Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)

В современной отечественной психологии метод пиктограммы рассматривается как относительно простой по технике проведения и в то же время весь­ма продуктивный диагностический прием. К нему, как правило, обращаются при необходимости анализа различных нарушений мышления и памяти. В основном, он используется в рамках психиатрической клиники, что связано с историей его возникновения. Метод был предложен А. Р. Лурад как один из вариантов изучения опосредованного запоминания, а Г. В. Биренбаум (1934) с его помощью было проведено исследование особенностей мышления.

Цель. Выявление особенностей опосредованного запоминания и специфи­ки мыслительной деятельности ребенка.

К данной методике применимы обоснования, которые приведены в описании предыдущей методики (Опосредованное запоминание по А. Н. Леонтьеву}, Но в отличие от последней, метод пиктограммы представляет значительно бо­лее широкие возможности для исследования ассоциативного процесса, самостоятельной продукции ребенка. Это объясняется меньшей предопределенно­стью, меньшей регламентацией процесса мышления условиями исследования.

Применение методики показало ее особую ценность как инструмента диф­ференциальной диагностики в изучении изменений мыслительной деятельно­сти взрослых и подростков.

Вместе с тем в методическом плане существует факт признания проектив­ного характера метода. В настоящее время появились исследования, отражаю­щие в себе эту тенденцию. Проективно-личностный характер ответов испытуемых становится особенно очевидным в случае применения метода пиктограммы к контингенту здоровых взрослых и подростков. Одной из наиболее полных схем анализа данных является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского.

Возрастной диапазон применения. В детском возрасте методика может быть использована, начиная с 8-9-летнего возраста. Это объясняется тем, что со­временные дети характеризуются определенной слабостью и недостаточной дифференцированностью зрительных образов вплоть до младшего школьного возраста. Лишь в отдельных случаях (для исследования личностных осо­бенностей детей с вариантами асинхронного развития) возможно использова­ние метода и в более юном возрасте. В любом случае, необходимым условием использования методики является достаточная сформированность графиче­ской деятельности в соответствии с условными возрастными нормативами.

Процедура проведения и регистрации результатов

Для проведения исследования не требуется какого-либо специального тес­тового материала. Ребенку дается лист бумаги (стандартный формата А4 и простой карандаш, желательно средней мягкости — ТМ) и сообщается, что ему нужно будет запоминать слова, но по-особенному.

Инструкция 1. «Я буду говорить слова и словосочетания (последнее — в вари­анте для более взрослых детей), а тебе нужно нарисовать что-нибудь такое, что поможет вспомнить каждое слово. Можно рисовать, как получается, лишь бы это помогло тебе вспомнить слово. Единственно, нельзя писать ни букв, ни цифр».

Если ребенок отказывается от выполнения, ссылаясь на то, что он не хочет или не любит рисовать, имеет смысл сказать, что это не трудно и нужно просто изобразить (как получится) то, что напомнит слово.

Затем дается первое словосочетание. Как правило, это «веселый праздник» или «вкусный ужин». То есть первыми должны предъявляться эмоционально положительно окрашенные слова. При этом не следует выражать свое изумле­ние или высказывать свое неодобрение, если ребенок рисует какие-то необыч­ные или многопредметные рисунки. Можно лишь попросить его работать быстрее.

После каждого рисунка ребенка просят объяснить, как или почему именно этот рисунок напомнит слово. В протоколе регистрируются предъявляемое слово, латентное время начала рисования, характер рисунка и его особеннос­ти, объяснения ребенка по поводу собственного рисунка и его связи со сло­вом, а также наличие каких-либо особых реакций и по поводу предъявляемого слова, и по поводу самого рисунка.

В процессе исследования психолог варьирует порядок задаваемых ребенку слов и словосочетаний в зависимости от того, насколько легко ребенок уста­навливает опосредующие связи, предлагая то более легкие, то более трудные, конкретные или абстрактные словосочетания (типа «сомнение», «развитие», «справедливость»). Обычно предлагается запомнить таким образом от 7 до 10 слов или словосочетаний. Объем предъявляемого материала зависит от возра­ста ребенка, темпа его деятельности, а также от специфики самих рисунков ребенка и их объяснения.

После выполнения задания лист с рисунками откладывается и предъявля­ется через некоторое время (от 30 минут до 1 часа) для воспроизведения за­помненных слов.

Инструкция 2. «Посмотри на свой рисунок. Для какого слова он нарисован? Вспомни это слово».

Можно предложить записывать соответствующие слова (словосочетания) под рисунком, а можно, указывая ребенку на изображения (чаще всего в слу­чайном порядке), просить его называть слово.

В протоколе, помимо объяснений ребенка, фиксируются все речевые и эмо­циональные реакции, а также кратко описывается суть самого рисунка и его характеристика (конкретный, схематичный, абстрактный, излишне детализи­рованный и т. п.). Ниже приведен классический, существующий, по крайней мере, с 50-х годов, перечень возможных к использованию слов и словосочета­ний. Несомненно, что в настоящее время могут быть использованы и другие слова. На наш взгляд, к данному перечню слов следует относиться как к клас­сическому и неизменяемому стимульному материалу.

Примерный перечень предъявляемых слов и словосочетаний

1. Веселый праздник 10. Дружба

2. Тяжелая работа 11. Темная ночь

3. Развитие 12. Мысль

4. Вкусный ужин 13. Справедливость

5. Смелый поступок 14. Сомнение

6. Болезнь 15. Теплый ветер

7. Счастье 16. Обман

8. Разлука 17. Богатство

9. Ядовитый вопрос 18. Голодный ребенок

Наши рекомендации