Механизмы психотерапевтического воздействия группы
Не подлежит сомнению, что групповая работа оказывает на ее участников определенное воздействие, но вопрос о конкретных способах влияния группы все еще находится в стадии уточнения: исследователи продолжают искать новые принципы и критерии для выделения факторов, лежащих в основе изменения участников группы.
Впервые данный вопрос был подвергнут научному исследованию в середине прошлого века, когда Р. Корзини и Б.Розенберг (1955) выделили 175 соответствующих понятий и сгруппировали их в 9 категорий. С тех пор работа по данному направлению не прекращалась. Наиболее обстоятельный анализ механизмов воздействия дан в работах И. Ялома, С. Кратохвила и Мак-Кензи. И. Ялом [78] в качестве основных выделяет 11 факторов: укрепление надежды, универсальность опыта, получение информации, альтруизм, коррекция опыта пребывания в первичной семейной группе, развитие навыков социализации, имитационное поведение, межличностное научение, групповое сцепление, катарсис и экзистенциальные факторы. С. Кратохвил [32] подчеркивает важность следующих факторов: участие в работе группы, эмоциональная поддержка, помощь другим, самоисследование, обратная связь, инсайт, коррективный эмоциональный опыт, обучение новым способам поведения, получение информации и развитие социальных навыков. Мак-Кензи [59] модифицировал списки и объединил все факторы в 4 основных: поддержка, самораскрытие, научение и психологическая работа.
С самого начала поиска в данном направлении были определены и основные способы исследования факторов воздействия. Это – опрос участников тренинга, изучение мнения тренеров и проведение экспериментов, позволяющих выявить связь между отдельными механизмами воздействия и эффективностью группового процесса. Но каждый из способов имеет аспекты, затрудняющие исследовательскую работу.
Опрос участников может натолкнуться на множество препятствий:
1. Слишком эмоциональное отношение к тренеру может не позволить участникам объективно оценить все «плюсы» и «минусы» групповой работы.
2. Находясь внутри процесса, участники часто затрудняются разложить по полочкам факторы, повлиявшие на их изменение (не говоря уже о том, что сами изменения могут стать заметными спустя длительное время и не связываться в головах людей с тренингом).
3. Уникальный внутренний мир участников не всегда позволяет привести разнообразие мнений и понятий к общему знаменателю.
4. Механизмы защиты могут помешать заметить некоторые факторы (например, признание значимости фактора «имитация поведения» сопряжено с риском отказа от собственной индивидуальности).
Мнение тренеров также бывает трудно сопоставить из-за приверженности их к разным стилям и теоретическим направлениям. Также надо учитывать и человеческий фактор: тренер может бессознательно скрывать отдельные факты из-за боязни выглядеть не лучшим образом.
Не менее сложен в использовании и третий способ – научный эксперимент. Если его проводить в полевых условиях, то сознательное изъятие одного из факторов воздействия из групповой жизни людей, пришедших изменить свою жизнь к лучшему, едва ли этично. А ситуация, в которой группа будет нацелена на проработку данного вопроса больше, чем на решение проблем, может исказить научные данные.
Все эти сложности не позволяют создать до конца проясненную и полностью объективную картину.
Мое представление о том, что позволяет участникам тренинга изменить себя и свою жизнь к лучшему, строится на убеждении, что человеку для направленного развития необходимо четыре компонента:
1) желание меняться;
2)ясное представление о том, в какую сторону двигаться;
3) четкое знание того, как это делать;
4) внутренняя способность к изменению.
Тренинг своей сутью дает для этого все необходимые условия. Первый компонент создается благодаря наличию эмоциональной поддержки. Новая «Я-концепция» рождается из конфронтации. Третий компонент появляется в результате развития навыков социализации. Внутренняя способность к изменению появляется благодаря проработке бессознательных процессов. Рассмотрим подробнее данные условия и факторы, лежащие в их основе.
1.Эмоциональная поддержка. На протяжении жизни каждому из нас не раз приходила мысль, что наши представления и поведение недостаточно эффективны. Однако эти мысли редко трансформируются в желание измениться, т.к. приходят они чаще всего под действием негативных ситуаций и критики других; и включающиеся механизмы защиты просто не позволяют довести мысль до логического конца.
Очевидно, что появлению истинного желания меняться должна способствовать определенная атмосфера: ощущение безопасности и полное принятие со стороны окружения. Именно этот аспект является краеугольным камнем тренинговой работы. Именно поддержка группы и тренера позволяет ослабить защитные механизмы участников и делает последних более открытыми для нового опыта.
Групповая атмосфера оказывает положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и веры в собственные силы. Принимая в себе хоть что-то, участник группы получает опору для того, чтобы захотеть что-либо изменить. По мнению Г.Л. Исуриной [16], низкая самооценка сопровождается искажением когнитивного и поведенческого компонентов, вследствие чего человек ограничивает свою деятельность только теми сферами, которые не оказывают воздействие на самооценку. При этом значимость тех отношений, от которых человек отказался, продолжает иметь для него большую роль; и этот разрыв между «Я-реальным» и «Я-идеальным» постепенно превращается в пропасть и перестает играть для человека роль стимула к саморазвитию. Тренинговая ситуация эмоциональной поддержки, повышая самооценку, позволяет членам группы более объективно глянуть и на свои притязания: снизить их и представить вероятность достижения цели.
В основе осуществления эмоциональной поддержки на тренинге лежат следующие механизмы:
- универсальность переживаний,
- вселение надежды,
- помощь другим.
Первый фактор, с которым сталкиваются участники группы, – универсальность переживаний. Многим людям, оказавшимся в сложной ситуации, кажется, что их страдания уникальны; и только очень немногим из них эта мысль приносит облегчение. Для остальных известие, что их опыт в той или иной степени прожит или прочувствован другими, дает возможность взглянуть на свои проблемы под новым углом.
Случай из практики.
Идет тренинг в группе начинающих психологов.
Вера Д.(35 лет, учитель со стажем, начинающий психолог) все свои проблемы объясняет коротко и ясно: «Я - неудачница». Очередной рассказ начинается традиционно: «Только со мной могло такое случиться. Я так мечтала устроиться психологом, и единственное место, куда меня взяли, – детский сад. И какой! (Дальше следует перечисление всех проблем, с которыми ей пришлось столкнуться). К тому же я совершенно не знаю, что мне делать с детьми. Меня же ничему не научили.
Среди отзывов других участников прозвучало:
Таня С.: «Вера, я тебя очень понимаю. Когда 10 лет назад я пришла работать учителем, мне достался самый трудный класс в самой захудалой школе. К тому же отношение ко мне, молодой выпускнице с горящими глазами, было, мягко говоря, неадекватным. Но именно эта ситуация сделала меня тем, кем я являюсь сегодня и по профессии – психологом: я научилась понимать людей, к тому же мне теперь в профессиональном плане ничто не страшно».
Даша Г.: «У меня та же беда, что и у Веры. С одной стороны я не могу найти работу, которая бы идеально отвечала моим требованиям; а с другой – как специалист я пока вообще из себя ничего не представляю. Поэтому я для себя решила идти работать психологом в любое место, куда возьмут, чтобы получить хоть какой-то опыт. Ты могла бы так же посмотреть на свою ситуацию».
Более поздние высказывания Веры показали, что ее отношение к работе изменилось, она стала рассматривать ситуацию как возможность для профессионального роста.
Особенно большую роль данный фактор играет в случае, когда на группе обсуждаются темы, табуированные для вынесения на суд общества (например, негативные чувства к ребенку или матери). Внешний запрет часто ощущается человеком как внутренний и обрекает его на глубинное чувство вины, еще больше «разъедающее» ситуацию.
Случай из практики.
Марина З. обратилась за психологической помощью в связи с низкой самооценкой. Одновременно посещала индивидуальные и групповые занятия.
На одну из индивидуальных консультаций Марина пришла сама не своя. Из сбивчивого рассказа выяснилось, что она подозревает мужа в измене. В конце встречи психолог преложила ей поделиться этим с группой (в которой Марина находилась уже несколько месяцев), но получила жесткий отказ. Она выразила свою мысль очень отчетливо: «Я никогда не расскажу об этом другим потому, что они перестанут меня уважать. Если женщине изменяют, значит она этого заслуживает».
Однако на ближайшей групповой встрече сложилась та атмосфера доверия, которая подтолкнула Марину. «Вы можете меня презирать, -начала она,- но я вам все расскажу…»
Высказывания других участников, порадовавшие своим разнообразием по отношению к данному вопросу, позволили Марине сделать выводы:
- изменяют не только недостойным, существует масса и других причин (повеселевшая Марина: «Ну, если и Кате изменяли, то я не знаю, что и думать…);
- существуют и другие способы реагирования на данную проблему, кроме «впадения» в самобичевание.
В более «продвинутой» группе сами участники дают ту адекватную реакцию, которая позволяет увидеть эффект универсальности переживаний. В начинающей группе, где внимание больше сконцентрировано на собственных проблемах, на этот фактор должен обращать внимание тренер, «выуживая» его из слов членов группы.
Случай из практики.
На одной из встреч недавно начавшей работать группы Лиза Н. (19 лет, студентка) решилась сделать значимое для нее признание: «Я – еврейка. Не только по паспорту. Меня воспитали так, что я чувствую себя другой. Мне очень трудно представить себя рядом с русским парнем.»
Пока группа собиралась с мыслями, чтобы поддержать Лизу, Наташа, глубоко «подсевшая» на свою проблему (проведя детство и юность в столице, она была вынуждена вместе с мужем осесть в провинции, с чего и начался отсчет ее неприятностей) отреагировала: «Мне бы, Лиза, твои проблемы! Какая разница, кто ты по национальности. Главное – как ты построишь свою жизнь. Вот я, когда жила в Москве…»
Тренер: «Если я правильно поняла Наташу, она хочет тебе сказать, Лиза, что так же, как и ты, она чувствует себя чужой в этом городе, и из-за этого у нее бывают трудности.»
Второй фактор – вселение надежды – также начинает действовать с самого начала групповой работы. Данный феномен хорошо известен в медицине, где эффект плацебо творит чудеса. А уж в психологии, одной из самых субъективных наук, вера в чудодейственность какого-либо средства является основой основ для выздоровления.
Возможностей для вселения надежд на тренинге множество. Во-первых, участники приходят в группу с разными проблемами или разным состоянием проблемы. То, что для одного является непреодолимым фактором, для другого – уже пройденный путь; и поддерживающие слова последнего могут помочь поверить отчаявшемуся, что все еще изменится. Во-вторых, все участники группы различаются по качеству «гибкость - ригидность». Некоторые преодолевают свой путь быстрее, и их естественный рост на глазах других дает сильную поддержку группе. В-третьих, и сам тренер не должен пренебрегать этим фактором. Есть смысл убрать ложную скромность и подчеркивать влияние психологической работы на состояние участников. Для этого в конце рабочего дня разумно задавать участникам вопросы, настраивающие на вселение надежды («Что изменилось в Вашей жизни под влиянием работы?», а не «Изменилось ли что-нибудь?).
Случай из практики.
Идет тренинг для родителей трудных подростков. Одна из мам, Елена Д., после очередной выходки дочери делится: «Я делаю все, что могу, но у меня ничего не получается. И не получится! Потому, что на нее ничто и никто не может подействовать. Иногда я ее ненавижу!»
Галина Р. (мама мальчика, страдающего застенчивостью): «Лена, мой мальчик совсем другой. Я мучаюсь из-за того, что он, в отличие от твоей дочери, не умеет отстаивать свои права. Но у меня есть еще один сын, совсем взрослый. И я тебя понимаю. Когда он рос, мне тоже казалось, что он будет бандитом. Его грубость и безответственность делали меня бессильной. Но я продолжала удивлять его своей теплотой и поддержкой, старалась понять его поступки. Ты знаешь, когда он вышел из подросткового возраста, все как-то неожиданно изменилось. В нем осталось только то, что я в него вкладывала, а все остальное куда-то исчезло. Он сейчас сам отец, и очень толковый. Тебе надо еще совсем немного потерпеть.
Позже Елена отметила, что именно эти слова позволили ей немного по- другому взглянуть на дочь.
Не только помощь, полученная от других, позволяет участникам продвинуться в сторону саморазвития; не менее важную роль в создании эмоциональной поддержки на тренинге играет помощь другим. Общеизвестно, что наше несовершенство заставляет нас больше любить не тех людей, которые помогли нам, а тех, которых облагодетельствовали мы сами. Оно и понятно: в первом случае нам приходится мешать любовь с чувством благодарности, а во втором – с ощущением собственной значимости.
Помощь на тренинге можно оказать через совет или поддержку. Становясь опорой для кого-нибудь, участники повышают самооценку, становятся более уверенными в себе, начинают верить в свои возможности и перестают центрироваться на собственных проблемах.
2. Все эти три фактора (универсальность переживаний, вселение надежды и помощь другим) создают в группе атмосферу эмоциональной поддержки, что влияет на желание участника меняться. И здесь появляется необходимость во втором компоненте успешной групповой работы – получении представления о том, в какую сторону надо двигаться. За таким новым видением своей перспективы всегда стоит конфронтация между мыслями, чувствами и поведением, ставшими привычными, и новой информацией, полученной на тренинге. На протяжении всей групповой работы участники постоянно сталкиваются с чем-то, что противоречит их стойким представлениям о действительности. Противоречия могут возникать между:
- мировоззрением участника и новой информацией, предоставленной тренером или другими членами группы;
- его знанием о себе и обратной связью;
- его представлением о других и их неожиданным самораскрытием.
Эта конфронтация ведет к дискомфорту, который становится стимулом к изменению только в том случае, если на тренинге присутствует предыдущее условие (эмоциональная поддержка).
В основе получения нового представления о себе и своем пути лежат следующие механизмы: информирование участников, обратная связь, самонаблюдение.
Информирование предполагает получение участниками группы в ходе тренинга сведений о способах обретения и поддержания психического здоровья. Новое знание идет через дидактическое изложение тренера, метафору и самопредставление других участников. Информация может поступать в ответ на запрос, спонтанно или в рамках обучающего инструктирования.
Некоторые группы делают упор на снабжение информацией (например, группы РЭТ); в этом случае участники, оценивая полученный опыт, дают данному фактору высокую оценку. В других группах (например, клиентоцентрированной терапии), информация поступает не явно; участники могут осознанно и не заметить этого фактора, но в любом случае эффективный тренинг расширяет картину мира членов группы.
Обратная связь – основа групповой работы. Тренинг предоставляет человеку редкий случай узнать о себе что-то новое в условиях тотальной доброжелательности. В реальной жизни мы получаем о себе информацию такого рода, как правило, в атмосфере личной «задетости» оппонента; и его заинтересованность в нашем исправлении не позволяет нам сосредоточиться на личной пользе от такой обратной связи.
Обратная связь на тренинге может быть оценочной и описывающей, эмоциональной и когнитивной, словесной и невербальной. Но независимо от формы ее подачи, обратная связь становится эффективной только при соблюдении следующих условий: неотсроченности, учете специфических особенностей респондента и соответствии обратной связи потребностям и реальности получающего ее.
Сначала обратную связь направляет в нужное русло тренер, а постепенно правила игры усваиваются и самими участниками.
Самонаблюдение. В силу временного ограничения не всегда есть возможность у всех членов группы проработать на тренинге свои проблемы. Однако многие участники подчеркивают, что даже пассивное наблюдение позволяет им осмыслить свой личный опыт.
В тренингах определенной направленности этот фактор становится одним из основных в процессе изменения участников. Так, например классический вариант гештальттерапии представляет собой «договорное общение группового лидера и отдельного участника, который добровольно решается стать пациентом, а остальные члены группы без комментариев наблюдают за терапевтическим процессом, взаимодействием терапевта и клиента.» [58, С.138]. Ф. Перлз видел ценность групповой работы в том, что члены группы, наблюдая за поведением активного участника, начинают через идентификацию лучше понимать и собственные проблемы. Также по принципу цепной реакции сильное эмоциональное переживание одного могут вызвать подобные переживания и у остальных. Так, например, если главный участник сосредоточен на непроработанных отношениях с членами первичной семьи, то все остальные, так или иначе, имеющие опыт в данной сфере, могут расширить свою картину мира.
Случай из практики.
Галина К., делясь пережитым в процессе медитации, вышла на болезненную для нее тему – отношение с сестрой. Выслушав Галину и дав ей эмоциональную поддержку, группа пошла дальше по ходу тренинга. Тема о взаимоотношениях с сиблингами не получила развития.
Однако в конце дня другая участница, Ольга, подвела итог: «Для меня самыми важными оказались слова Гали о ее отношениях с сестрой. Я впервые увидела свою проблему с такой отчетливостью и поняла, что стоит за моей любовью-ненавистью к собственной сестре.
3. Благодаря этим трем факторам (информирование, обратная связь, самонаблюдение) участники группы начинают гораздо лучше ориентироваться в своем внутреннем мире. После чего появляется необходимость в третьем условии – развитии навыков социализации, позволяющем перевести внутренние изменения на внешний план. На мой взгляд, в создании данного условия основную роль играют два механизма: научение и имитация.
Научение связано с когнитивными процессами. Исследования показывают, что многие клиенты способны взять под контроль свое состояние и изменить эмоциональные реакции через совершенствование когнитивных навыков. По мнению Дж. Рутан и У. Стоун, «появление когнитивно – бихевиоральной психотерапии позволило убедиться в том, что существенные психотерапевтические результаты могут быть достигнуты благодаря акцентированию внимания на когнитивных процессах» [59, С.92].
Научение в группах возможно через советы и обучение новым способам поведения. Прямые советы со стороны участников группы присутствуют на всех тренингах; и зачастую их эффективность связана только с созданием эмоционального климата заинтересованности, но иногда бывают и точные попадания, свидетельствующие о развитости группы и о готовности самого участника меняться.
Существуют такие типы групп (поведенческие, РЭТ), где прямые рекомендации являются одной из основных частей процесса. Например, на тренинге по развитию ассертивного поведения есть смысл научить участников навыкам реагирования на критику, манипуляции и т.д. В таких тренингах члены группы с помощью конструктивного моделирования осваивают под руководством ведущего новые способы поведения.
Имитация предполагает, что клиент также может обучиться другим образцам поведения за счет подражания тренеру и другим членам группы.
Обычно имитационное поведение играет более важную роль на разных стадиях функционирования группы. Для этого периода характерно полуобвинение: «Ты ведешь себя сейчас точно, как тренер». Но это подражательное поведение имеет большой эффект: оно позволяет раскрепоститься и стать более податливым для экспериментирования над собой. В процессе работы участники постепенно отбрасывают неподходящие им модели и оставляют в своем поведении наиболее эффективные его формы.
4. Таким образом, психотерапевтические факторы тренинга позволяют участникам принять новую трактовку себя и начать восхождение по пути к преображению личности. Однако остаются еще бессознательные аспекты психологии человека, «не пускающие его в рай». Это те представления о мире и те устойчивые паттерны поведения, которые сложились в первые годы жизни. На каком-то этапе они помогли человеку адаптироваться к социуму, но они же и помешали ему увидеть, что с тех пор он давно стал обладателем колоссальных ресурсов, позволяющих вести себя гораздо более эффективно. Тренинг позволяет проработать эти моменты через два механизма – катарсис и коррегирующий эмоциональный опыт.
С точки зрения учения о ВНД, катарсис – это «физиологический процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного сверхвозбуждения, возникающего под действием психотравмы» [59, С.180].
Катарсис предполагает открытое выражение на группе сильных чувств, что дает человеку не только чувство освобождения, но и прививает навыки социального общения: учит открыто говорить о том, что волнует, вместо того, чтобы сдерживаться.
И. Ялом [78] отмечает, что при оценке интенсивности эмоционального выражения надо отталкиваться не от восприятия тренера, а от психотипа самих участников. Для некоторых из них, привыкших всегда сдерживать свои эмоции, и приглушенный вариант их выражения может стать значимым событием.
Понятие «коррегирующий эмоциональный опыт» ввел Ф. Александер (1946). Суть явления в том, что человек, не сумевший в прошлом справиться с эмоциональной ситуацией, должен получить помощь, чтобы пройти ее вторично и компенсировать травмирующее воздействие предшествующего опыта [78].
На тренинге с этим легче справиться, чем в индивидуальной терапии в силу того, что группа моделирует первичную семью участника: тренер выступает в роли родителя, а участники – в роли других членов семьи. К тому же тренинг представляет множество ситуаций, повторяющих давний опыт, например: конкуренция за внимание ведущего, соперничество между участниками, борьба за власть и т.д.
Коррегирующий эмоциональный опыт предполагает, что участники дают сильную эмоциональную реакцию в режиме «здесь и теперь», направленную на других членов группы или ведущего. Эта реакция может быть и отрицательная, и положительная; главное – она всегда неадекватна, т.к. отражает перенос чувств из прошлого на настоящее окружение. Однако одного выражения аффекта недостаточно для коррегирующего опыта. Эта вспышка обязательно должна быть интерпретирована участником с помощью других членов группы и ведущего. По наблюдениям исследователей, большой эффект получают те эмоционально-насыщенные индукции, которые происходят в более продвинутой группе, предоставляющей честную обратную связь и атмосферу безопасности.
Случай из практики.
Мария Ч. (40 лет, преподаватель) – очень интеллигентная женщина, привыкшая держать свои чувства в узде, т.к. с ней проживают ее мать и дочь, постоянно демонстрирующие по отношению к ней деспотизм с изрядной примесью истероидности. Мария, оберегая их «артистичные» (по ее выражению) натуры, взяла на себя бремя – молча терпеть.
В группе на протяжении нескольких встреч Мария проявляла себя как тонкий понимающий товарищ, постоянно лучилась доброжелательностью; но когда речь заходила о ее домашних проблемах, тон ее становился мрачным и безнадежным.
На очередную встречу Мария пришла, еще не оправившись от длительной изнуряющей болезни, во время которой домашние не изменили отношения к ней. Неожиданно она стала проявлять не свойственную ей манеру поведения: легко раздавала критические замечания, иронизировала и «наезжала». На замечание Зои: «Мария, ты сегодня агрессивна», она сначала начала оправдываться, а затем напряженно опросила остальных членов группы – согласны ли они с Зоей. Полученная обратная связь вызвала у Марии истерику. С криками и обвинениями она попыталась уйти с занятия: «Конечно, теперь, когда я больна, то уже никому не нужна. Вы привыкли на мне кататься…»
Но группа ее не отпустила и остаток дня попыталась разобраться с произошедшим. По окончании работы Мария внешне смирилась с ситуацией, сквозь зубы поблагодарила своих товарищей и тренера, ушла глубоко обиженной.
Однако на следующую встречу Мария пришла обновленной, извинилась за поведение; между прочим отметила, что в отношении с домашними наметился прорыв. А спустя еще некоторое время созрела до того, чтобы отметить связь между произошедшим на тренинге и переменами дома.
Так в целом выглядит процесс изменения участников тренинга. Знание того, каким образом группа воздействует на участников, может помочь тренеру подобрать наиболее оптимальные методы для достижения цели и позволит ему «избежать игнорирования важных для лечения явлений и групповых механизмов» [16, С.6].
Однако такая гладкая и законченная картина возможна только на бумаге. В реальности универсальных механизмов изменения скорее не существует, т.к. на значимость факторов оказывают влияние тип участников, их цели, структура и направленность группы, фаза ее развития и стиль работы тренера. По мнению Дж. Рутан и У. Стоун: «Более оправдано говорить о наборе ключевых элементов, по разному проявляющихся в тех или иных условиях при различных формах групповой психотерапии» [59, С.87]. Пока, опираясь на данные исследователей, можно наверняка сказать, что для успеха групповой работы необходимо сочетание факторов, охватывающих все три плоскости изменения человека: эмоциональную, когнитивную и поведенческую.