Приложение 2. Схема составления отчета по изучению личности обучающегося
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
на
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ:
Ученик (ца)________(имя, первая буква фамилии)________________, ____________ класса школы №______________г. (района) ________________
Возраст. Менял(а) ли школу, класс? Если да, то почему?
Внешний вид (словесный портрет). Данные ознакомительной анкеты.
II. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1. Общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний (поданным школьного медработника, информации в школьном журнале или со слов учителя, ученика).
2. Рост, телосложение. Соответствие физического развития возрастным нормам (соответствует, выглядит старше своих лет или моложе).
III. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА
1. Состав семьи: полная (оба родителя) или неполная, наличие братьев и сестер, их возраст. Профессия, образование взрослых членов семьи.
2. Общая атмосфера взаимоотношений в семье (благополучная, неблагополучная: информация от социального педагога или классного руководителя).
IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, ЧЛЕНОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНИК.
1. Количественный и половой состав.
2. Общая характеристика успеваемости (сколько отличников, хорошистов и т.п.), дисциплинированности, общественной активности.
V. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИИ С УЧИТЕЛЯМИ
1. Официальный статус ученика (успеваемость, дисциплинированность, участие в общественной работе).
2. Как выполняет общественные поручения (хорошо, удовлетворительно, плохо, с энтузиазмом, с удовольствием, не выполняет).
3. Какое положение занимает в классе (лидер, активист или наоборот, и, держится отдельно): по результатам своих наблюдений или данным школьного психолога и классного руководителя.
4. Какую роль играет в общественной работе, играх со сверстниками (инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель?).
5. Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям одноклассников (доброжелательно, серьезно, равнодушно, агрессивно).
6. Общительность, широта и постоянство контактов с одноклассниками, наличие или отсутствие близких друзей среди одноклассников, причины дружбы, проявление товарищеских качеств (взаимопомощь, взаимовыручка, надежность или способность к предательству и т. д.). Если ученик одинок в классе, то где, с кем и на основе каких интересов он общается?
7. Характер взаимоотношений со сверстниками противоположного пола (активные дружеские связи или неспособность установить контакт, сдержанность или развязность и т. д.).
8. Характер взаимоотношений с учителями (наличие или отсутствие конфликтов, проявление грубости, реакция на оценки и замечания и т. д.).
VI. ОСОБЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКА (на основе беседы, задание 2.2. и 2.3):
1. Преобладающие мотивы учебной деятельности (ради чего, почему учится?). Какое отношение проявляет к различным учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, добросовестное, безразличное, отрицательное). Какую активность проявляет на уроках (высокую, среднюю, низкую, не проявляет?). Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, регулярно, не регулярно, испытывает затруднения в работе, не выполняет)?
2. Проявляет ли интерес к искусству, спорту, технике и т. д.? Культурный кругозор. Участие в работе (если да, то в какой и где) кружков, секций, факультативов? Что любит смотреть по телевизору, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает, что читает (кроме школьной программы). Положительно или отрицательно влияют неучебные интересы на учебные и наоборот? Приведите примеры.
3. Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть)? Имеет ли достаточно полное представление о будущей профессии (да, частично, нет)?
VII. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКА (на основе наблюдений, беседы с учеником)
1. Оценка уровня притязаний (высокий, средний, низкий). Он проявляется в тех целях, которые ученик хочет достичь в учебе и будущей работе, в том положении, которого он добивается в классном коллективе.
2. Характеристика самооценки (адекватная или неадекватная, последняя может быть завышенной и заниженной). Подтвердите данными наблюдения, беседы с учеником.
Приведите примеры ситуаций, в которых проявился характер самооценки ученика. Адекватная самооценка проявляется в способности ученика объективно оценить свои успехи и неудачи в учебе или другом виде деятельности, в умении видеть и признавать свои ошибки, в критическом отношении к недостаткам своего характера и т, д. Завышенная самооценка порождает такие особенности поведения, как эгоизм, самовлюбленность, зазнайство, высокомерие, стремление к лидерству, пренебрежение мнением окружающих, некритическое отношение к себе и очень высокие требования к окружающим. Заниженная самооценка у школьника проявляется в неуверенности в своих силах, пассивности, отчужденности, высокой тревожности, подавленности, болезненной чувствительности и ранимости, ощущении своей неполноценности по сравнению с окружающими.
VIII. ТЕМПЕРАМЕНТ
Черты какого типа темперамента преобладают (холерического, сангвинического, флегматического, меланхолического)? Как эти черты проявляются в повседневной жизни, в поведении школьника.
IX. ВЫВОДЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Правильно ли развивается личность школьника? Какие качества личности (интересы, черты характера, способности) надо бы воспитать у ученика для его более гармоничного развития? Какие недостатки личности необходимо исправить?
2. Какие условия жизни, воспитания в семье и школе способствовали развитию положительных черт личности и какие привели к отрицательным?
3. Каким должен быть индивидуальный подход к данному учащемуся со стороны отдельных учителей, классного руководителя для улучшения их воспитательного воздействия?
Литература:
1. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е.П. Ильин. – СпБ.: Издательский дом Питер, 2011. – 640 с.
2. Общая психология и психология личности [Текст] / под ред. А.А. Реан. – М.: Прайм-Еврознак, 2009.
3. Райс, Ф Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - СпБ.: Издательский дом Питер, 2011. – 816 с.