Изучение школьников, больных шизофренией
По мнению Г. Е. Сухаревой, следует различать шизофрению детского возраста и шизофрению подросткового возраста. Вместе с этим в зависимости от темпа течения заболевания и его особенностей протекания выделяют остротекущие и вялотекущие формы, имевшие начало в детском возрасте. Психические процессы, протекающие при этих двух формах, безусловно, имеют отличия. Однако можно отметить и сходство качественных особенностей шизофрении при всех формах. При этом большое значение имеет интенсивность протекания болезненного процесса. Чем острее проявляются психические нарушения, чем ярче нарушения личности больного и сильнее степень выраженности болезни, тем сильнее его дезинтеграция.
Известно, что особое значение при шизофрении имеют личностные нарушения. Одним из первых признаков начала психического заболевания ребенка является выключение его из жизни коллектива, изменение отношения к себе, к окружающим людям, к учебе и др. Личность больного ребенка теряет свое единство и утрачивает связь с миром людей. Это проявляется в возникших «страшных мыслях» о будущем, в мрачном и отрешенном настроении, в предположениях о том, что окружающие люди (и в первую очередь близкие) плохо к нему относятся. Больной ребенок замыкается в себе и аутизируется в своих переживаниях. У него постепенно затухает и теряется стремление к осуществлению какой-либо деятельности, возникает полная отрешенность от окружающего мира. Так, например, некоторые больные подростки жалуются на то, что у них «нет внутренней жизни, нет центра, нет стремлений».
Кроме перечисленного выше, при шизофрении страдают все психические процессы. Нарушения восприятия больных шизофренией характеризуются затрудненностью перцепции целостного образа. Воспринимаемый больным ребенком образ расщеплен, фрагментарен, в нем отсутствует целостность. Окружающий мир воспринимается и перерабатывается односторонне. У детей наблюдаются большие затруднения при выделении наиболее значимых и существенных элементов окружающих явлений. Некоторые детали картин могут быть интерпретированы больным ребенком
по-своему. Так, например, мальчик 11 лет, рассматривая картинку, на которой была изображена лодка со стариком-гребцом и пассажирами, переезжающими через реку, обратил внимание только на старика с веслом и сказал, что здесь ловят рыбу. Очень часто при описании картин с содержанием эмоционального характера дети не понимают и не обращают внимания на этот аспект. Они остаются равнодушными к смыслу переживаний персонажей картины.
В острой стадии шизофрении восприятие может подчиняться эмоциям больного ребенка. Это ведет к полной потере объективности восприятия сюжета. Напротив, вяло текущий процесс у больных детей может характеризоваться достаточно адекватным восприятием реально происходящих событий или изображенных на картинке.
Известно, что произвольное внимание страдает при любых заболеваниях, а непроизвольное оказывается более сохранным. Недостаточность активности произвольного внимания у детей, больных шизофренией, объясняется отсутствием у них интереса к какой-либо деятельности. Выполнение любого задания этими детьми возможно лишь после усиленной и целенаправленной стимуляции. Непроизвольное внимание сохраняется даже в самых тяжелых случаях протекания заболевания. Об этом свидетельствуют их последующие высказывания. Для детей, больных шизофренией, характерна также и способность к распределению внимания, но только в специально созданных ситуациях. Создающей подобную ситуацию может быть автоматическая деятельность, такая, как, например, механическое зачеркивание цифр, букв или заштриховывание рисунка. Такие виды деятельности позволяют, учитывая состояние больного, вывести его из аутистического состояния и дать ему возможность осмыслить действия.
У детей, больных шизофренией, могут быть нарушены все виды памяти. В целом, запоминание как мнестический процесс у больных шизофренией характеризуется избирательностью, причудливостью и желаемостью. Больной ребенок может не воспроизводить предложенный к запоминанию материал, а вспоминать только то, что хорошо помнит и знает (например, стихи, поговорки и др.). Запомнить он также может только то, что было, на его взгляд, важно (чаще это второстепенные детали, которым он придает особое значение). Исследования показывают, что запоминание словесного, а часто и числового материала детьми с шизофренией осуществляется легче, чем зрительного. На процесс запоминания сильно влияет и состояние больного ребенка в данный момент. Если он вял и не может сосредоточиться, то и объем запоминаемого материала чрезвычайно сужен.
Процесс сохранения материла также весьма краток. Происходит постепенное забывание полученных впечатлений, и из памяти все больше и больше вытесняются усвоенные факты. Процесс забывания также характеризуется избирательностью и особым эмоциональным отношением к запоминаемым фактам.
Детям, больным шизофренией, свойственна фиксированность на неприятных и тяжелых воспоминаниях, связанных в первую очередь с сохранением их жизнедеятельности. Их могут посещать мысли о собственной гибели. При вяло текущем процессе и достаточно высоком общем развитии память может быть сохранна и даже развита в большей степени как логическая, чем механическая. Обследование больных детей методом пиктограммы показывает, что их рисунки носят в основном схематический и фрагментарный характер.
Характерным своеобразием отличаются представления больных детей. Часто больные дети ссылаются на ирреальность происходящего, им кажется, что они как во сне (в сказке, виртуальной реальности и т.д.). Смысл представлений выхолощен. Удержание представляемого образа требует чрезмерных усилий. Представления мимолетны и быстро ускользают. Особые трудности при обучении в школе вызывают предметы, связанные с формированием абстрактно-логических представлений, - геометрия и черчение.
Воображение играет большую роль в деятельности детей младшего возраста. Формирование игровой деятельности у детей предполагает развитие воображения и символической функции игры (Д. Б. Эльконин). В школьном возрасте склонность к фантазированию уменьшается и трансформируется в способность к абстрактно-логическому мышлению. У здорового ребенка фантазии тесно связаны с реальным миром. Ребенок придает предметам, с которыми играет, черты и характеристики, свойственные одушевленному миру (кукла - это дочка). Наделение используемых в игре предметов воображаемыми качествами лишь поднимает мышление ребенка на новый виток восприятия и осмысления окружающего мира, а не нарушает взаимосвязь с ним. Например, у дошкольника в игре «дочки-матери» в качестве предметов, имитирующих их аналоги из «взрослой» жизни, применяются кубик вместо мыла, палочка вместо ложки, кусок ткани вместо одеяла, жест руками, символизирующий еду или питье. Все предметы и действия, используемые ребенком в игре, обозначают и воспроизводят ситуации, свойственные только реальному миру и взаимоотношениям между людьми.
Для детей, больных шизофренией, характерен синдром патологического фантазирования, когда ребенок полностью поглощается патологической продукцией и теряет связь с реальностью. Больные дети придают окружающим их предметам такие свойства, которые те никогда не имели. Для организации игры они придумывают, создают себе воображаемых, иллюзорных товарищей по игре: беседуют, играют, дерутся с ними, могут побеждать или проигрывать им. Девочки-подростки проявляют склонность к иллюзорной мечтательности, причем процесс мечтаний может протекать у них наравне с восприятием реального мира. Таким образом, ребенок оказывается живущим в двух мирах.
При обследовании подростков с помощью теста Роршаха у них были выявлены аффективные переживания и страх перед изображаемым, которое воспринимается как движущиеся предметы или страшные животные.
Одной из основных особенностей нарушения познавательных процессов у больных шизофренией является расстройство мышления. При шизофрении особенно ярко выступает дисгармоничность всего мыслительного процесса. Отмечаются следующие нарушения мышления у детей: слабость процессов обобщения, невозможность выделить главное и обобщить целое, вычурность и избирательность осмысляемого материала.
Некоторые дети имеют достаточно высокий уровень вербального мышления и испытывают большие затруднения при выполнении заданий на уровне конкретно-наглядного мышления. Легкость при выполнении заданий на вербальном уровне сопровождается интересом к словообразованию и созданием неологизмов, вычурностью объяснений и постепенным уходом от реальности. Детям трудно работать длительно и целенаправленно, они не стремятся к результату, а пытаются заменить продуктивную деятельность пустыми разговорами, уводящими от предъявляемой деятельности в мир патологических фантазий. У больных детей нарушается процесс регуляции течения своих мыслей. В остром состоянии мышление ребенка лишается направленности и распадается на разноплановые ассоциации. Единство мыслительного процесса расщепляется. Дети не могут закончить одну мысль, соскальзывают на другую, которая неожиданно пришла в голову. Часто они жалуются на то, что возникающие мысли им не принадлежат и внедряются в их голову из другого мира. Эти мысли могут быть для детей многозначны, собственно они и отражают фантастический мир больного ребенка. Борьба с посторонними мыслями замедляет умственную работу детей и приводит к сильному утомлению и истощению.
Объясняя смысл отвлеченных понятий, дети часто дают амбивалентные ответы. Например, смысл метафоры «золотая голова» может раскрываться в двух вариантах: как «умный человек» и как «голова с волосами из золота». А пословица «Куй железо пока горячо» может объясняться как «Не упускай время, момент» и одновременно, как «Чайник тоже горячий, когда кипит. Он железный, поэтому и горячий». В этом выявляется следующая особенность мыслительной деятельности детей с шизофренией. Они дают ответы в двух планах (отвлеченном и буквальном), так как не выдерживают единой линии осмысления отвлеченного понятия. Для детей, больным шизофренией, характерна лабильность в установлении логических отношений между предметами и явлениями реального мира.
Особые затруднения вызывает у них процесс обобщения, так как больные шизофренией дети оперируют преимущественно разрозненными разноплановыми понятиями. При осуществлении классификации дети устанавливают несуществующие связи между предметами действительности. Например, в одну группу могут быть помещены растения, животные и люди по той только причине, что все они живые существа. Человек может быть объединен в одну группу с каким-либо видом транспорта и одеждой, которую носят люди, работающие на этом транспорте.
При острых приступах мышление больных детей становится разорванным и бессвязным. Речь представляет бессмысленный набор слов. Предложения могут строиться грамматически верно, но смысл и логика изложения в них будет отсутствовать. Фраза становится отрывистой и немногословной. Больные дети жалуются на то, что им трудно думать в такой момент («ничего не думается», «мысль удержать в голове очень трудно»).
При вяло текущей шизофрении наблюдается тот же симптом нарушения целенаправленности деятельности и лабильности протекания логических процессов. Но эти особенности выражены в меньшей степени. Многие дети при относительно хорошем уровне протекания мыслительных операций жалуются на возникшие трудности в учебе, вклинивание в сознание мыслей, как бы противоречащих друг другу. Дети характеризуют подобные состояние как «наводнение мыслями». Текущий поток постоянно меняющихся мыслей мешает сосредоточиться на одной из них или на изучаемом предмете. В связи с этим дети вынуждены перечитывать по нескольку раз текст задания, чтобы уловить его смысл. Но это им удается с трудом, так как смысл читаемого все время теряется. Это приводит к нерешительности и неуверенности ребенка, дающего при ответе два варианта. Такой характер нарушений выявляет расщепление единого мыслительного процесса и потерю его целенаправленности. При формально хорошем интеллекте дети жалуются на изобилие лишних мыслей, их остановку и затрудненность сообразительности. Дефект целенаправленности может проявляться и в постоянном «соскальзывании» с задачи на значимые для ребенка воспоминания.
В речи ребенка, страдающего шизофренией, также имеются свои особенности. Фраза изобилует эпитетами и многочисленными описаниями и постепенно приобретает вычурный характер. В некоторых ситуациях наблюдается возникшее вдруг отсутствие понимания смыслов простых слов, которое затем может и восстановиться. Возникающие ассоциации носят совершенно особый беспредметный характер. Они могут устанавливаться по принципy подбора части к целому (рука - кисть или собака - хвост), нереальных связей (ключ - собака, так как ее можно запереть на ключ) или беспредметных связей (рука - что, любить - кого, стыдно - почему, страшно - почему).
Характеризуя особенности протекания мыслительных процессов при шизофрении, особо следует отметить нарушение целенаправленности мыслительных операций и связанную с ним общую стабильность смысловых установок и разрыв ассоциаций.
В остром состоянии эти особенности шизофренического провеса могут проявляться более длительно, а в состоянии вяло текущего процесса дефект целенаправленности носит эпизодический характер, который сменяется состоянием компенсации.
Шизофренический дефект - это понятие, которое включает в себя различные стадии протекания заболевания. Процесс может остановиться на любой стадии, возможны и обратимые состояния. Но в большинстве случаев шизофренический дефект накладывает отпечаток на всю психическую структуру больного ребенка.
В том случае, если заболевание манифестирует довольно стойко, проявляется резко выраженное снижение интеллектуальной активности. Дети становятся пассивными, вялыми. Они могут работать только при усиленной стимуляции, в течение небольшого отрезка времени и используя знакомый алгоритм действий. Любая самостоятельная работа, предполагающая интеллектуальные усилия, оказывается для них непосильной. Снижение интеллектуальной активности ведет к распаду мыслительных процессов.
Одним из важных признаков шизофренического дефекта является нарушение мыслительных операций обобщения и классификации. Больные дети могут долго, подробно и вычурно описывать отдельные признаки какого-либо явления или предмета, но понять его как целое не в состоянии. Они затрудняются также в использовании слов, обозначающих обобщающие понятия. Девочка 15 лет при попытке классифицировать предметные карточки объединяет в одну стопку «учебник», «ученицу», «тетрадь» и «ручку». Свои действия она объясняет тем, что «все здесь относится к учению», а «учение -это свойство учебника, поэтому по нему учится ученица. В тетрадь записывают ручкой то, что в учебнике». Таким образом, правильно назвать слово, обобщающее понятие, девочка не смогла.
При выполнении заданий с помощью кубиков Коосса или куба Линка дети «соскальзывают» на более низкие формы работы и используют приемы проб и ошибок, которые обычно имеются в практике детей младшего дошкольного возраста.
Некоторые дети осуществляют классификацию по ситуационным признакам (ребенок и тетрадь могут оказаться в одной группе, так как ребенок может рисовать или писать в тетради). У некоторых детей мышление оказывается выхолощенным, непоследовательным, чисто формальным. Часть детей может сохранить хорошую память, но предъявляемые сведения будут иметь отвлеченный характер. Ассоциативный процесс у таких детей характеризуется заторможенностью. В ответах выявляются большие задержки из-за присутствия резонерских рассуждений, определяющих направление мысли.
Возникающие трудности логической переработки материала вызывают у некоторых детей ее подмену аффективными переживаниями. Наряду с субъективной оценкой в суждениях детей ярко проявляется вычурность. Итак, одним из следствий нарушения мышления при шизофрении является его «соскальзывание» на более низшую, элементарную ступень развития. Такие дети могут оперировать лишь конкретными, наглядными связями, а отвлеченный смысл понятий им недоступен.
Мышление при шизофрении имеет следующие особенности:
нарушены процессы обобщения и классификации, при поверхностном обобщении часть начинает играть роль целого;
место логических связей занимают аффективные и субъективные связи.
В речи проявляются многословие и резонерство.
Личность характеризуется эмоциональной опустошенностью, отсутствием интересов и бездеятельностью.
Однако существуют особенности, маскирующие интеллектуальный дефект при шизофрении. К ним относятся умение говорить и многословие, граничащее с резонерством, а также сохранная память. Эти характеристики могут достаточно длительно позволять больному ребенку маскировать недостатки эмоционально-личностной и интеллектуальной сферы.
При шизофрении наблюдаются также нарушения эмоционально-волевой сферы. Отличительной характеристикой этих нарушений является эмоциональная холодность, отсутствие дружеских контактов, потеря чувств симпатии и добра к людям. Дети становятся грубыми и даже жестокими и злобными, несмотря на возможную общую корректность поведения.
Некоторые дети считают, что сначала они должны порассуждать о предмете, а затем уже установить к нему свое эмоциональное отношение. Многие дети тяжело переживают наступившую интеллектуальную недостаточность, и это может провоцировать у них суицидальные мысли. У некоторых подростков, больных шизофренией, отмечается повышенный интерес к событиям давно минувших эпох или к отвлеченным, не связанным с их жизнью непосредственно (любовь к Греции, хотя ребенок никогда там не был и не изучал ее культуру или историю). И как противоположное этому влечению, выявляется отвращение к собственному окружению, быту и пр. При этом часты проявления стойкого негативизма.
Дети, больные шизофренией, страдают также ослаблением воли. Чаще их поглощает апатия и нежелание делать что-либо продуктивное. Они жалуются на то, что не могут выполнять трудную работу, что всякая работа сложна и если ее делать, то совсем исчезнут силы и можно умереть. При осуществлении любой деятельности дети не проявляют инициативы и нуждаются в постоянном стимулировании, иначе подсказанный импульс быстро угасает.
Процесс усвоения знаний детьми, страдающими шизофренией, имеет свои особенности. Они могут плохо успевать по всем предметам в течение года и еле-еле осваивать программу. Но к концу учебного года в хорошем состоянии и немного позанимавшись, они могут выполнить программу и сдать экзамены.
У некоторых детей может проявляться дисгармоничность развития психических процессов: хорошая фразовая речь, память, логическое мышление и достаточно низкое наглядно-действенное мышление, нарушение обобщения на предметном уровне, неумение подобрать обобщающее слово. Может отмечаться также недоразвитие пространственной сферы и волевых импульсов. Возможны несоответствия в скорости протекания как речевой деятельности (очень быстро), так и предметной (замедленно).
У некоторых детей могут проявиться элементы инфантилизма при интерпретации пословиц и поговорок. Они могут выполнять классное задание и одновременно думать о другом, предаваясь своим фантазиям. Ответы по содержанию оказываются формальными и пустыми. Иногда наблюдаются элементы автоматических ответов. Дети могут верить в сверхъестественные силы и духов. Характерными оказываются задержки в мыслях (при ассоциативном эксперименте) и расщепление мысли (мысль в двух планах -реальном и ирреальном). В целом мышление приобретает формальный характер, нарастают апатия, вялость и пассивность. Происходит снижение личности.
Шизофрения в подростковом возрасте
В подростковом возрасте шизофрения имеет свои особенности. При остром приступе могут возникать спутанность сознания, пространственная и временная дезориентация, вспышки двигательного и речевого возбуждения. Возникает нарушение восприятия единства собственной личности, когда больной ребенок представляет себя одновременно разными историческими личностями. При этом в речи возникает повышенная продуктивность, но сама по себе речь не выполняет социальной коммуникативной функции, а является собственно внутренней речью. Страдает внимание, оно теряет устойчивость и перескакивает от одной мысли к другой. Страдает и память, она оперирует автоматически только материалом, зафиксировавшимся в прошлом подростка.
Вся психическая сфера, лишенная синтетического единства, распадается на ряд переживаний, не связанных между собой и обнаруживающихся в виде ассоциаций, возникших из прежнего опыта.
Иногда наблюдается более благоприятное течение заболевания, не приводящее к стойкому интеллектуальному дефекту. В этих случаях на пике заболевания наблюдаются нестойкость внимания, расплывчатость восприятия, неадекватные и вычурные ответы. В состоянии ремиссии все высшие психические функции могут восстановиться.
Состояния, сходные с шизофренией в подростковом возрасте
Подростковый кризис может отмечаться состоянием, сходным с шизофренией. Многие авторы отмечают, что у подростков в пубертатном периоде иногда наблюдаются особенности характера напоминающие шизофренные проявления, а именно: склонность к излишнему самоанализу, резонерство, манерность и дурашливость. Задача специалиста заключается в том, чтобы отдифференцировать состояния, сходные с шизофренией, от собственно болезни.
Особенно легко такие нарушения поведения возникают у подростков с шизоидной акцентуацией характера или отдельными шизоидными чертами в структуре характера. При неблагоприятных микросоциальных условиях подобные поведенческие нарушения могут возникать у подростков с неустойчивой, гипертимной, истероидной акцентуациями характера. Часто поведенческие нарушения возникают у подростков, имеющих признаки раннего органического поражения головного мозга.
Следует помнить, что пубертатный возраст характеризуется определенными изменениями и подъемом жизнедеятельности организма подростка. Эта перестройка ведет подростка к особому переживанию своей личности. Его эмоциональный фон характеризуется в этот период большим непостоянством, быстротой чередования противоположных настроений, иногда повышенной раздражительностью, резкими подъемами и спадами настроений, повышенной утомляемостью, снижением работоспособности.
Подросток становится особенно чувствительным к своей внешности: он склонен к гиперболизации ее возможных несовершенств. И это может восприниматься подростком особенно тяжело. Часто кажущиеся несовершенства собственной внешности связываются подростками с уровнем своего интеллекта или положения в значимой группе сверстников («Я некрасивая, потому что у меня румяное и круглое лицо. Я неинтересная и глупая для своих друзей»).
Снятие внутренних личностных конфликтов подростка происходит при благоприятном социальном окружении. Бурные переживания своей личности безболезненно гармонизируются в том случае, если подросток активно включен в социальную жизнь и не прекращает дружеских контактов со сверстниками и близкими. В контексте этого положения особенно важна роль родителей и учителей, которые должны быть максимально внимательны и терпеливы к некоторой неадекватности поведения детей и появившимся у них новым потребностям. Особо уязвимой сферой у подростков становится их образ в глазах друзей и значимых взрослых.
В неблагоприятных социальных условиях острота переживаний подростка увеличивается, что может привести и к патологическим реакциям. Глубинные личностные переживания могут также сделаться источником болезненных состояний.