Самооценка, уровень притязаний и фрустрации

Характер проявляется не только отношением к другим лю­дям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем ин­теллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит, скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой само­оценке, т. е. каждому хочется уважать себя. У людей, страда­ющих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими про­явлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетер­пимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпаде­ние ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорыва­ются резким обвинением в чей-либо адрес. Излишне низкая самооценка человека влечет за собой чрезмерную его зависи­мость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприя­тие окружающих, формируется «комплекс неполноценности», поведение «неудачника».

На формирование самоуважения и самооценки влияют мно­гие факторы, действующие уже в раннем детстве — отноше­ние родителей, положение среди сверстников, отношение пе­дагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, чело­век формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подросток овладевает умением само­анализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигну-. тые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит, я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадек­ватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, ко­торый характеризует степень трудности тех целей, к ко­торым стремится человек и достижение которых представ­ляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который чело­век обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязания оказывает влияние дина­мика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязания мо­жет быть адекватным (человек выбирает цели, которые реаль­но может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, за­ниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уро­вень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значи­тельно более высоких) возможен при низкой самооценке (че­ловек не верит в себя, низко оценивает свои способности, воз­можности, чувствует себя «неполноценным»), но также возмо­жен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «пе­ретруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «со­циальную хитрость»). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разо­чарованию, фрустрациям.

Самоуважение — обобщенное отношение личности к са­мой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых ус­пехов и обратно пропорционально уровню притязаний (само­уважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

Фрустрации — специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустра­ция проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя (регрессивная фруст­рация). Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вя­лость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразли­чие, безынициативность — у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формирует­ся невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта че­ловека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет.

ВОПРОС 81

Невроз. Виды неврозов

Кевроз— приобретенное функциональное заболевание не­рвной системы, при котором происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустраци­ей и межличностных столкновений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: кон­фликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, про­воцирует новые конфликты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у лю­бого человека. Более глубокие нарушения, требующие врачеб­ного вмешательства, отмечаются примерно у 30% населения, причем этот показатель быстро растет во всех развитых стра­нах.

Причины неврозов кроются в самых разнообразных психо-травмирующкх ситуациях, в остром или хроническом эмоцио­нальном стрессе. И в зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами.

Неврозы делят на следующие виды: неврастению, исте­рический невроз, невроз навязчивых состояний (обществ5но-компульспвный невроз), ипохондрический невроз, фобический (невроз страха), депрессивный. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельнос­ти, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных не­благоприятных жизненных ситуациях. Так, люди «художествен­ного типа», очень эмоционально воспринимающие действитель­ность, более склонны к истерии; «мыслительного типа» — к неврозу навязчивых состояний, а среднее между ними (их боль­шинство) — к неврастении.

Неврастения (в переводе с латинского — «нервная сла­бость») — самая частая расплата за неумение преодолевать ба­рьеры общения, и она сама создает новые трудности в межлич­ностных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздра­жительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функ­ции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.

Истерия— наблюдается чаще у женщин. Они подчас пред­ставляют себя тяжелобольными, несчастными, «непонятными натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иног­да достаточно случайной неприятной, мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить со­бой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда боль­ному необходимо добиться чего-либо от окружающих или на­оборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокру­жение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом — симптомами почти любой болезни, извест­ной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический при­ступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает по­мимо желания человека и заставляет сильно физически и мо­рально страдать его самого. Избалованность, капризность, чрез­мерно высокое самомнение и завышенные притязания, непри­ятие даже самой слабой критики в свой адрес — такие особен­ности характера человека провоцируют развитие истерии.

Невроз навязчивыхсостояний (психоастения) — появля­ются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «заразить­ся болезнью», потерять близкого человека, покраснеть при бе­седе, остаться одному в помещения и т. п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, ко не может от них избавиться.

Фобический невроз проявляется как сильные, необъясни­мые и неконтролируемые человеком страхи, вплоть до пани­ческого ужаса перед какими-то конкретными объектами или ситуациями (страх перед собаками или пауками, фобия закры­того или открытого пространства, страх езды в транспорте и т.п.).

Ипохондрический невроз проявляется как чрезмерная обес­покоенностьчеловека своим здоровьем, когда человек нахо­дит у себя любые болезни и испытывает постоянные, разнообразные болезненные ощущения в теле, хотя никаких объектив­ных нарушений врачи не находят.

Депрессивный невроз проявляется как чрезмерная угнетен­ность, подавленность настроения и жизненного тонуса челове­ка, потеря интересов, нежелание жить.

Как уже отмечалось, предпосылки для возникновения не­врозов могут закладываться с детства, вследствие неправиль­ного воспитания, наличия у ребенка психических травм и тяго­стных переживаний, а также вследствие нарушенных или ос­ложненных межличностных взаимоотношений. Известный психолог Хорни подчеркивала, что именно межличностные отношения в сочетании с социально-культурными условиями жизни способны значимо влиять на особенности протекания неврозов (это направление называют «социокультурная концеп­ция личности»).

Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ребенка являются социальные отношения между ребенком и родителями, а в основе нарушений функционирования личнос­ти лежат уникальные стили межличностных отношений. Если родители проявляют истинную любовь и тепло по отно­шению к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности, и, вероятнее всего, сформируется здоровая лич­ность. Если многие моменты в поведении родителей травми­руют потребность ребенка в безопасности (неустойчивое, су­масбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам ребенка), то весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным результатом такого дурного обращения родителей с ребенком, является развитие у него базалъной враж­дебности. В этом случае ребенок и зависит от родителей, и испытывает к ним чувства обиды и негодования. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительс­кой семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защи­ты, цель которой — подавление враждебных чувств по отно­шению к родителям, чтобы выжить. Эти подавленные чувства враждебности проявляются невольно во всех взаимоотноше­ниях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в буду­щем. Таким образом, у ребенка проявляется базальная трево- га, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом по­тенциально опасного мира, Причиной невротического пове­дения будут нарушенные отношения между ребенком и роди­телями. Сточки зрения Хорнщ выраженная базальная тре­вога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Невротические потребности объединяются в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей», «к людям». У невротической личности обыч­но преобладает одна из них. Соответственно выделяются типы личности: 1 — уступчивый тип ориентируется на людей, про­являет зависимость, нерешительность, беспомощность, дума­ет: «если я уступлю, меня не тронут»; 2) обособленный тип ориентируется от людей, думает: «Если я отстранюсь, со мной все будет в порядке», говорит: «Мне все равно», ничем и никем не увлекаясь; 3) враждебный тип ориентируется против лю­дей, для него характерно доминирование, враждебность, эксп­луатация, он думает: «У меня есть власть, меня никто не тро­нет», следует бороться против всех и любую ситуацию оценить с позиции: «Что я буду иметь с этого?». Враждебный тип спо­собен действовать тактично и дружески, но его поведение все­гда нацелено на обретение контроля и власти над другими, на удовлетворение личных желаний и амбиций.

Все эти стратегии находятся между собой в состоянии кон­фликта и у здоровой, и невротичной личности, однако у здоро­вых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоцио­нального заряда, как у больных неврозами. Здоровому челове­ку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам, А невротик использует только одну из трех стратегий, независимо от того, годится она в данном случае или нет.

вопрос 82

Аутотренинг

Одним из самых мощных средств восстановления эмоцио­нального равновесия является аутотренинг — особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабле­ния. Предложил термин и детально разработал методику ауто­тренинга (АТ) немецкий профессор-психиатр Шульц (1884— 1970). АТ помогает быстро снять излишнюю нервно-мышеч­ную напряженность, волнение, проявление неврозов и вегета­тивно-сосудистой дистонии, головные боли, вялость, раздра­жительность, неприятные ощущения, позволяет управлять на­строением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленной цели, помогает уснуть в любое вре­мя суток для кратковременного эффективного отдыха, умень­шить потребность в ночном сне.

Освоить АТ может практически любой человек, но более легко ок дается людям, способным вызвать в сознании яркие живые образы. Овладение основами АТ требует систематичес­ких занятий в течение 2—4 месяцев. Поэтому те, кто ожидает чуда в ближайшие 1—2 недели, будут разочарованы. В период освоения рекомендуется заниматься три раза в день: 10 минут утром (лежа, как только проснулись), 5 минут днем (напри­мер, во время обеденного перерыва) и 10 минут перед сном, в постели.

Классическую методику Шульца проверили на себе сотни тысяч людей.

Шульц предполагает последовательно овладеть формула­ми самовнушения: «правая рука тяжелая», «сердце бьется спо­койно и ровно», «правая рука теплая», «дыхание спокойное и ровное», «лоб приятно прохладный». Чтобы внушаемое ощу­щение реализовалось, необходимо все внимание сосредоточить на соответствующей части тела. Очень важно, чтобы формулы не произносились бессмысленно, автоматически или как гру­бый приказ телу. Надо стараться ярко, образно представлять себе то, что должно ощущаться: вот рука наливается тяжес­тью, которая сосредоточивается в кисти и распирает ее, вот она ощущает дуновение теплой струи воздуха, тепло все усиливается... легкие с наслаждением вдыхают чистый ароматный воз­дух... Формулы следует произносить на выдохе. Каждое заня­тие следует заканчивать произнесением формулы, снимающей внушенную тяжесть: «Руки напрячь. Согнуть. Дышать глубо­ко. Открыть глаза. Расслабить руки». Когда АТ проводится перед сном, эти фразы не произносят.

После того как основные формулы будут усвоены, т. е. без особых усилий ощущается то, что внушается, приступают к формулам намерения. Эти формулы разнообразны и должны быть актуальны, кратки, утвердительны, например, «голова свежая, ясная, боль покидает ее», «я справлюсь с этим делом», «я выдержанный, уверенный в себе человек», «я хорошо отдох­нул», «я заряжаюсь энергией», «я засыпаю» и т. п. С самого начала тренировок используется одна форма намерения: «Я совершенно спокоен». Она произносится перед каждой из пяти основных формул.

Овладев АТ, следует поддерживать приобретенные умения, помня, что каждое занятие, даже без формулы намерения, — это кратковременный, но очень эффективный отдых, снимаю­щий усталость и нервное напряжение. Днем в подходящий момент можно легко привести себя в состояние аутогенного 10—15-минутного полусна-полубодрствования, обычно это де­лается в позе «кучера»: сидя, голову опустить на грудь, ноги слегка расставить и согнуть под тупым углом, руки положить на бедра, глаза закрыть. Можно воспользоваться и такими по­зами: сидя за столом, подпереть голову руками и опустить ее на предплечья. Лучшая поза та, которая доступна и привычна. Люди, хорошо владеющие АТ, могут, не принимая специаль­ной позы и не заставляя себя погружаться в полусонное состо­яние, реализовать формулы внушения, эффективно управлять своим психическим состоянием, настроением, поведением.

ВОПРОС 83

Наши рекомендации