Ii психическая устойчивость руководителя
из них. В способности познавать истину Декарт °дел здоровье души. Гельвеции (1938) считал, что отли-Вительный признак здорового ума заключается в его спо-бности правильно осуществлять сравнение сходств и С азличий, соответствий и несоответствий между различными предметами. По замечанию А.Ф. Лазурского (1925), один из признаков здоровой личности предполагает умение человека регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм. В качестве одного из важнейших признаков душевного здоровья личности А.А. Мег-рабян (1978) называет способность к саморегуляции, то есть умение человека свободно управлять в бодрствующем состоянии своими сенсорно-перцептивными процессами, мыслями, эмоциями и моторными функциями. Единство Я и эффективная адаптация к социуму являются, согласно Т. Рибо (1886), условиями психического здоровья личности. Если в здоровом человеке между его двумя Я, субъективным и объективным, существует правильное, нормальное отношение, то, по мнению Н. Страхова (1894), в больном—эта связь нарушена. Психическое здоровье ассоциируется с потребностью человека в самореализации как личности, то есть психическое здоровье обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.
По мнению ученых, психическому фактору, который является наиболее близким и прямым регулятором конкретной деятельности и образа жизни, уделяется недостаточное внимание. Учет возрастающего значения психических факторов в возникновении, течении, компенсации и декомпенсации различных соматических болезней определяет одну из особенностей психологии здоровья — ее «неспецифичность». В настоящее время уже не вызывает сомнений, что не менее 30%, а по мнению большинства авторов, не менее 50% больных, обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стацио-ры, составляют, по существу, практически здоровые Ца, нуждающиеся лишь в известной коррекции эмоционального состояния.
Т т
психическая дстеИчивпстьрдшоднтеля |
опросник, мы получили результаты, пред- Г 128 |
.ей гпелнего звена со стажем работы на занимае- лителеи y-f^tv ^ й должности более 5 лет, а группу «2» составили моло-М° руководители со стажем работы до 3 лет (36 чел.). Каждый вопрос начинался со следующего утверж-ения: «В последнее время я начал замечать, что у меня часто...». Опрос имел анонимный характер. В таблице представлен перечень выявленных признаков (жалоб), которые начали отмечать испытуемые в последнее время. Вторая и третья колонки таблицы показывают процент лиц каждой группы испытуемых, отмечающих у себя тот или иной симптом, влияющий на трудоспособность и впоследствии ведущий к психосоматическим заболеваниям. В четвертой колонке отмечена разница (в процентах) положительных выборов выявленных признаков каких-либо недомоганий у руководителей обеих групп, колонка пять — номера вопросов. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что руководители, испытывая огромные психофизиологические нагрузки, «расплачиваются» различными психосоматическими нарушениями. Подводя итоги проведенного исследования, можно сказать, что в группе лиц, достигших определенного профессионального мастерства, появляются отдельные при-Нами было проведено исследование на определенкЯзнаки нарушения функционального состояния, влияю- |
28
Статистика свидетельствует, что лиц, свободных oJ каких-либо психических нарушений, то есть «абсолют] но здоровых» в настоящее время насчитывается в сред, нем лишь 35%. Прослойка людей с предболезненныы состояниями (донозологические формы психической д задаптации) в населении достигает немалых размеров' по данным разных авторов — от 22 до 89%. Однако, со] гласно мнению экспертов, половина носителей псих» ческой симптоматики не нуждаются в психиатрическо{ помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде а возможно, нуждаются только в психологическом коц сультировании.
Исследования, проведенные в одном крупном на' но-производственном объединении, показали, что 4 работников предприятия имеют те или иные медико-пс хологические проблемы. У 10% обследованных выявл ны выраженные социально-психологические дезада тации. Актуальными проблемами для работников НП( являются следующие: 1) проблемы, связанные с физи ческим здоровьем; 2) проблемы, касающиеся психи ческого состояния, контроля эмоциональной сферы, р* гулирования настроения; 3) проблемы общения, в toj числе сексуального; 4) проблемы, связанные с семье! 5) проблемы, вызванные курением и злоупотребление
алкоголем
состояния здоровья руководящего звена госслужбы. В » следовании приняли участие две группы управленце: Первую группу (А) представляют мужчины с высши! образованием, в возрасте 43 — 50 лет, занимающие вьн шие должности руководителей коллективов на протяж нии 4 — 7 лет. Вторую группу (Б) составили мужчины высшим образованием, в возрасте 30 — 35 лет, проходи шие переподготовку в связи с назначением науправле] ческие должности
Используя тест общего здоровья Лангнера—Амъел мы выявили отдельные симптомы — жалобы испыту мых в двух группах управленцев. Постепенно из отдел ных донозологических признаков и складывается ка] тина того или иного заболевания. Используя разработа
1 Ананьев В.А., Никифоров Г.С. и др. Психология здоровья. СГ
2000. С. 42. ,«:-<.йл.а.чу„>у.,
сШ р
НЫ ленные в таблице. Группу «1» составили 28 руково-сТаВй лнего звена со стажем работы на занимае-
щего на работоспособность. И процент таких признаков достаточно высок, чтобы не обратить на него внимание с точки зрения статистики.
Таким образом, на примере данного исследования можно увидеть, что большая часть управленцев в той или иной степени нуждается в помощи специалистов-психологов, психотерапевтов и др.
Раннее тестирование и внимательное отношение к своему здоровью поможет выявлению тревожных симптомов и предотвращению развития заболевания до того, как это скажется на выполнении профессиональной де-йтельности.
Интерес к психологическим факторам в развитии заболеваний связан с тем, что они в большей степени под-£ *^ся к°нтролю и во многом зависят от самого челове-• Следовательно, одним из руководящих принципов вентивного подхода должна быть установка на поиск
№учешеданньи,свидегельсгвующихоб имеющихся донозолсяическихпризнакахуруководигелей государсгвенныхучреждений,потесгу общего здоровья,в% |
Признаки |
!ычитание »-«2») |
Группа «2» |
р вопросов опроса |
руппа «1» |
Повышенная раздражи-тельность, напряженность |
Ощущениеодиночесгва |
Факторы, вызывающие физический дискомфорт |
Снижение настроения, грусть |
Безразличие ко всему |
Впечатление «черной полосы» вжизни, сплошные неудачи |
Ощущение неусидчивости, трудно находиться на одном месте |
Трудности с запоминанием обыденных вопросов |
Ощущениеусгалостикисходу рабочего дня |
Трудно приступить к работе, решению вопроса |
Внезапные приливы жара |
Тяжесть в голове, нет ясности мысли ______ |
Частые расстройства сна, трудно уснуть |
Частые головные боли |
Изжога, дискомфорт в желудке |
Частые ощущения сердцебиения |
Ощущение нехватки воздуха, удушье без видимых внешних причин_________________ |
Чувствоозабоченности, излишняя суетливость_______________ |
Частые ощущения холодного пота |
Дрожь в пальцах рук в несложных ситуациях |
Плохой аппетит |
Полуобморочные состояния |
30
образом, психология здоровья занимается психо-Эгическими причинами здоровья, а также разработкой Л° одов и средств его сохранения, укрепления и развито Основная задача психологии здоровья — как делать ^больных людей здоровыми, где само здоровье можно осматривать в качестве оптимальной предпосылки (ус-овия) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, что перекликается с основной гипотезой и предметом данного исследования. Сущность психологии здоровья как фактора психической устойчивости в нашем исследовании заключается в подходе к изучению психического здоровья и управления им.
Психология здоровья опирается на холистический подход в науке о человеке, чем подчеркивается гармо-21 ] ничное развитие всех составляющих человека. Реализа-ция холистического подхода идет через раскрытие потенциалов человека. Целью превентивной работы, направленной на сохранение психического здоровья, является раскрытие: эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной и профессионально-важных качеств, отражающих различные аспекты психического здоровья человека (в частности, управленца). Гармоничность развития этих сфер и является психической устойчивостью, как было выявлено в исследованиях (М.Ф. Секач, 1999). Раскроем составляющие психической устойчивости управленцев.
Существенное значение в формировании психической устойчивости руководителя имеют эмоции. Эмоция — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. В различной литературе по психологии эмоции характеризуются обычно как переживания человеком его отношения к 1—, каким-либо значимым для него объектам, событиям. С их помощью выражается оценка факторов внешней и внутренней среды, их биологическое и социальное содержание и значение.
каз Физиологических исследованиях их значение по-„, _ывается чаще всего через участие мозгового аппара-
_ ренн°ЦИИ "*" его отАельных структур в процессе внут-
его подкрепления, определяющим выбор поведен-
D I
шатт |
Руководителя
ческих реакций и способ их осуществления. Например ИП Павлов считал что сложнейшие безусловные рф |
вении сложных условий, мобилизуя новые силы, что- леть возникающие трудности опасности |
И.П. Павлов считал, что сложнейшие безусловные р лексы связаны с деятельностью ближайшей к |
в
риям подкорки, и это есть то, что психологами называет ся эмоциями. По мнению академика П.К. Анохина, ции не что иное, как приспособительные реакции, во: |
никшие в процессе эволюции, для сохранения жизни! 2) физиологический процесс усиления или понижения г,™,, „„„., ™™™ ™»а ci™ ^,r^oTT^DUtTO г-ПгтПат,г.. 1 с^^ветствук)щИх функций организма в ответ на данные возмущающие факторы. В большом количестве случаев эти реакции целесообразны и по крайней мере детерминированы удовлетворением потребностей'. Особенно это характерно для стенических эмоций, когда они определяют некоторый оптимальный уровень возбуждения, соответствующий максимуму длительной работоспособности, или же обеспечивают мощный всплеск функцио- |
д i преодолеть возникающие трудности, опасности. R эмоциональной реакции в таком аспекте можно выделить два взаимосвязанных компонента: 1) отражение в сознании отношения к таким возмущающим факторам, как чувства удовлетворения или неудовольствия и т. д.;
проддения своего рода. Эти субъективные состояния провождаются целым рядом объективных биохимии ких и физиологических изменений в нашем организ: Известный нейрофизиолог П.В. Симонов считает, эмоции — как бы дополнительный инструмент для знания окружающего мира и быстрого приспособле: организма к меняющимся условиям среды
нальных резервов организма. Эмоции как психические процессы находятся в органическом единстве с потребностями и соответствующими психофизиологическими и физиологическими явлениями в нервной системе и других органах и системах человека. Как мы говорили, что важное предназначение эмоций — это их сигнальная, регулирующая роль, усиление функциональных возможностей, мобилизация резервов, но часто бывает и наоборот. Они могут привести и к общей астенизации и диссоциации функций организма, :нижают или парализуют волю, резко нарушают устой- |
Итак, занимая столь значительное место в психо. гической структуре индивидуальности, эмоции не мом не оказывать влияния на процесс и продуктивность щ тельности руководителя. Принципиальный вывод сосц ит в том, что в управлении собой эмоции для руководит^ ля имеют доминирующее значение, так как относятся) процессам внутренней регуляции поведения. Являяв субъективной формой выражения потребности, эмоци предшествуют деятельности по их удовлетворению, Щ буждая и направляя ее. Таким образом, эмоции отраж! ют состояние психической устойчивости.
чает функции оценки и побуждения. Значение эмоци< |
Возникая в деятельности, эмоции также способа выполнять свою ведущую функцию — функцию вну! ренней регуляции деятельности, которая, по сути, вкли чивость психических процессов. Одним из наиболее ха-
рактерных в таком аспекте состояний является эмоцио-
нальности как индивидуально-устойчивой характери( нальная напряженность2. Под эмоциональной напряжен-тики субъекта в его психическом развитии подчеркив< тостью понимается состояние, характеризуемое времен-лось многими исследователями. Указанные функцй ным понижением устойчивости психических и психомо-эмоций свидетельствуют о той огромной роли, котору) г°рных процессов, падением работоспособности, эмоции играют в процессе порождения и протекания д< Если человек отправляет сознательную активную ятельности. Эмоциональные проявления настолько раз деятельность на основе волевых актов, развивается нообразны, что практически не укладываются в рамЯ )М°Циональное напряжение как сигнальный процесс какой-либо строгой классификации. Мы обратимся пр« * Регуляция функциональных резервов, преимуще-
но их мобилизация. Однако при чрезмерных по
имущественно к их влиянию на функциональные резер вы человека, а следовательно, и на возможность успей ного выполнения определенных задач, в том числе й профессиональной деятельности.
ивекл ' ЕвЯокимов В.И. Поведение и саморегуляция а в условиях стресса. СПб., 2001. С. 77-78. пп 1амже. С. 78-81 00 |
Биологическая сущность эмоций в их целесообрз3 ности. Они как бы стимулируют активность при возни*
Психология
здоровья
ошичвсш устойчивость руководителя |
34
Правомерно утверждение, что одни исследователи во уоценки ставят сознательный аспект волевых про-Л ний ДРУ™6 — их ЦеленапРавленность> избиратель- ВЛ6 |
ЯВЛ6 ь третьи — иные признаки проявления воли в дея-Н° ности, в том числе и управленческой. С акмеологи-тесК0Й т0чки зрения можно утверждать, что воля харак-Черизует человека как субъекта деятельности, своего развития, жизненного пути, которая во многом определяет его личные особенности и результаты достижения цели. Но также доказана биполярность волевой регуляции, из которой следует, что чем более волевой человек, тем менее психически устойчив. Нарушение волевой регуляции также характеризует снижение психической устойчивости. Анализ ряда исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, позволяет выделить наиболее существенные признаки, механизмы и условия развития интеллекта и личностно-профессиональных качеств. В частности, ряд исследователей определяет «интеллект» как систему «наиболее жизненных и актуальных операций», совокупность мыслительных способностей и регулирующих функций психики, например С.Л. Рубинштейн (1946), систему ориентировки на существенные отношения к решаемой задаче П.Я. Гальперин (1966), ответственности за качество процесса мышления Ф. Клике (1983), способности изменять свое знание |
силе или астенических по окраске и направленно^ эмоциях может развиться состояние эмоциональц0] напряженности. Характерны в таком аспекте излиц," няя мотивация и самовозбуждение, очень сильям всплеск стенических эмоций, неоправданно тревожность и др.
Наряду с эмоциями в психической устойчивости щ ководителя особое значение придается волевой регу/щ ции. Следует отметить, что в европейской культуре net вым обозначил проблему воли Аристотель. Воля пониищ лась им как особая часть души, способная «приводить] пространственное движение», как «сообразное разум] стремление». Это понятие было призвано объяснить, ким образом осуществляется поведение человека в сооц ветствии со знанием (которое само по себе лишено поб» дительности). В историческом плане выделяются разлщ ные направления изучения воли, в которых ее природ сводилась к сложным психическим процессам нево* вого характера, среди них можно отметить интеллекту листические, где проявления воли сводились к борш представлений, ассоциативной связи между мотивом действием; эмоциональные, в которых основой волевм! действия является стремление продлить удовольстви или избежать страдания; моторные, вводившие понята «моторная идея» как основу воли, которая сопровождав движения, обусловленные нервными процессами, со«п ветствующими идеями и др.
Существенным фактором, влияющим на формироЯБ.ф. Андерсон (1977), процесс подготовления возможно-
ние психической устойчивости руководителя, являет воля как способность преодолевать препятстви В.А. Крутецкий рассматривает волю как «ядро, стерже характера»; В.К. Калин рассматривает волю как важн) |
ста осуществлять ту или иную операцию или навык А.Н. ^еонтьев и др.
Характеризуя различные стороны интеллекта как явления, исследователи указывают на его сложную струк-
внутреннюю предпосылку, волевой стиль обеспечевШгуру и функции. В нем существуют не только знания, ин-успешной деятельности; В.И.Селиванов связывал рев№идуальные семантические структуры— знания ляцию деятельности с созданием психической устоиясубъекта об объекте, мыслительные способности, но и
вости, контролем эмоций и психических состоя Н.П. Рапохин предложил учитывать эмоционально-в* вую устойчивость как необходимую при функцио] вании в сложных условиях деятельности; А.Н. Лео охарактеризовал волю «как особый вид внутреннего лия и произвольных и преднамеренных действий» |
пособности знания, контролирующие процесс мышле-[ия. Кроме этого, в систему интеллекта входят динами-• ские составляющие — интеллектуальные интересы и реддочтения, интеллектуальная направленность (осоз-анные или неотрефлексированные).
амечено, что интеллект тесно связан как с личност-
торые характеризуются наличием выбора, принятие^Г труктурой человека, его способностями, так и фун-
шений и преодолением препятствий. |
па- |
нальной структурой личности — восприятием,
W
мятью, мышлением и рефлексией. В целевой т
ции — с личностно-профессиональными качествами.
М.А. Холодная подразделяет интеллектуальную ощ
низацию субъекта на интеллектуальные структуры (ф
сированные и накопленные формы опыта — как ф
организации индивидуального познавательного опыта
Эта модель является наиболее подходящей для анализ!
профессиональных особенностей интеллекта руководЛ
теля, поскольку объединяет, синтезирует и включает
себя многие элементы, входящие в другие модели. Это]
база знаний субъекта, его понятийные психически
структуры, субъективное когнитивное пространство лад
ности; интеллектуальные способности; интеллектуала
ный контроль; интеллектуальная направленность и ад
теллектуальные критерии1. I
К интеллектуальным способностям руководителя mJ относим: интеллектуальную продуктивность, способ! структурирования, кодирования информации, креатив ность, оригинальность, комбинаторные свойства, спс собности к анализу, синтезу и т. п. Интеллект руководи теля является сложной психологической системой, ко торая без определенных норм мышления, присвоен! «культуры мышления» прошлого и своего времени в может выполнить исключительно важную функцию в са морегуляции психической устойчивости руководители Интеллект как всякая совокупность умственных способ ностей человека обеспечивает целостность и гармони ность отражательной деятельности мозга. Oi но, интеллект руководителя целесообразно рассматр! вать как дифференцированную целостность, состоящу] из психологических процессов, механизмов, функций свойств.
Анализ психической устойчивости указал на актуаЛ ность и такого компонента, как личностно-професо» нальные качества госслужащего. Как категория дни2 мичная, личностно-профессиональные качества фикО руют степень познания на данной стадии развития, данный момент, отражают особенность этой стадий потому являются одновременно и ступенью Познани* ступенью развития руководителя как личности и К*
1 Холодная МЛ. Интегральные структуры понятийного
ния. Томск, 1983.,м& ~* s ■ v,« ,,>и<.,..■>*
-Ь|)Шап,и_адашы1 и всихичесш устойчивость руководителя
бъекта деятельности. Неразрывно связаны личност-СУ офеСсиональные качества с понятиями деятельно-Нти Деятельность определяют как специфическую фор-Cfv активности, содержанием которой является целесо-боазное изменение и преобразование мира и себя. В деятельности проявляется сущность личностно-професси-ональных качеств руководителя.
С точки зрения деятельностного подхода личностно-профессиональные качества можно определить как системное образование государственного служащего, которое представляет собой сущностное содержание его соответствия процессу деятельности, взаимосвязи с социальной средой и имеет субъективную форму выражения. Анализ психолого-акмеологических особенностей госслужащих позволяет осуществить структурное представление личностно-профессиональных качеств:
• уровень общих способностей к управленческой де
ятельности;
• характеристики ценностных ориентации и моти
вации достижений;
• уровень интеллектуальных качеств и умений; уро
вень профессиональной компетентности; уровень
развития профессиональных умений и навыков;
• уровень развития конкретных личностно-деловых
качеств.
Все компоненты психической устойчивости: эмоционально-волевые, интеллектуальные и личностно-профессиональные качества в органической взаимосвязи создают базу психической устойчивости госслужащего. Через раскрытие и развитие составляющих психической устойчивости мы формируем психически здоровую личность, которая имеет способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих, имеет развитую систему ценностей, сознательно руководит своими действиями и поступками, имеет тенденции к развитию, росту и амореализации. Только деятельность психически здо-Р^вого управленца будет эффективной, так как он как ^ециалист будет стремиться знать и уметь больше, чем н тРебУется для выполнения конкретной работы в дан-АУт В^СЛОВИЯХ- Э™ дополнительные знания и умения бу-альн Ы(\Тупать в качестве функциональных (интеллекту-°бесп резервнь1хвозможностеи управленца, которые ечат эффективность и надежность деятельности в
случае осложнения ситуации, в частности, действия э* стремальных факторов.
Еще раз подчеркнем, что для сохранения психичес кого здоровья важным являются превентивные мерьц, гармонизации всех составляющих психической ycrojj чивости управленца. Для этого и нужна психология здо. ровья как наука, изучающая здоровье здорового, чере-. раскрытие различных аспектов психического здоров^ человека (в частности управленца). Но не разработащ надежные методы определения и измерения уровня здо. ровья, количественного выражения его динамики и тен денции его изменения, методики контроля своего сосн> яния, простые и доступные населению тесты для опре. деления состояния здоровья и начальных стадий заболе вания. Для сохранения психической устойчивости ynpas ленцев необходимы методы именно донозологической дв агностики.
Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько гра даций здоровья. Гален сформировал понятие «третьей состояния» — переходного между здоровьем и болез нью. В той или иной степени этой проблемы касалио! И.М. Сеченов, СП. Боткин, И.П. Павлов, И.А. Аршавс кий, Н.М. Амосов и др. В настоящее время выделяю: следующие состояния организма:
1. Здоровье — оптимальная устойчивость к дей ствию патогенных агентов, физическая, психическая! социальная адаптивность к меняющимся условия) жизнедеятельности. Состояние организма с достаток ными функциональными (адаптивными) возможности ми (резервами).
Здесь задействован комплекс адаптационно-компа саторных паттернов, при отлаженной работе которы данное состояние будет свидетельствовать о психичес ком и соматическом благополучии. При адаптации сйс тема перестраивает, изменяет свои структурные связ| для сохранения функций, обеспечивающих ее существе вание как целого в условиях изменяющейся среды. К<* пенсация направлена на сохранение функции систем! даже в случае нарушения деятельности функционал* ного элемента. То есть адаптация направлена на из1* нение функций структуры, а компенсация — на coxp* нение, восстановление функций и структуры. Это люса реакций организма на возмущение среды
психическая устойчивость руководителя
Основой адаптации как приспособления является из-ость психосоматических признаков в результате Ме йствия на них внешних сил. В то же время сохране-В°ЗДгтизнаков возлагается на наследственность, то есть Нтттоеннюю конституциональную программу здорово-В организма. Построение эмоционально-когнитивно-Г° еленческой стратегии в соответствии с конституциональным стержнем создает условия здорового существования человека.
2 Состояние, при котором функции организма реализуются более высоким, чем в норме, напряжением ре-гуляторных систем. Это тот уровень, который не может компенсировать происходящие в организме под влиянием негативных факторов изменения и вследствие чего формируется тенденция к саморазвитию процесса. Совершенно очевидно, что у лиц, находящихся в различных условиях существования, этот («безопасный») уровень может отличаться: для руководящего работника необходимы большие резервы здоровья, чем для обычного служащего, чтобы сохранить необходимый оптимум «степеней свободы».
Если человек игнорирует или нарушает законы природы своего тела и психики, то это, в свою очередь, ведет к «возмущению» тех или иных заблокированных систем организма (Ананьев В.А., 1995). Это условия, когда нарушается соответствие уровня адаптационно-компенсаторных процессов «норме адаптации». «Норма адаптации» — это пределы изменения структуры системы (или элемента) под влиянием действующих на систему условий среды, при которых не нарушаются структурно-функциональные связи со средой, что обеспечивает существование системы.
Для человека (организма), существующего в условиях его адаптационной нормы, необходимость адаптации отсутствует, поскольку он к этим условиям уже адаптирован. Норма биологической адаптации сформировалась в адаптациогенезе и закрепилась наследственно, однако норма психической адаптации формируется благодаря научению, то есть является приобретенным факто-Р°м. Норма психической адаптации, опираясь на инди-идные характеристики, во многом зависит от сформи-
энных окружающей средой границ адаптационно-
пенсаторных реакций. Границы нормы социальной
адаптации определяются обществом. Таким образом, ц. каждом уровне: биологическом, социальном, психологц, ческом существует своя норма адаптации, когда процс* ходит нарушение границ нормы адаптации, как в этой состоянии, то последствия обнаруживаются на всехур08< нях, но раньше на биологическом. Следовательно, bJ никаеттретье состояние.
3. Преморбидное состояние (предболезнь) — можность развития патологического процесса без и нения силы действующего фактора (факторов) вс ствие снижения резервов адаптации и признаками моразвития процесса. Снижение функциональных можностей организма проявляется в виде двух ста ^ а) с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных сио тем организма, в том числе сердечно-сосудистой системы; б) с преобладанием специфических изменений се стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсацщ проявление заболеваний может быть выражено или находиться в начальной фазе и имеет компенсаторный ха-1 рактер. Преморбидное состояние является предупреж' дением, что что-то не так. Организм сигнализирует, чтр следует обратить внимание на свое здоровье, пока не наступила болезнь.
Но на этом этапе развития патологии человек либо вытесняет тревожащую его информацию, либо рацвд нализирует ситуацию на уровне: «просто устал, на$ выспаться как следует, и все пройдет». Если нервньй тик — «видимо, продуло, сквозняк на работе» и мной других расхожих псевдообъяснений своего уже боле! ненного, изменившегося состояния.
Предболезнь — это латентный, скрытый период б» лезни, оценка которого осуществляется по избыточно» эмоциональной напряженности донозологического ур<# ня, имеющего выраженный вегето-соматический эквЯ' валент. При чрезмерно сильных и длительных эмоци* работоспособность, психическая устойчивость измен*' ются близко к тому, как это описано известной в псих^ логии инвертированной V-кривой Йеркса—Додсона. С* гласно закономерности, описываемой данной кривой.' соответствии с ростом эмоционального напряжения {* зультативность выполняемой деятельности сначала в"3
д^шиья и психическая устойчивость руководителя
затем эмоциональная стимуляция перестает
ывать положительное воздействие и, наконец, на-°ка3 юТСЯ реверсивные действия — рост эмоций опре-ЧИН ет ухудшение деятельности, понижение показатели психических (например: ухудшение восприятия, леимания, концентрации, ступор в мыслительных провесах, ухудшение воспроизведения в памяти, критичности мышления) и психомоторных процессов (ухудшение согласованности, точности движений, нарушение соразмерности усилий со склонностью к передозированию), вегето-соматические реакции (резкое, неадекватное учащение пульса, дыхания, сокращение фазы выдоха нарушение нормотонических реакций кровяного давления, профузный пот, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики, позывы на диурез и др.). «Тело здоровое, но не до предела, тело не здоровое, но и не больше», — так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это еще не болезнь, но уже и не здоровье. Таким образом, эмоциональнострессовые реакции довольно жестко сопряжены с предболезненными состояниями.
Третье состояние, по Авиценне, есть не патологическое, однако адаптационные реакции становятся похожими на невротические проявления. Признаки, определяющие это состояние, часто интерпретируются, особенно психиатрами, как начало того или иного патологического процесса и оформляются в диагноз. Однако астения, тревога, вегетативные дисфункции, снижение порога переносимости различных воздействий из окружающей среды — скорее отражают динамику здоровья как процесса. При этом у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью самопознания, саморегуляции, с помощью креативного процесса отлаживания адаптационно-компенсаторных механизмов.
Если и дальше из-за незнания себя, возможностей коррекции своего состояния продолжается давление на нормативные границы адаптации, то резервные возможности защитных систем (компенсаторных механизмов, Одерживающих норму адаптации) оказываются исчер-
ными,и человек переходит в новое состояние — бо-
Именно второе и третье состояния как донозологи-КИе вследствие скомпенсированности не находятся
в поле зрения врачей. Донозологическое состояние—е реходное между здоровьем и болезнью, ограничиваемое с одной стороны, степенью (уровнем) снижения резер! вов здоровья и возможностью развития вследствие этого патологического процесса при неизменных условиях жизнедеятельности, с другой — начальными признаками нарушения функций — манифестацией патологического процесса. Однако при донозологических и премор. бидных состояниях наблюдаемые изменения физиологических показателей, как правило, не выходят за пределы так называемой клинической нормы и поэтому остаются вне поля зрения врачей при проведении диспансерных осмотров. В результате этого, как известно, только срыв адаптации с развитием конкретных нозологических форм заболевания становится основанием для проведения лечебных мероприятий. В лучшем случае, при более раннем выявлении начальных признаков заболевания могут быть применены специфические меры вторичной профилактики.