Краткая характеристика метода «Терапия Творческим Самовыражением»
Грушко Н.В.
Метод «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ»
В работе практического психолога.
Учебное пособие
Омск 2009
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
Омского государственного
Педагогического университета
Грушко Н.В.
Метод «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ» в работе практического психолога.Учебное пособие
Грушко Наталья Викторовна, к.психол., доцент к.социальной психологии ОмГУ. Член ППЛ. Член-корреспондент Международной Академии психологических наук. Область научных интересов: психокоррекция творческим самовыражением, психология творчества, психология рекламы, консультирование, персональный коучинг. Профессиональный опыт: тренерская работа на декадниках Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (Омск, Новосибирск). Организация и проведение мастер – классов «Моделирование собственной одаренности», «Архетипы с элементами боди-арта и др., на научных конференциях: ОмГУ каф. социальной психологии, ТГУ – каф. клинической и генетической психологии; на ежегодных Международных конгрессах «Социальная психология ХХI века» - Ярославль (сентябрь 2004, 2005) и др. Бизнес – консалтинг: корпоративная культура организации, диагностика и аттестация персонала. Разработка и проведение авторских семинаров, тренингов по направлениям: «Стратегии успеха в архетипах и метафорах», «Моделирование собственной одаренности», «Стратегии гениев: лидерство и успех в бизнесе», «Современные психотехнологии в рекламе», «Практические аспекты психологии творчества» и др.
Адрес: г. Омск 644100, ул. Химиков 38 кв.88, мобильный телефон:8-913-960-52-28, электронный адрес: [email protected]
Аннотация:
Настоящее учебное пособие включает в себя теоретические и практические материалы, явившиеся результатом разработки и применения метода «Психокоррекция творческим самовыражением». В содержание сборника включены материалы спецкурса к.психол.н., доцента кафедры практической психологии ОмГПУ Грушко Н.В. для студентов–психологов.
Приложения включают в себя результаты совместной творческой работы участников групп и студентов-психологов, посещавших спецкурс по психокоррекции творческим самовыражением.
Содержание
Введение.
- Краткая характеристика метода «Терапия Творческим Самовыражением».
2. Ведущие характерологические радикалы по типологии М.Е.Бурно.
Теоретические основы психокоррекции творческим самовыражением.
- Основные этапы психокоррекционного варианта ТТС.
- Психотерапевтические и психокоррекционные аспекты фотоискусства.
- Использование фотографии в психокоррекционном варианте терапии творческим самовыражением.
- Психокоррекция созданием метафор. Психокоррекционныевозможности методики.
- Структура и содержание конкретных занятий по психокоррекции творчеством. Знакомство с характером.
Приложение 1. Описание характеров с использованием иллюстраций участников творческих гостиных.
Приложение 2. Требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля.
Приложение 3. Примеры промежуточной формы контроля для студентов.
Приложение 4. Методические рекомендации преподавателям и студентам.
9. Учебно-методическое обеспечение.
Введение
Данное методическое пособие разработано с целю теоретического и методического сопровождения спецкурса «Психокоррекция творческим самовыражением». Цель и задачи курса: раскрыть концептуальные и методические основы психокоррекции творческим самовыражением. Определить место психокоррекции творчеством в практической деятельности психолога – в индивидуальном и групповом консультировании, в работе групп творческого самовыражения. Обучить студентов основам характерологии, применению на практике психологических знаний. Также целью курса является развитие способности студентов к дальнейшему самообучению в данной области.
Курс разработан для студентов, обучающихся по специальности «Психология». В процессе усвоения курса студенты должны познакомиться с основными подходами по психокоррекции и психотерапии творчеством, овладеть конкретными методами психокоррекции (создание терапевтическх метафор, фототерапия, сказкотерапия, рисуночные практики и др.), усвоить основные составляющие метода, психологические условия эффективности психокоррекции творческими методиками, познакомиться с основные методы работы психолога в данной отрасли. Программа курса предполагает освоение студентами определенных методов, приемов психокоррекции проблемных эмоциональных состояний. Программа представляет собой вариант междисциплинарного подхода, включая в себя такие области психологии, как клиническую психологию, психологию индивидуальных различий и психологию творчества.
Краткая характеристика метода «Терапия Творческим Самовыражением».
Терапия творческим самовыражением – отечественный психотерапевтический метод. Автором метода Терапии творческим самовыражением является известный отечественный психотерапевт М.Е.Бурно, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования.
Сущностью данного метода, по словам автора, является доступное преподавание азбуки психологии, характерологии, естествознания в процессе разнообразного творчества. То есть, «пациент или здоровый человек с душевными трудностями, в соответствии с ТТС, под руководством психотерапевта, для поиска своих творческих дорог, своего вдохновения, изучает свою природу: изучает элементы психиатрии, характерологии, естествознания, психотерапевтические механизмы (суггестивный, рациональный-когнитивный, аналитический и т. д.). Изучает не сухо-академически, а в разнообразном творческом самовыражении, поскольку сказать что-то yвeренно о собственном характере, переживаниях, о характере и переживаниях другого более или менее душевно сложного человека возможно лишь рассматривая все это в творчестве (в широком смысле). Именно в творчестве человек обнаруживает себя неповторимо по-своему. Таким образом, обретается творческое вдохновение как светлая содержательная встреча с самим собою, душевный, духовный свет, в котором живут любовь и смысл»[1].
Метод направлен на работу с пациентами, имеющими трудности дефензивного характера – переживание своей неполноценности; предрасположенность к фобиям, ощущению собственной неполноценности и т.д.
Метод ТТС базируется на психотерапевтическом направлении "Терапия духовной культурой". Существо психотерапевтического механизма, лежащего в основе этого направления, есть творческое вдохновение, целебно просветляющее душу, смягчающее напряженность ощущением своих духовных особенностей, богатств, постижением смысла своей жизни. Психотерапевтическое воздействие такого рода В.Е. Рожнов (1985) называет "эмоционально-стрессовым" в широком смысле, в смысле "возвышающей" человека благотворной душевной взволнованности.
Метод ТТС, изначально создававшийся для больных людей, получил большое распространение во внелечебной психологической практике. В частности применение ТТС уже дает обнадеживающие результаты в школах, детских садах в России и за рубежом (Т.Е. Конрад-Вологина, Е.А. Поклитар, 1997; Е.С. Журова, 2000; О.В. Спиридонов, 2000).
Внелечебным психокоррекционным вариантом Терапии творческим самовыражением является метод «Психокоррекция творческим самовыражением». Данный метод позволяет в работе психолога исследовать возможности человека, с дефензивными особенностями личности и помочь ему самому активно включиться в процесс этого исследования, чтобы попытаться полнее выразить себя, творчески обрести в жизни свой путь, свое содержательное творческое вдохновение- то, что серьезно противостоит возникновению "проблемных" расстройств настроения, поискам наркотического успокоения и "блаженства". Если использующаяся для психокоррекции и профилактики тревожных, депрессивных, дефензивных состояний технические приемы: "игротерапия общения", техники различного ролевого моделирования (А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.И.Чистякова) и т.п. - характеризуются направленностью на решение конкретной проблемы - повышение самооценки, развитие эмоциональной, коммуникативной сфер, преодоление страхов, то метод позволит психологу помочь взрослым, детям и подросткам с дефензивными особенностями личности посильно изучить и принять свои характерологические черты, постигнув, познать, прочувствовать диалектическую ценность прежде презираемых им собственных душевных свойств, познакомиться с ядром, фундаментом своей личности - сильными и слабыми ее гранями и,творчески выражая свою индивидуальность в рисунках, поэзии, музыке и т. г. использовать "силу своей слабости", духовно обогатить свой мир, творчески отнестись к своей собственной жизни и наполнить ее большими радостями и открытиями.
М.Е. Бурно пишет, что существо всякого (и в том числе целебного) творчества в именно своем, индивидуальном, а значит, всегда новом, свежем взгляде на вещи, в самобытном отношении к ним.
Художественное отношение к жизни, в отличие от научного, обнаруживает не только особенность мышления-суждения, но и свое личностное, индивидуальное переживание по поводу каких-то событий, отношений с людьми, с природой. В этом смысле не только стихотворение или акварельный пейзаж, но и всякий творческий фотографический снимок или слайд есть автопортрет автора. Пришвин писал: "Пейзажем называется совокупность животных, растений, камней и всяких других составных частей природы, отнесенных к личности человека".
Творчество проясняет, очерчивает, строит и утверждает личность автора. Человек с расстройствами настроения, как уже отмечено, в процессе творчества обретает себя, свою определенность, выбираясь из душевной разлаженности, болезненной растерянности, тревоги и неопределенности.
Автор концепции вероятностного прогнозирования И.М. Фейгенберг считает, что эмоциональная напряженность, тревога обусловлены не столько самой ситуацией опасности, сколько «неопределенностью дальнейшего развития событий», при которой человек, готовый к разнообразным действиям, «не знает еще, какие именно действия понадобятся». Творческое состояние души вносит в смятенную, аморфную душу известную определенность (в том числе, если не прежде всего, определенность прогноза), практически выражающуюся хотя бы в осознании того, кто есть я, чего стою, что умею, что должен делать в жизни, и в какой ситуации что, вероятнее всего, буду чувствовать и как буду поступать.
Психотерапевтические приемы, подобные приемам ТТС, рассыпаны в психотерапевтическом мире под названиями: "эстетотерапия", "арт-терапия" (терапия искусством, преимущественно изобразительным), "терапия занятостью", "терапия творчеством", "музыкотерапия", "библиотерапия" (терапия книгой), "ландшафтотерапия" и т. д. Многие психологи заняты терапией духовной культурой, творчеством, но лишь немногие здесь работают в духе нашей отечественной традиционной психологии, то есть достаточно подробно, проникновенно отправляясь от природной картины личностного своеобразия.
Естественно, что высокое, сложное творчество как выражение сложной, страдающей индивидуальности есть все же удел людей с более или менее болезненной душой, с болезненно усиленными чертами характера. Таким образом, подлинное творчество есть лечение от страдания, как показал это А. Дюрер в своей "Меланхолии" (1514).
Одной из значимых составляющих метода ТТС является активизация творчества участников, задействованность терапевтического потенциала искусства. «Конкретные методики терапии творчеством, калейдоскопически переплетающиеся между собою, растворяющиеся друг в друге в практике групповых занятий, суть следующие: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) терапия творческим общением с природой; 3) терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) терапия творческим коллекционированием, 5) терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое, 6) терапия ведением дневников и записных книжек, 7) терапия перепиской с психотерапевтом, 8) терапия творческими путешествиями, 9) терапия творческим поиском одухотворенности в повседневном».
Другим важным аспектом ТТС является осознание клиентом в ходе терапии своей неповторимой индивидуальности в процессе знакомства с типологией характеров. Согласно М.Е.Бурно, слово «творческий» означает всюду здесь «по-своему»: с познанием переживанием себя, своих особенностей — для своей вдохновенно-творческой жизненной дороги. Групповые занятия (8-12 человек в группе) и индивидуальные встречи с психотерапевтом происходят дважды в месяц в курсе долгосрочной ТТС (2-5 лет). Краткосрочные интенсивные варианты метода продолжаются от недели до 4-х месяцев.
Идеал эффективности ТТС — формирование (обычно в долгосрочном курсе терапии) творческого стиля жизни: состояния почти постоянного более или менее выраженного творческого вдохновения или способности специальными выработанными творческими способами ввести себя в это состояние, целительное в высоком смысле.