Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма

Формирование слухового гнозиса необходимо начинать с расши­рения его репертуара, используя для этого природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей и т.д.

148.«Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков
природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, го­
лоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышан­
ные звуки (их сходство и различие, где можно их услышать и т.д.).
Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки,
затем — сходные по звучанию.

149.«Послушай, как звучит». Исследуйте звуковую природу лю­
бых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите,
бросьте, поскребите, подергайте и т.д.), варьируя громкость и темп,
нарастание и затухание звука.

150.«Угадай, чей звук». Попросите ребенка прислушаться к зву­
кам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефон­
ный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т.д.

151.«Шумящие коробочки». Поиграйте с ребенком с коробочка­
ми, заполненными различными материалами (песок, крупа, скреп­
ки, бумажные шарики и т.п.), которые при сотрясении создают раз­
личные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и
ребенка. Взрослый берет коробочку из своего набора, трясет ее, ребе­
нок внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он бе­
рет по одной коробочке из своего набора и сравнивает их между со­
бой, находя аналогичную. Игра продолжается до тех пор, пока для
каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара.

Другой вариант игры: психолог трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.

152.«Подбери картинку». Упражнение состоит в узнавании и на­
зывании ребенком различных звуков и подборе подходящих к ним
картинок.

153.Начните «диалог» с ребенком на инструментах — чередуйте
«высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослу­
шивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 193

структурированное, повторите. Продолжайте игру — один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Продолжайте, пока ребенок не отработает спонтанную находку.

Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям. Первое — совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания (углубление вдоха и увеличение длительности фаз с их последующим уравниванием). Аналогичные упражнения уже были описаны в разделе 1. Детям интересно бывает услышать свой пульс, прислушаться к ритму своего сердца или сердца другого.

Второе направление — ориентация на внешний ритм. Здесь ис­пользуется все многообразие средств. При выполнении любых упраж­нений, где вы сами считаете ребенку (счет на 8, на 12), можно, хло­пая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замед­ляя его. Можно использовать чередование звуков разной громкости и тональности внутри ритмического рисунка. Это способствует разви­тию внимания и большей приспособляемости ребенка к изменяю­щимся условиям.

154. Психолог задает ритм, отстукивая его одной рукой, напри­
мер, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление —
ребенок видит руки психолога). Затем происходит постепенный пере­
ход только к слуховому восприятию (с закрытыми глазами):

—ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой
рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по сто­
лу), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой
рукой, «3» одновременно двумя руками);

—ребенок сначала «дирижирует» всей рукой, затем только кистью;

—ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рису­
нок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения
только стопой; прыжки на одной, двух ногах.

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по оче­реди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения зву­ки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар — короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар — длинная вертикальная черта).

155.Воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами
(например, «2» — левая нога, «2» — правая нога, «3» — хлопки рука­
ми). Здесь же можно предложить ребенку «дирижирование» различны­
ми частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены — «2»

7 — 4794

194 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

двумя локтями одновременно, «2» приподнимая и опуская левую руку, «3» двумя ногами одновременно или «2» правой рукой и левой ногой одновременно, «2» левой рукой и правой ногой одновремен­но, «3» удара одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).

В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребе­нок испытывает трудности при воспроизведении ритма, предлагается развернутая опора на речь. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: со-кол («2»), ле-тит («2»), вы-со-ко («3»).

156.Ребенок считает, сколько ударов в каждой серии, и подби­
рает слова с тем же количеством слогов или гласных букв. Если это
вызывает затруднения, то ему дается дополнительная зрительная опо­
ра: сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточка­
ми, например, 11 11 111, а затем подбираются слова и под каждой чер­
той пишется соответствующий слог.

Если ребенок все же не может воспроизвести образец, дается ориентир в виде цифровой его записи «2-2-3», где цифра отражает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за дру­гом хлопков или ударов, а тире между ними — пауза.

157.«Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Психолог отбива­
ет какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и по­
вторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они
получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по
очереди — слева направо — отбивает по одному отрывку из всего за­
данного ритма. Когда ритмический рисунок завершен, следующий по
кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей
команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший
паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко или вы­
бывает из игры».

158.Сначала так, как это было показано, происходит отработка
ритмического рисунка в статике, затем — в динамике: дети идут по
кругу, все одновременно или по очереди выполняя ритмический
фрагмент, создавая единую мелодию и двигаясь в заданном ритме.

159.Упражнения с применением ритмических музыкальных инст­
рументов. Ребенок может либо повторять заданный ритм, либо его при­
думать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе,
когда дети по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой,
контролируя при этом правильность его повторения остальными.

160.Упражнения с использованием специально подобранных му­
зыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 195

предлагается произвольно (или повторяя уже усвоенные двигатель­ные упражнения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком.

161.*Громко—тихо». Попросите ребенка произнести гласный
звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто — протяжно,
низким голосом — высоким. Затем так же сочетания разных звуков.

162.«Камертон». Предложите ребенку проговаривать по слогам
любой стишок и одновременно отстукивать его ритм по следующим
правилам: отстукиваются слоги (каждый слог — один удар); на каж­
дом слове, включая предлоги, рука меняется.

Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безудар­ный — ладошкой, предлог с гласной — ладошкой, предлог без глас­ной — ребром ладони. Задание может быть действительно полезным только при регулярных упражнениях в течение длительного времени.

Наши рекомендации