Современная модель семьи, ее особенности
Каждая культура) порождает нормативную модель семьи,. Струк-ра нормативной модели включает в себя элементы — нормати[вных членов семьи, каждый из которых характеризуется опре-ленным статусом, т. е. позицией с определенными правами и обязанностями, с которыми связано ожидаемое поведение. Кроме-; элементов, структура семьи определяется через отношения, содержание и динамику.
Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следет рассматривать как— семью из трех членов: муж, жена и ребенок. Т.е. нормальную.
С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где ответ-венность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, попадают в разряд анормальных.
Семейные отношения — это не в последнюю очередь отношения власти: доминирование-подчинение.
Задача доминирующей личности — обеспечение безопасности группы, координация действий ее членов для достижения групповых целей, определение перспектив жизни и развития группы и внушение веры в будущее.
В плане воспитания выделяют 5 видов власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослыми в семье (Френч и Равен):
Власть вознаграждения — ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание — за социально порицаемым.
Власть принуждения — в основе ее лежит жестокий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному — угроза, либо физическому).
Власть эксперта — основана на большой компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность
Власть авторитета — в ее основе лежит уважение одного из родителей, который является образцом — носителем социально одобряемого поведения. \ИВласть закона — единственная форма внеличностной власти, однако носителем и истолкователем «закона» — правил поведения — для ребенка являются взрослые, и в частности родители.
Доминирование одного из супругов является необходимым условием устойчивости семьи, хотя сейчас значение может иметь удовлетворенность браком при условии паритетных отношений и совместности проведения досуга.
Одним из важнейших параметров, входящих в модель со-еменной семьи, является ответственность..
Если человек не принимает ответственности, то возникает вство самоотчуждения, из – за которого человек спасается бегством в социальную идентификацию при неприятии ответственности, если она успешна, то возникает самоидентификация. Если же социальная идентификация неуспешна, она порождает социальное отчуждение, из которого есть два выхода: опять бежать или изменить свой социальный статус или свои личностные ценности. Если же человек с самого начала принимает ответственность, то через тождественность он приходит к подлинному единству с самим собой и с другими.
Понимание ответственности чаще связано с ее поведенческими проявлениями. Полагают, что степень личной ответственности тем выше, чем более выражено чувство определенной возможности контролировать совершение действия и его исход.
Принять ответственность можно за отношения в группе, а также за ее деятельность (цель, результат и процесс). Ответственность за групповые отношения подразделяется на:
1) ответственность за групповые нормы (как результат прошлых взаимодействий),
2) ответственность за стремление к изменению норм, традиций, отношений (будущее),
3) ответственность за реальное состояние группы (настоящее). Личность может нести ответственность за себя, за отдельных членов группы, за референтную группу (часть группы, к которой принадлежит, и за группу в целом).
Под аффилиацией (контактом, общением) подразумева-ся прежде всего определенный класс социальных взаимодей-вий, имеющих повседневный и в то же время фундаменталь-,га характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомы-1) и такое его поддержание, которое приносит уцовлетворе, увлекает и обогащает обе стороны.
Потребность в аффилиации — это потребность «заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться. Любить.
Аффилиация противоположна власти — любовь толкает человека на поступки, которые он хочет совершить, а страх власти (мотивация подчинения) принуждает к таким действиям, которые человек не совершал бы по своей воле.
Психологическая эмоциональная близость яляется «результирующей» направленностей двух членов семьи, ) за этой результирующей могут скрываться куда более слож-ле эмоциональные отношения.
Иерархия доминирования включает трех членов семьи, поэтому важно не только определить, кто доминирует, но и саму иерархию «власти-подчинения».
На первый взгляд, теоретически в полной элементарной нуклеарной семье существует всего лишь 6 типов иерархии (в порядке доминирования): 1) «отец — мать — ребенок», 2) «отец — ребенок — мать», 3) «мать — отец — ребенок», 4) «мать — ребенок — отец», 5) «ребенок — отец — мать», 6) «ребенок — мать — отец».
Можно предположить, что максимально стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу. К этому типу наиболее близка «идеальная» католическая семья, что, разумеется, не делает ее идеальной в эмоционально-оценочном смысле этого слова
Доминирование работающей матери в семье приводит к тому, что дети хуже усваивают ценности, нормы и мораль обще-ва. Дети матерей-одиночек испытывают большие проблемы в социальной адаптации, выборе брачного партнера и воспита-собственных детей. ().
Как отмечает Б. И. Кочубей, в настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, он утратил прежний авторитет, с другой — лишившись патриархальной высоты и недоступности, он сплошь и рядом не стал ближе к детям. Не так уж мало семей, где отец — просто «чужой среди своих
По данным социологических исследований, проведенных в конце 80-х годов, роль отца в воспитании детей была сведена к своеобразному минимуму. Отцы в 1,5 раза реже, чем матери, контролировали учебу детей в школе, в 1,5—4 раза реже, чем матери, обсуждали с детьми учебные дела, книги, взаимоотношения с товарищами, моду, телепередачи, планы на будущее, выбор профессии, особенности характера детей и пр. Соответственно на вопрос: «Кто является для тебя наибольшим авторитетом?» — лишь 5—9% школьников 8—10-х классов Вильнюса, Москвы и Баку ответили, что отец, и 17—19% назвали мать. С матерью были более откровенны, чем с отцом, как мальчики, так и девочки. Она чаще становилась образцом для подражания. На нее хотели быть похожими 28% вильнюсских, 26,5% московских и 19, 4% бакинских школьников, а на отца, соответственно, 10,6%, 8,8%, и 8,9% («Отец в современной семье». Вильнюс, 1988).
По данным эмпирических исследований середины 90-х годов, отцы сегодня имеют неплохой шанс изменить ситуацию в свою пользу. Во-первых, большинство подростков опрошенных семей (свыше 90%) утверждают, что отец зарабатывает больше, чем мать, хотя мать доминирует в семье и домашнем хозяйстве. Декларируя, что в семье «главой» является отец, они указывают, что реально в семье распоряжается мать. У отца нет реальной власти. Он уважаем детьми, хотя с ним они имеют меньший эмоциональный контакт: большинство детей утверждают, что мама их любит больше, чем папа, и при конфликтах в семье дети принимают сторону матери. Во-вторых, папы чаще играют с детьми, участвуют в семейных развлечениях, учат их постоять за себя, заступаются за детей
А. И. Антонов отмечает ряд суще-ственных перемен.
1. Произошел перевес личных выгод индивида над ценностями родства,
2. Современной модели семьи характерно разделение дома работы. так называемая «двойная грузка» современной женщины. трансформацию женских ролей в семье.
В прежней семье у мужчины и женщины семейных обязанностей было предостаточно. К настоящему времени объективно в городской семье, а частично и сельской, мужчина имеет меньшую нагрузку. Субъективно она вообще может стать минимальной. (Один молодой мужчина признался в беседе, что у него есть всего две семейные обязанности, которые он регулярно старается выполнять: «вовремя приходить домой и никогда не отказываться от того, что приготовила жена».) Приложение женского труда в семье по-прежнему остается объемным
3. Произошло размежевание дома и внесемейного мира,
4. Современной семье свойственна социальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным и независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса и профессиональной специализации родителей.
5. Происходит переход от централизованной расширенной -родственной системы к децентрализованным нуклеар-ым семьям, в которых супружеские узы становятся выше родоственных.
6. Развод по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) вытесняется разводом, вызванным межличностной совместимостью супругов («не сошлись характерами», «отсутствие взаимопонимания», «испытали разочарование друг в друге»).
7. На смену культуре бездетности с жестким табу на приме-контрацепции приходит культура индивидуального вмеш-ательства в репродуктивный цикл, т. е. предупреждение и планирование беременности.