Личность, как психологический феномен
1. Понятие личности
Личность – это сложное, многогранное явление общественной жизни (личность не может быть вне общества, как сознание); продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития (субъект) – с другой.
Когда вы меня слушаете – вы объект, а я (вещаю) – субъект.
Когда человек личность, он что-то создаёт, творит. Т.е. характерной особенностью личности есть творчество.
Человек – это биосоциальное существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.
Как биологическое существо, принадлежит к классу млекопитающих, то есть самостоятельно существующий биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. С этой точки зрения он характеризуется как индивид.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем общества, определённой социальной группы, осознающий своё отношение к окружающему, занимающийся конкретным видом деятельности и наделенный определёнными индивидуально-психологическими особенностями.
Личность – социальное явление, а когда рассматриваем биологический аспект, то говорим об индивиде.
Самое широкое (общее) понятие - человек.
Основные признаки личности:
- социальность;
- наличие языка (как средства речевого общения людей);
- сознание.
Характер формируется всю жизнь, он может завуалировать темперамент.
Скорее разобьется на машине человек с сильной нервной системой, чем со слабой, но если авария - наоборот (хотя всё это условно).
Посттравматический синдром может привести к паническим атакам (может появиться страх смерти), если охватила паника, то экстренная помощь – отвлечь внимание.
Самый лучший отдых для психолога (психогигиена) – побыть одному.
Синдром Мюнгхаузена – люди жаждут внимания и одобрения.
Личность не только объект и продукт общественных отношений, это ещё и активный субъект деятельности. Человек не только испытывает общественное воздействие, но и преломляет, преобразует, изменяет их.
Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).
время |
стали богами |
вернулись во времени |
появились |
и создали себя |
Восприятие формируется в течение жизни.
Индивидуальность – это личность в её своеобразии, то чем она отличается от окружающих (особенности интеллекта, чувства, убеждения, характер, темперамент).
Субъект отличается деятельностью.
Мы все уникальные – такого как я больше нет, не было и не будет.
Когда ребёнок появляется то, что есть у меня, теперь заложено в нём. Важно вдохнуть дух, как педагог в учеников.
Гендер – это социальная роль женская или мужская. Душа у нас одинаковая, но у нас есть то, что обуславливает нашу психологию.
2. «Я-концепция» личности
В психологии используется слово не энергия, а информация.
В три года ребёнок выделяет себя из предметного мира.
Высшим проявлением сознания является его самосознание (осознавать самого себя), состоящее в том, что человек развиваясь и действуя в обществе, выделяет и обособляет себя в окружающей среде как субъект, как существо, познающее окружающий мир и воздействующий на него.
Самосознание личности представляет собой совокупность представлений человека о самом себе («Я-концепция») и отношение к ней (этой совокупности) уже самооценка.
«Я» - это результат выделения человеком самого себя из окружающей среды.
«Я-концепция» – это целостный образ собственного я, представляющий собой относительно устойчивую, более или менее осознанную систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие другими людьми и относится к себе.
Компоненты «Я-концепции»
1. Когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание).
2. Эмоциональный – самоуважение, самолюбие, самоуничижение (часто встречается у православных христиан).
3. Оценочно-волевой – это стремление завоевать уважение, повысить самооценку.
Составляющие «Я-концепции»
1. Реальное-Я – это представление человека о себе в настоящем времени.
2. Идеальное-Я – то, каким субъект должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы.
3. Динамическое-Я – то, каким субъект намерен стать.
4. Фантастическое-Я – то, каким субъект желал бы стать, если бы это было возможным.
5. Представляемое-Я – это маска, скрывающая подлинные переживания человека.
Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я.
3. Психологическая структура личности (по Л. С. Рубинштейну)
В структуре личности можно выделить три блока:
I. Чего человек хочет? – это компонент направленности человека (к чему он стремится, что его привлекает, т. е. вопрос о направленности личности, о системе ее отношений к окружающему миру).
II. Что он может? – это компонент способностей личности (вопрос о возможностях личности, психологических предпосылках его успешной деятельности, способностях, дарованиях).
III. Что он есть? – это психологические особенности темперамента и характера, поведения личности в социальной среде.
4. Потребности и интересы личности
Потребность – это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма или личности.
Потребность – это побуждение к деятельности, внутренняя причина активности.
СМЫСЛ |
МОТИВАЦИЯ |
МОТИВ (ЦЕЛЬ) |
ПОТРЕБНОСТЬ |
ПРОТИВОРЕЧИЕ |
Кризис → Противоречие
В результате противоречия возникает потребность.
Предмет удовлетворения потребности есть мотив.
Учебная деятельность позволяет выработать соподчинение мотивов (детей до 6 лет мотивы «раздирают»).
Особенности потребностей состоят в следующем:
• каждая потребность имеет своей предмет, т. е. осознание нужды в чем-то конкретном – пище, сне, тепле, удобной позе, половом партнере и др.;
• содержание потребности зависит от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется: «...голод, который удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук и зубов» (К. Маркс);
• фактическая ненасыщаемость потребностей, способность воспроизводиться. Нельзя удовлетворить какую-либо потребность раз и навсегда.
Различают понятие потребности и нужды (отсутствие осознанного поведения).
Все потребности можно разделить по происхождению и по предмету, на который они направлены.
Попроисхождению |
Похарактеру предмета, на который онинаправлены |
Естественные (биологические, природные, органические) необходимы для обеспечения существования организма. Это потребности в дыхании, питании, питье, комфортном теплообмене, в движениях, отдыхе, продолжении рода, самосохранении. Они есть и у животных, но у людей способ удовлетворения естественных потребностей носит социальный характер, зависит от воспитания. |
Культурные (социогенные, духовные) – это специфические человеческие потребности, характеризующие уровень развития личности. |
Материальные потребности (первичны, поскольку лежат в основе жизнедеятельности, на основе их удовлетворения возникают все другие потребности). |
Духовные потребности (к ним относят потребность в познании, эстетическом наслаждении, творчестве). |
Социальные потребности (специфически человеческие – потребность в труде, общении, общественной деятельности). |
Гуманистическая теория личности А. Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высокого уровня станут доминантой побудительных сил в поведении человека.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ |
САМОУВАЖЕНИЕ |
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ЛЮБОВЬ |
БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗАЩИТА |
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ |
А. Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста.
Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивация роста (также называемая метамотивацией) нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний.
Маслоу перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в людях, как и потребности дефицитарные. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение – вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, которые потерпели неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.
На основе потребностей возникают интересы.
Интерес – это одна из форм направленности личности, выражающаяся в эмоционально окрашенном стремлении личности к познанию какого-либо предмета или явления.
Потребности не равны интересам, поскольку потребность – необходимость в чем-либо, которая выражается во влечениях, желаниях обладать предметом, а интерес проявляется в направленности внимания, помыслов на предмет или явление, стремление ознакомиться с ним.
Очевидно, что в основе возникновения интересов лежат потребности личности, и не только познавательные.
Интересы можно характеризовать по различным критериям, в частности:
• по направленности – материальные, духовные, общественно-политические, эстетические и профессиональные;
• по цели – непосредственные (прямые) и опосредованные (косвенные);
• по объему – широкие и узкие;
• по глубине – глубокие и поверхностные;
• по силе (действенности) – активные и пассивные;
• по устойчивости – устойчивые и неустойчивые.
Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Интересы побуждают к деятельности и активизируют личность.