическом подходе.
А. К. Маркова в определении рабочих понятий профессиографии акцентирует внимание на субъекте труда как системообразующем факторе профессии: профессиограмма (включающая в себя и психограмму) — это обобщенная модель успешного специалиста в данной области; это научно обоснованные нормы и требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно их выполнять; психограмма есть описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Психограмма отражает социальную норму профессий.
Профессиографический подход к изучению особенностей деятельности субъекта включает в себя следующее:
1) схемы изучения профессии;
2) комплекс методов изучения;
3) правила организации эксперимента.
Схемы изучения представляют собой программу, включающую перечень вопросов, состав которых обусловлен конкретной целью исследования. В 1921 г. В. М. Бехтерев выдвинул идею о комплексном подходе к изучению профессий. Так, некоторые исследования трудовой деятельности субъектов проводятся совместно разными специалистами (инженер, врач, психолог).
Основные методы изучения профессий складывались исторически. Например, предложенный в 1924 г. И. Н. Шпильрейном трудовой метод позволял психологу, исполняющему в процессе исследования функции рабочего, следить за теми изменениями, которыми сопровождается постепенное овладение квалификацией, выделять активируемые профессией физические и психические функции, прослеживать влияние утомления, упражнения и адаптации на протекание этих функций в процессе трудовой деятельности. Одновременно уточнялись недостатки метода: профессии, требующие длительного освоения сложных навыков, не подходили для изучения трудовым методом, как и профессии слишком простые.
Использование экспериментального метода подчиняется общим требованиям, принятым в психологии (однородность выборок испытуемых, выделение объективных критериев оценки и др.).
В целом возможны разные подходы к изучению профессий и построению их профессиограмм:
комплексный (учитывается широкий круг характеристик: социальных, технологических, медицинских, гигиенических);
аналитический (анализ обобщенных нормативных и морфологических показателей структуры профессии. В первом блоке рассматриваются объективные характеристики профессии, выработанные общественным опытом, во втором — психологическая деятельность человека и требования к его качествам).
А. К. Маркова [88] предлагает задачно-личностный подход, при котором первоначально выделяют единицы деятельности (по типу модулей).
Профессиограмма должна отвечать ряду требований:
♦ четко выделять предмет и основные результаты труда;
♦ подчеркивать направленность труда на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм);
♦ не выделять отдельные составляющие профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая ее приоритетные составляющие;
♦ показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в процессе труда, позволяющие человеку выбирать оптимальные направления роста с учетом своей индивидуальности; показывать перспективы изменений в самой профессии;
♦ иметь направленность на решение практических задач (профотбор, обучение, рационализация трудовой деятельности);
♦ отражать некомпенсируемые профессионально важные качества.
Для упорядочивания и классификации профессии может использоваться описанный в литературе модульный подход.
Модуль профессии - это единица анализа профессии, типовой элемент, "строительный кубик" при создании описания профессии. Специалисты при сопоставлении профессий установили, что в структурах разных профессий есть как повторяющиеся элементы ("кубики"), так и различия. Отмечается, что профессии, схожие по одному признаку, могут отличаться по другому признаку, например, профессии водителя грузового автомобиля и водителя автобуса, имея общее в использовании транспортных средств, отличаются тем, что водитель автобуса должен обслуживать пассажиров. Оказалось более экономным при сопоставлении разных профессий оперировать этими общими типовыми элементами и на их фоне определять специфические составляющие для каждой профессии. Общее число модулей намного меньше, чем общее число профессий.
Из полного набора психологических модулей можно как из кубиков собрать характеристику любой из нескольких тысяч профессий.
Модуль профессии, состоит из двух частей:
· объективные характеристики типового элемента деятельности (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов) - левая часть модуля;
· психологические характеристики требований, предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу (например, для того же действия рабочему надо иметь объемный и линейный глазомер, точность как черту характера) - правая часть модуля. Эти психологические характеристики могут включать как требования к умственному, так и к личностному, развитию специалиста.
Каждая профессия обычно состоит из нескольких модулей. Задачи исследования - установить связь между объективными, характеристиками труда (предмет, орудия) и психологическими требованиями.
Примерные психологические качества, которые могут фигурировать в модулях профессии (острота зрения, глазомер, правильное цветоразличение, мышечная и температурная чувствительность, обоняние, пространственное представление, распределение и переключение внимания, быстрота реакции, координация движения, память, наблюдательность, оперативность мышления, эстетический вкус, эмоциональный облик и др.). Описаны примеры, когда одному модулю соответствует несколько профессий:
· типовые элементы деятельности - графические действия;
· психологические требования - пространственные представления, глазомер, концентрация внимания;
· профессии: чертежник-конструктор, портной, модельщик.
Понятие «модель специалиста» предполагает выделение:
1) профессиограммы, 2) профессионально-должностных требований (ПДТ), 3) квалификационного профиля (требования по разрядам, категориям).
Кроме того, при построении «модели специалиста» выделяют:
· модель реально действующего, «готового» специалиста, куда входят а) модель деятельности специалиста (цели, задачи, действия, операции); б) модель личности специалиста (традиционно личность определяется «личностными профилями», а фактически – системой ПВК);
· модель самой подготовки специалиста.