Описание наиболее типичных сюжетов (историй) при работе с изображениями
Ниже представлены типичные сюжеты, возникающие у детей при рассмотрении тех или иных изображений.
При рассказе по первому изображению:
□Взаимодействие детей между собой, их совместный поход куда-либо.
При этом один из персонажей может по каким-либо причинам оставаться или же, наоборот, уходить в одиночестве, может просить взять его с собой и т. п.
□ Взаимодействие взрослых и ребенка — чаще всего как одной семьи. Здесь также возможен совместный поход куда-либо либо уход только родителей, либо одного из родителей, либо просьба остаться, не уходить.
□ Взаимодействие малознакомых или незнакомых людей (детей между собой или детей со взрослыми) с целью знакомства или выяснения каких-либо вопросов (например, как пройти).
При рассказе по второму изображениючаще всего звучат следующие сюжеты:
□ Ожидание кого-либо (друзей, знакомых, родителей) или чего-либо (например, проезда машин, чтобы перейти улицу).
□ Ответ у доски перед родителями, учителями, чужими взрослыми (в том числе за какие-то проступки), выступление на сцене и т. п.
□ Самостоятельный поход или поездка куда-либо (порой, в тайне от других детей или взрослых, нередко авантюрного характера).
□ Одиночество, заброшенность, потерянность, невозможность найти выход из какой-либо ситуации, страх этого одиночества.
При работе с третьим изображениеммогут возникнуть такие сюжеты, как:
□ Противопоставление одного из членов детской группы другим или противопоставление взрослого детям (как конфликтного, так и всего лишь позиционного).
□ Взаимодействие детей в игре или какой-либо иной деятельности, аналогичное взаимодействие и детей (героя), и взрослых, либо только взрослых.
□ Противопоставление какого-либо одного члена семьи другим, как правило, в ситуации конфликта.
□ Темы знакомства, потребности в контактах, одиночества, страха и т. п.
При работе с четвертым изображениемчаще всего возникают сюжеты:
□ Взаимодействие (дружеское) с животным (собакой, реже с кошкой).
□ Нападение животного на ребенка или взрослого, страх этого нападения. П Агрессивное поведение ребенка или взрослого (может быть, одного из родителей) по отношению к животному.
□ Одиночество, желание завести собаку, сюжеты расставания (прощания) с животным и др.
□ Взаимодействие двух людей (когда фигура справа не воспринимается как животное). Само взаимодействие может носить разнообразный характер (например, общение мужчины и женщины).
□ Отношения хозяина и раба, начальника и подчиненного. Основная тема при этом — унижение одного другим.
При рассказе по пятому изображениюобычно возникают темы:
□ Пробуждение (родители будят в школу или детский сад), друзья приходят и зовут с собой.
□ Болезнь — ребенок болеет (болезнь может быть и результатом драки), а к нему приходят дети или взрослые, в том числе врачи.
□ Страх за состояние здоровья кого-либо из близких людей.
□ Смерть, страх смерти.
□ Убийство, совершенное двумя другими.
При работе с шестым изображениеммогут возникать темы:
□ Опасность (ползет, еле держится, находится на краю, вот-вот упадет).
□ Специальные занятия (ребенка или взрослого) — физкультура, альпинизм.
□ Одиночество, страх, «край» (в некоторых случаях данное понятие определяется как край жизни).
□ «Нейтральное» передвижение (просто ползет).
□Физическая ущербность (ребенка или взрослого) и другие темы. О При работе с седьмым изображениемчасто возникают сюжеты:
□ Совместная игра детей или ребенка с взрослым (в том числе с одним из родителей).
□ Конфликт между детьми или между ребенком и взрослым (в том числе содним из родителей).
□ Опасность воздействия со стороны другого человека (ребенка или взрослого, в том числе родителей).
При работе с последним — восьмым — изображениемвозникают темы:
□ Взаимодействие ученика и учителя (в том числе конфликтное).
□ Принятие пищи и конфликты или пристрастия вокруг этой деятельности.
□ Купание, страх воды, обнажения (иных аналитически значимых ситуаций).
□ Отношение к младшим в семье (чаще всего ревностное и/или конкурентное).
□ Страх смерти (при купании, еде и т. п.).
□ Взаимодействие ребенка и одного из родителей по поводу успеваемости.
□ Физический недостаток или травма.
Анализ и интерпретация результатов
Приступая к интерпретации полученных результатов, важно иметь хорошее представление о некоторых основных принципах, лежащих в основе интерпретации таких проективных техник, как ТАТи CAT.
Ребенка просят описать ситуацию, то есть истолковать предъявляемое изображение, передав его смысл. Отвечая на нашу просьбу рассказать историю, ребенок вынужден в своей интерпретации выйти за пределы объективных сведений, предлагаемых изображением. Он делает это в своей манере, зависящей как от его эмоционального и жизненного опыта, так и от сиюминутного состояния, которое проявляется под влиянием предложенного стимульного материала.
Если согласиться с Л. Беллак в том, что в структуре личности существует преемственность мотивации, можно представить следующее сравнение:«.. .если взять из реки пробу в местах различных и относительно близких, химический анализ состава дает очень похожие результаты. Каждое ведро воды будет показательным для целого. А любая проба будет отражать химический состав всей воды. Не вдаваясь в новые аналогии ... будем считать, что интерпретация стимульного материала теста представляет данные, в которых личность представляется как континуум психического». Кроме того, можно дополнить полученные данные соотнесением их с другими ответами ребенка и тем самым сделать заключение об особенностях аффективно-эмоциональной сферы ребенка по аналогии с предложенными переменными в интерпретации Л. Беллака.
1. Основная тема
В целом, наибольший интерес представляет то, что ребенок «берет» из изображения и почему он рассказывает именно эту историю (делает эту интерпретацию). Вместо того чтобы делать выводы из анализа одной истории, лучше иметь возможность найти общий знаменатель, общие тенденции в нескольких историях. Таким образом, интерпретация состоит в том, чтобы обнаружить общее в моделях поведения ребенка. В этом смысле можно говорить о теме одной или нескольких историй. У младших детей (3-4 года) она обычно очень простая. И, наоборот, тема детей старшего возраста может оказаться гораздо более сложной. История часто содержит и несколько тем, связанных друг с другом достаточно сложным образом.
2. Основной герой
Мы исходили из того, что ребенок рассказывает историю, которая его касается непосредственно, но так как история может включать несколько персонажей, необходимо понять, где тот персонаж, с которым ребенок идентифицирует себя. Для этого необходимо уточнить критерии для выделения героя среди других персонажей: герой — персонаж, вокруг которого непосредственно выстраивается история. Это тот, который более других совпадает с субъектом по возрасту и полу. История рассказывается обычно с его точки зрения или о нем.
Эти критерии идентификации верны, но не всегда. Случается, что существует более одного «героя» и субъект идентифицирует себя с двумя или каждым из них последовательно или ребенок идентифицирует себя с героем противоположного пола: очень важно отличать случаи идентификации такого рода.
Иногда объект идентификации — персонаж второстепенной важности: это могут быть его интересы, желания, недостатки, дарования, оплошности, приписываемые герою, которыми ребенок либо обладает, либо хочет, но боится обладать. Важно отметить уровень соответствия героя, то есть его способность соответствовать обстоятельствам, с точки зрения адаптации к среде, в которой он существует. Соответствие героя ситуации — лучший способ оценки силы «Я» самого ребенка. Исключение составляют случаи, в которых история является компенсаторным удовлетворением желания.