Изучение волевых качеств школьников методом самооценки
Используется модифицированный вариант известной методики Дембо – Рубинштейна, которая рассчитана на учащихся среднего возраста, но может быть использована и при изучении старшеклассников. Сначала с испытуемыми проводится беседа, в которой экспериментатор добивается верного и единообразного понимания ими воли и ее качеств. Воля трактуется как сознательная саморегуляция человеком своей деятельности, направленная на преодоление трудностей при достижении цели. Волевые качества личности вводятся с помощью описательных определений:
целеустремленность– умение подчинять свои действия поставленным целям;
настойчивость- умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;
выдержкаумение управлять чувствами, действиями и мыслями, мешающими осуществлению принятого решения;
смелость– умениепреодолеть страх и идти на оправданный риск для достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия;
осмотрительностьумение учитывать при принятии решений широкий круг значимых обстоятельств;
взвешенность– умение правильно оценивать особенности в силу влияния на достижение цели каждого значимого обстоятельства;
расчетливость- умение предвидеть ход деятельности и ее результата и строить свои действия с учетом этого прогноза;
рассудительность– умение предварять действия аргументированными рассуждениями;
самостоятельность– умение противостоять влияниям различных лиц и обстоятельств, которые могут отвлечь от достижения цели, действовать на основе своих взглядов и убеждений;
организованность– тщательное планирование и рациональная организация своей деятельности;
решительность– умение быстро, без колебаний принимать обоснованные и твердые решения;
исполнительность– старательное, аккуратное выполнение всех поручений и обязанностей в установленные сроки.
Желательно характеристики волевых качеств представить в виде плаката, слайда или отпечатать на бланках самооценки, если они изготавливаются типографским способом.
После беседы испытуемым выдаются бланки самооценки волевых качеств.
целеустремленность | |
настойчивость | |
выдержка | |
смелость | |
осмотрительность | |
взвешенность | |
расчетливость | |
рассудительность | |
самостоятельность | |
организованность | |
решительность | |
исполнительность |
Инструкция:На линиях, расположенных против каждого волевого качества, поставьте вертикальную черточку так, чтобы расстояние от начала линии до черточки показывало, насколько развито у вас это качество. Полная длина всей линии соответствует высшему уровню развития соответствующего качества. Затем отметьте на той же линии галочкой, до какого уровня надеетесь развить у себя это волевое качество к концу учебного года. Проделайте то же самое по каждому качеству, включенному в бланк.
Обработка результатов
1. Измерить в миллиметрах длины отрезков и перевести графические величины в числовую форму.
2. Построить индивидуальные профили актуального (по штрихам) и желаемого (по галочкам) уровней развития волевых качеств.
3. Вычислить среднее значение по группам качеств:
а) динамические – целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость;
б) когнитивные – осмотрительность, взвешенность, расчетливость, рассудительность;
в) практические самостоятельность, организованность, решительность, исполнительность.
4. Вычислить сумму баллов для каждого испытуемого.
Интерпретация результатов проводится с учетом субъективности полученных данных. Выводы, полученные в ходе их анализа, должны рассматриваться в качестве гипотез, которые следует проверить и уточнить с помощью других методов.
Суммы оценочных баллов лежат в интервале от 0 до 120. Они могут отражать как мнение о сформированности волевых качеств, так и уровень притязаний испытуемого. Тем не менее высокие суммы баллов, как правило, соответствуют высокому уровню сформированности волевых качеств. Подростки, в силу высокой значимости для них, особенно для мальчиков, скорее склонны к критической недооценке своих волевых качеств, чем к переоценке. Соотношение средних показателей по группам качеств показывает относительную сформированность побудительных, ориентировочных и исполнительских компонентов волевой активности школьников. Недостаточная дифференцированность оценок может свидетельствовать как о слабом развитии волевых качеств, так и о недостаточно сформированной рефлексии, либо о том и другом вместе. Для окончательного вывода привлекаются данные, полученные другими методами.
Конфигурация индивидуального профиля не только дает наглядную картину соотношения волевых качеств, но и позволяет выделить случаи необходимости психологической коррекции, когда профиль слишком выровнен или имеет экстремально выделяющиеся оценки. Описанная процедура может быть использована при изучении волевых качеств школьника методом обобщения независимых характеристик и экспертных оценок.
5.Одним из проявлений воли человека является его выдержка. На конкретных примерах покажите: умеет ли ученик владеть собой во время урока, при выполнении трудных заданий и т.д.; является ли выдержка привычной для него или требует больших усилий? В чем наиболее ярко проявляется невыдержанность испытуемого? Что вы в своей практической работе делаете для преодоления невыдержанности учащихся и развития выдержки как волевой черты характера? Дайте рекомендации учителя в учебно-воспитательной работе.